Играя в театрализованные игры, дети 6–7 лет стремятся обследовать и описать предмет. Только к семи годам дети могут систематически планомерно рассматривать предметы. Этим детям уже не нужно держать предмет в руках, они вполне описывают его свойства, пользуясь чисто зрительным восприятием.
Таблица 1
Система коррекционной работы по развитию творческих способностей спомощью театрализованных игр
Тема |
Формы |
Драматизация |
Строим свой театр |
Режиссерская сюжетная игра |
Кинезеологические упражнения |
В мире театра |
Куклы Би-Ба-Бо |
Обыгрывание этюдов «Встреча в театре». |
Я режиссёр |
Способы использования разнообразных игрушек - фабричных и самодельных. |
Кинезеологические упражнения Дыхательное упражнение «Шарик». Обыгрывание стихотворения «Маша обедает» (С. Капутикян) |
Я декоратор |
Рисование. Постановки |
Сценическое изображение ролей. Распределение ролей с помощью загадок. Драматизация сказки «Шляпа». |
Случай возле театра |
Инсценировка |
Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Упражнение «Насос и колесо», Инсценировка «Случай на дороге». |
«Про Лисичку — рыжую сестричку». |
Беседа Инсценировка |
Инсценировка «Курочка Ряба». Театрализованная сказка «Про Лису — рыжую красу». |
Трафаретный театр |
Потешки, скороговорки, пословицы, песенки, колыбельные песни. Использование трафаретов для изготовления персонажей |
Постановка театральная «Зверята и друзья», «Царевны». |
Театр теней |
Инсценировка. Плоскостные персонажи на ярком источнике света |
Инсценировка. В.Сутеев «Кто сказал мяу!» |
Все профессии нужны, все профессии важны. |
Беседа о профессиях. |
Инсценировка С. Михалков «А что у вас?» |
Маша и кот Василий |
Инсценирование сказки |
Свободная театральная постановка по прочтённому художественному произведению. |
Под грибком |
Куклы Би-Ба-Бо. Мини-этюды |
Речевая минутка Пантомимы Инсценировка с куклами бибабо |
Кричи-молчи. Индюк |
Диалоги Персонажей за ширмой |
Диалоги зверюшек |
Драматизация Разыгрывание пантомимок |
Драматизация Разыгрывание пантомимок |
У зеркала, Угадайте, кто я. |
Совместное изготовление атрибутов |
||
«Плывёт кораблик по волнам» |
Оттиск мятой бумаги. |
|
«Волшебные бабочки» |
Использование цветного скотча |
|
«Ёжик на полянке» |
Аппликация c вилками. |
|
«Цветочная полянка» |
Оттиск мятой бумаги. |
|
«Барашки-завитушки» |
Использование хлопкового волокна — ваты |
|
«Машины в городе» |
Нетрадиционная аппликация c применением пуховых красок. |
|
«Подсвечник и свеча» |
Свеча и акварель. |
|
«Федора в гостях у ребят» |
Использование обрывной бумаги, техника коллажа |
|
«В гости к Пятачку» |
Ниткография. |
|
Виды заданий от занятия к занятию усложняются: от наиболее простых топологических, координатных, метрических представлений вплоть до лингвистических (языковых) представлений, наиболее поздно усваиваемых ребенком. Посильность заданий обеспечит их успешное выполнение, что непременно принесет удовлетворение ребенку, а, следовательно, будет формировать положительное отношение к образовательной деятельности, что чрезвычайно важно.
Все занятия проводились в соответствии с тематическим планом ДОУ. Проводимые задания осуществлялись на основании принципа постепенного усложнения материала, согласно которому, работу начинали с упражнений, направленных на зрительное восприятие реальных предметов или их изображений. Затем переходили к схематичным изображениям, графическим знакам и символам. Все задания, упражнения связаны с основной темой занятия и его этапом. Изготовление макетов для театрализованных игр (домики для кукол Барби, крепость с воинами, хозяйский двор, макет леса) способствовали обыгрыванию детьми в своих играх знакомых сказок, мультфильмов, событий из личной жизни. Очень часто приходилось становиться одним из участников режиссерской игры, то есть брать на себя какую-то роль и направлять игру от имени своего персонажа, подталкивая ребят к новым действиям, разворачивая сюжет и вступая в диалоги.
Если у ребёнка в процесс театрализации не получилось его сущностная характеристика, то следует привести пример великих деятелей искусства, которые творили не так как все, и поначалу им казалось, что у них не получается. Предложить, чтоб все остальные ребята слышали, что этот ребёнок может стать великим.
Если во время театрализованной деятельности из- за одного ребёнка проиграла вся команда, то следует попросить каждого члена команды представить, что проиграли из-за него. Спросить, что чувствуешь, когда на тебя залиться вся команда, но ты упал не специально. Попросить команду сказать этому ребёнку все те слова, которые бы в данной ситуации хотел бы услышать каждый на его месте.
Поблагодарить упавшего ребёнка за предоставленную возможность проявить остальным детям качества настоящего товарищества и соратника.
Зачастую ставились проблемные вопросы «С чего начнём подготовку к спектаклю: с изготовления афиши или выходных билетов?», Чтобы воплотить эти идеи в жизнь, у нас есть всего лишь картонная коробка и несколько кубиков». Данные приёмы помогали проявить инициативность во время театрализованной деятельности.
Литература:
- Григорьева Т. С. Программа «Маленький актер» для детей 5–7 лет; Сфера — М., 2016. — 128 c.
- Кудинова Н. П., Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей старшей группы. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»; Мир — Москва.
- Мисько И. Ю. Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка // Вопросы дошкольной педагогики.
- Радынова О. П. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации; Дрофа.
- Соловцова А. С., Шарикова Д. В., Бондаренко Е. Н. Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возврата через театрализованную деятельность // Молодой ученый.