В статье показаны основные техники и приемы, методы, принципы, этапы и особенности обучения передвижения на лыжах.
Ключевые слова: лыжи, способ передвижения, двигательный навык, процесс обучения, физическое воспитание.
Россия — страна, где большую часть времени занимает продолжительная и снежная зима. Занятия лыжными видами спорта — одни из самых доступных и массовых видов физической культуры в нашей стране. Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков задействует большие группы мышц, совершенствует ряд жизненно важных физических волевых навыков: выносливости, силы, быстроты, ловкости, решительности, настойчивости, выдержки, оказывает большую воспитательную направленность.
В нашей стране сложились две основные формы работы с лыжами — лыжная подготовка (обязательный минимум занятий на лыжах по физическому воспитанию) и лыжный спорт. [1, 4]
И любители, и спортсмены обязательно изучают различные техники передвижения на лыжах, формируют и закрепляют полученные навыки.
Все способы передвижения на лыжах состоят из отдельных элементов. К ним относятся: отталкивание лыжами, скольжение, перекат, подседание, отталкивание палками, маховые движения при выносе ноги с лыжей или руки с палкой.
Передвижение на лыжах по пересеченной местности требует от лыжника умения спускаться со склонов разной угловой наклонности, преодолевать неровности, осуществлять торможения и повороты в движении. Такие навыки очень важны как спортсмену, так и туристу-любителю. [1, 40]
На начальной стадии обучения лыжным техникам основой является возникновение и закрепление системы сложных условных рефлексов при формировании двигательных навыков. Обучение любому способу передвижения на лыжах происходит по определенной схеме. Сначала обучаемому рассказывается, показывается и объясняется способ передвижения, затем обучающийся пытается выполнить предложенную технику передвижения. Путем многократных повторений достигается автоматизм движений. С образованием двигательного навыка сознание освобождается от контроля за каждым отдельным элементом хода и здесь уже формируется скорость передвижения, преодоление препятствий, корректировка техники передвижения в меняющихся условиях (склоны, подъемы, усиление ветра и т. д.). [1, 50]
Прочность двигательного навыка — значимая черта, характеризующая спортивное мастерство лыжника и позволяющая показывать стабильную технику. Следующими важными показателями являются устойчивость двигательного навыка и их вариативность. Эти показатели дают возможность приспосабливать технику к меняющимся условиям лыжных передвижений, сокращать или увеличивать длину шага, замедлять или ускорять маховые движения и т. д. В целом вариативность техники — это индивидуальное приспособление каждого способа передвижения к меняющимся внешним условиям. [1, 40]
В процессе формирования двигательных навыков происходит взаимодействие имеющихся навыков с новыми. При этом влияние старых навыков может как помогать закреплению новых (положительный перенос навыков), так и препятствовать (отрицательный перенос навыков) им. Важным так же является постепенность и последовательность изучения способов передвижения на лыжах. [3, 27]
Поэтому при учете всех факторов, влияющих на эффективность обучения техникам передвижения на лыжах выработан следующий порядок обучения: попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, одновременный двухшажный ход, одновременный одношажный ход, пепеременный четырехшажный ход и способы перехода с хода на ход. Далее идут спуски (спуск в основной стойке, в высокой стойке, в низкой стойке, специальные стойки), подъемы (подъем ступающий, скользящий шаг, подъем беговым шагом, подъем прямо по склону с продвижением вперед и назад, подъем по склону наискось и прямо), торможения (упором, «плугом», соскальзыванием, падением, торможение палками) и повороты в движениях (переступанием, упором, «плугом», из упора, «ножницами», на параллельных лыжах). [1, 40]
Любое обучение техникам лыжного передвижения включает в себя дидактические принципы педагогики, которые отражают специфику физического воспитания в целом, имеют свое особое содержание, средства и методы.
Основными принципами способов передвижения на лыжах являются:
а) Сознательность и активность — направленность на достижение поставленной цели, активная работа по реализации технических приемов, анализ ошибок и их устранение.
б) Систематичность и последовательность –этот принцип базируется на взаимосвязи отдельных способов передвижений, на положительном переносе навыков от простого к сложному, от неизвестного к известному.
в) Наглядность — этот постоянная демонстрация техник передвижения на лыжах, что особенно важно на начальном этапе обучения
г) Доступность и индивидуализация — это учет анатомо-физиологических и психических особенностей человека при обучении техник передвижения на лыжах. Этот принцип очень взаимосвязан с принципом систематичности и последовательности.
д) Прочность — этот принцип достигается путем многократного повторения и усвоения теоретических знаний и практических умений при изучении техник передвижении я на лыжах.
Все принципы в процессе обучения взаимосвязаны, что позволяет эффективно использовать их в практической деятельности. [2, 9]
Принципы тесно связаны с их практических осуществлением. Здесь важную роль играют средства и методы достижения целей и задач при обучении передвижения на лыжах. На практике применяются следующие методы: словесные (рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, подсчет и др.), наглядного воздействия (демонстрация рисунков техник, образцовый показ способа передвижения, средства звуковой и световой сигнализации и строчной зрительной информации), практические (игровые и соревновательные методы, метод целостного разучивания упражнений, метод расчленения цикла).
В учебной работе все методы применяются в сочетании. Объяснение создает общее впечатление, образцовый показ дополняет и уточняет его, с помощью практического метода формируется двигательный навык. [2, 10]
В процессе обучения для каждого отдельного способа передвижения на лыжах выделяются три относительно завершенных этапа. Данные этапы соответствуют определенным стадиям формирования двигательных навыков и различаются по педагогическим задачам и методике обучения. Это начальное разучивание, углубленное разучивание, закрепление и совершенствование. [1, 83]
Немаловажным фактором при обучении передвижению на лыжах является подготовка мест занятий и организация обучений. Данные места имеют свои специфические установленные требования. Поэтому предусматриваются учебные площадки, учебные лыжни и для совершенствования навыков создаются тренировочные лыжни. [1, 89]
Учет всех факторов обучения лыжным техникам позволяет эффективно реализовывать поставленные цели и задачи, делать данный вид спорта доступным и популярным среди разных социальных групп, привлекать молодых людей к активному и здоровому образу жизни.
Литература:
- Бутин И. М. Лыжный спорт. Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2000.-368с.
- Каклимов А. Ф., Бомин В. А., Шохирев В. В. Методика обучения способам передвижения на лыжах: Учебно-методическое пособие. — Иркутск: Ирк. фил. РГУФКСиТ, 2010. -157 с
- Манжосов В. Н., Акентьев А. В. и др. Лыжный спорт: Сб.статей. Вып.2-й.-М.: Физкультура и спорт, 1985.- 64с., ил.