Рассматриваются электронные образовательные ресурсы как способ персонализации начального школьного образования. Описывается реализация Модели персонализация начального школьного образования с использованием электронных образовательных ресурсов.
Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что большое количество информации неизбежно влечет за собой повышение информативной емкости школьных уроков, в связи с чем, возникает необходимость в использовании электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для совершенствования образовательного процесса. Электронные образовательные ресурсы — это термин, объединяющий средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий. Рекомендуемые для использования в образовательном процессе школ цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) — это частный случай ЭОР, образовательные ресурсы, созданные и функционирующие на базе цифровых технологий.
Имеющийся в настоящее время опыт использования ЭОР в образовании свидетельствует о том, что их применение позволяет существенным образом повысить эффективность учебного процесса в начальной школе [4, 5].
ЭОР создают предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику электронных разработок, направленных на интенсификацию учебного процесса и реализацию в нем инноваций [5].
Проблемы использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе поднимались многими учеными (Д. В. Агальцева, О. С. Гребенюк, JI. X. Зайнутдинова, А. Б. Кондратенко, А. А. Кузнецовым, И. В. Роберт и др.) Авторы отмечают, что ЭОР способствуют совершенствованию форм, методов и содержания обучения.
М. А. Лаврентьева и Е. Е. Мельникова считают, что создание высоко эффективных электронных образовательных ресурсов является важной задачей в области информатизации образования в Российской Федерации.
Г. Ю. Грифанова описывает преимущества ЭОР по сравнению с другими средствами обучения. По ее мнению, мультимедийность позволяет сохранять тем развития речи, мышления, пространственной ориентации и др., а также обеспечивает визуализацию целостного образа и интерактивность и персонализацию обучения.
Изучение литературы по проблеме позволило сформулировать цель исследования — обоснование и разработка модели персонализации обучения в начальной школе общеобразовательной организации с использованием ЭОР.
Объектом исследования является обучение в начальной школе общеобразовательной организации.
Предметом исследования являются модель и методика персонализации сформированного на базе применения ЭОР.
Задачи исследования:
− выявить особенности организации учебного процесса с использованием ЭОР;
− разработать и реализовать Модель персонализации обучения в начальной школе общеобразовательной организации с использованием ЭОР.
− разработать методику персонализации обучения в начальной школе общеобразовательной организации с использованием ЭОР.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие обучающиеся третьих классов МБОУ лицей № 4 г. Воронежа. Всего участвовали в эксперименте 65 обучающихся. Исследование началось в сентябре 2018г., когда дети обучались во втором классе и продолжается в настоящее время.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы; метод теоретического и сравнительно-сопоставительного анализа, моделирование.
Результаты и их обсуждение
Личностно-ориентированные технологии, способствующие персонализации обучения в начальной школе общеобразовательной организации с использованием ЭОР, нацелены на развитие и саморазвитие личности обучающихся, выявление и развитие их индивидуальных общих и специальных способностей. В качестве примера таких технологий используется развивающее обучение, предложенная Д. Г. Левитес технология коллективной мыслительности, технология проблемного обучения, школы адаптирующей педагогики (Е. Ямбург).
Разработанная Модель персонализации обучения в начальной школе общеобразовательной организации с использованием ЭОР имеет следующие уровни:
- Способы обучения — компьютерное обучение; изучение материала по цифровому учебнику; изучение материала на базе компьютера; самопроверка на компьютере; оценивание знаний с помощью компьютера; участие в сетевых сообществах.
- Форма учебно-познавательной деятельности — классные уроки; выполнение домашнего задания; дистанционная форма консультации с учителем; работа в сети Интернет.
- Программные средства обучения — обучающие системы; контролирующие системы; мульмедиаплеер — «проигрыватель ресурсов»; система для поиска информации; программы для обработки графических изображений; инструментальные средства.
- Типы ЭОР — электронные учебные модули открытых мультимедиасистем; электронные учебные модули виртуальных коллективных сред; ЭОР на локальных носителях; сетевые текстографические ЭОР; ЭОР на базе динамических электронных технологий.
- Персонализация обучения в начальной школе с использованием ЭОР.
В конечном результате процесс обучения в начальной школе представляет собой набор специально разработанных средств формирования индивидуальности, индивидуальных качеств ребенка.
Метод педагогики индивидуальности предусматривает направленность на подготовку к жизни, профессиональное самоопределение, развитие личностных качеств обучающихся.
Модель персонализации обучения в начальной школе общеобразовательной организации с использованием ЭОР предусматривает выполнение следующих педагогических условий: изучение потребностей обучающихся; создание условий для развития учебной мотивации; профессиональная ориентация; мотивация в саморазвитию и самообразованию.
Конечным результатом реализации Модели соответствии с концепцией педагогики персонализации является индивид с развитой индивидуальностью.
Проведенный мониторинговый срез в октябре 2019 года показал, что индивидуальная образовательная траектория, способствующая успешной адаптации и социализации, может быть реализована через персонализацию обучения. Причем, важную роль в этом играет использование ЭОР.
Доказано (В. В. Грачев, А. Б. Кондратенко, О. С. Откаленко и др.) персонализация обучения связана с определением индивидуальных свойств личности ребенка и выстраиванием траектории образовательного процесса таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность обучения.
Таким образом, построение персонального (индивидуального) плана обучения в начальной школе с использованием ЭОР — это реально выполнимая задача. Исследование показало, что использование ЭОР в большей степени способствует использовать индивидуальный подход в обучении и воспитании.
Ранее изучено многими учеными психологами, и нами установлено в процессе исследования, что каждый обучающийся, исходя из задатков, заложенных природой, способен выполнять определенный вид деятельности и с помощью ЭОР развивать специальные способности, необходимые для будущего профессионального самоопределения.
Литература:
- Беспаленко Е. М. Проблемы информатизации в профессиональном самоопределении/ Е. М. Беспаленко// Системы управления и информационные технологии / Сборник научных трудов. — Воронеж: ВГТУ, 2000, — с.9–10.
- Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калинингр. гос. ун-т. Калининград, 2000. 572 с.
- Кондратенко А. Б., Кондратенко Б. А. Технология обучения в виртуальной образовательной среде персонализации обучения // Открытое образование. — 2013. — № 3 (98). — С. 47–51.
- Giuseppe Ritella, Kai Hakkarainen. Instrumental genesis in technology-mediated learning: From double stimulation to expansive knowledge practices // International Journal of Computer-Supported Collaborative Learning. — 2012. — № 7, Issue 2. — pp. 239–258.
- Mary Webb. Pedagogy with information and communications technologies in transition // Education and Information Technologies. — 2012. — № 19, Issue 2. — pp 275–294.