В статье рассматривается один из способов достижения метапредметных результатов по ФГОС, названный проектной деятельностью обучающихся, раскрываются характеристики проектного метода, излагаются трудности его реализации, в частности, происходит сравнительный анализ проектной и исследовательской деятельности обучающихся
Ключевые слова: проектная деятельность, обучающиеся, исследовательская деятельность, активные методы обучения, метапредметные результаты обучения
В настоящее время в педагогической практике особое внимание уделяется активным методам обучения, целью которых является стимулирование познавательной, мыслительной и практической деятельности обучающихся через «диалог» между преподавателем и самими обучающимися, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. [1]
Преподаватель становится коллегой, который не подавляет обучающегося, а развивает его, дает возможность осознать себя как личность, формирует такие качества личности, как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.
Одним из способов реализации активных методов обучения является проектная деятельность. В педагогику, в том числе, в российскую, термин «проект» вошёл благодаря работам Дж.Дьюи и У.Килпатрика (The Project Method). Этот термин подразумевает под собой «план» или «выполняемый от души замысел». [2]
Под проектной деятельностью обучающихся понимается способ организации процесса познания учебного материала, при котором поставленная цель реализуется при помощи детальной разработки проблемы, которая завершается осмысленным, осязаемым результатом, который можно применять на практике. Другими словами, проект — это то, что создано идеями, волей и энергией людей и итог проектной деятельности — это продукт (реальный объект), созданный для конкретного использования.
Культурные нормы разворачивания проектной деятельности:
1) оформление образа желаемого будущего;
2) анализ ситуации, реальной практики, функционирующей системы, требующей изменения;
3) целеполагание, уточнение представлений об итоговом продукте;
4) формулировка задач, которые следует решить;
5) выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
6) планирование, определение последовательности и сроков работ;
7) проведение работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта;
8) представление результатов в соответствующем использованию виде. [3]
Очень важным и трудным этапом в данном процессе является целеполагание. Несомненно, что помощь педагога необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели, ведь обучающемуся предстоит найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на него, автор будущего проекта определяет цель своей и работы и ставит еще один вопрос: «Что для этого следует сделать?» Отвечая на него, будут видны задачи будущей работы.
Если обучающийся не осознает своих целей, он не может определить пути их реализации, он не готов прикладывать усилия для их достижения, и как итог — не может проявить свой потенциал, свои возможности, способности. Умение ставить для себя цели, как краткосрочные, так и долгосрочные — это способность соединить настоящее с будущим, выстроить цепочку событий и определить этапы своих действий, соотнося их с конкретными временными рамками.
Затруднением в реализации проектной деятельности у обучающихся среднего профессионального образования является то, что проект часто подменяют исследованием. Необходимо обратить внимание, что проектный метод стремится не понять проблемы, а качественно изменить окружающую действительность с целью решения той или иной насущной проблемы и предполагает следующий подход: подумай, вообрази, поразмысли, каким путем и какими средствами можно сделать продукт, ведь именно он и будет результатом проекта. Тогда как исследование формирует у обучающихся установку на то, что мир познаваем и они готовы его исследовать, и четко формулируя гипотезу, и прорабатывая ее с помощью эксперимента, обучающиеся получают результат исследования — новое знание. В проектах нет гипотез, но есть образ желаемого будущего, здесь результат известен с самого начала, в отличие от исследования, где результат его неизвестен.
К общим характеристикам исследовательской и проектной деятельности следует отнести характеристики организационно-управленческого плана:
− целеполагание;
− формулировка задач, которые следует решить;
− выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
− планирование, определение последовательности и сроков работ;
− проведение проектных работ или исследования;
− оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
− представление результатов. [3]
Проектная деятельность, несомненно, превращает образовательный процесс в работу творческую, созидательную и результативную. Так, в 2018 году одной из обучающихся Нижневартовского нефтяного техникума был подготовлен проект «Эффективные способы запоминания иноязычной лексики при изучении английского языка», результатом которого стал продукт — информационный буклет «Памятка для запоминания новой лексики английского языка».
На первом этапе проекта (оформление образа желаемого продукта) обучающаяся придумала, как будет выглядеть информационный буклет и кому он будет адресован. Отвечая на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?», автор проекта определилась с целью — помочь своим одногруппникам в изучении английского языка, а именно, найти наиболее эффективные способы запоминания английских слов и отразить их в своем буклете. Задачи будущего проекта сложились из ответа на вопрос: «Что для этого следует сделать?» Дальше обучающаяся определилась со сроками реализации проектной деятельности и ее последовательностью — вся работа заняла три месяца. Когда все намеченные задачи были решены, а цель достигнута, обучающаяся продемонстрировала результат своей проектной деятельности на научно-практической конференции Нижневартовского нефтяного техникума «Шаг в будущее», где стала обладательницей диплома за 2 место. Продукт проектной деятельности — буклет, положительно оценили и одногруппники автора, для которых этот буклет и был предназначен, отметив практическую значимость данного продукта.
Реализуя в своей педагогической деятельности активные методы обучения, в частности, проектную деятельность, педагог формирует метапредметные результаты обучения, закрепленные во ФГОС. Таким образом, главный участник проектной деятельности — обучающийся, овладевает умением самостоятельно определять цели деятельности и формулировать задачи, самостоятельно планировать пути достижения целей, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, овладевает основами самоконтроля, самооценки, а также умением продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, что, несомненно, скажется благотворно для развития личности обучающегося в целом.
Нельзя недооценивать педагогическую ценность проектной деятельности: она обеспечивает процесс взросления обучающихся, позволяет им становиться современными, инициативными и ответственными членами общества, а также служит основой для построения жизненных планов во временной перспективе. Понимание перспективных целей важно не только для того, чтобы осознавать, куда идти, но и для того, чтобы определить путь — как идти.
Литература:
- Активные методы обучения. Федеральный портал «Российское образование». Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=11
- Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2011. 192 стр.
- Юшков А. Н. Учебное исследование и учебный проект. Предварительная разметка смыслового пространства [Электронный ресурс] Режим доступа: http://schoolnano.ru/node/4588
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fgos.ru/