В статье представлены результаты исследования уровня развития интеллектуальных операций (анализ, обобщение и классификация) младших школьников.
Ключевые слова: интеллектуальные операции, младшие школьники, анализ, обобщение, классификация, психология способностей, мышление, развитие.
Проблематика мыслительных (интеллектуальных) операций стоит в центре психологии обучения и развития, психологии способностей и мышления. На практике этот вопрос на сегодняшний день является одним из главных в «субъектной» педагогике. Найти ответ на вопрос «Как научить ученика учиться?» — вот что является важной, актуальной и главной для педагогической психологии задачей.
Наряду с развитием младшего школьника, развитием его способности мыслить в символических и абстрактных терминах, всё большее значение приобретает обучение и овладение интеллектуальными операциями в процессе учебной деятельности.
Сложно понять мышление без обращения к интеллектуальным операциям. Мышление — есть, прежде всего, разрешение задачи. В свою очередь, любая задача разрешается на определенном содержании и определенным способом. Обобщенными же способами работы с содержанием выступают интеллектуальные операции. К сожалению, приходиться констатировать, что проблема интеллектуальных операций в контексте мышления была четко поставлена С. Л. Рубинштейном [1], но не нашла систематического развития.
«Интеллектуальная операция — это операция, которая учитывает существенные условия той объективной ситуации, в которой она совершается. Операция будет интеллектуальной, если она оперирует предметами сообразно с их объективной природой и существенными для данной задачи отношениями» [4]. Под интеллектуальной операцией понимают осознанные психические действия, которые связанны с познанием и разрешением задач. Функциональными механизмами познавательных процессов выступают конкретные функциональные физиологические системы. Операционными механизмами — выступает система приобретенных операций. Интеллектуальные операции выступают в единстве функциональных и операционных механизмов [3].
Овладение интеллектуальными операциями имеет важнейшее значение в развитии способностей. «В процессе учебной деятельности складываются операционные механизмы способностей, которые не заданы природой, а формируются в различных видах научения. Операционные механизмы являются основными преобразующими механизмами способностей в деятельности. Они увеличивают способы обработки материала и тем самым тренируют и развивают психические функции» [5].
В рамках работы над диссертационным исследованием, которое проводилось на базе ГБПОУ «Западный комплекс непрерывного образования» г. Москвы, мы провели констатирующий эксперимент по определению уровня развития интеллектуальных операций младших школьников. В исследовании приняли участие ученики 3 класса в возрасте от 9 до 10 лет в количестве 20 человек.
Нами были подобраны и проведены следующие методики:
- для диагностики уровня развития интеллектуальной операции анализ — использована методика «Анаграммы» (по А. Заку). Цель диагностики: определить уровень развития способности к анализу
- для диагностики уровня развития интеллектуальной операции обобщение — использована методика «Исключение лишнего» (по Н. Л. Белопольской). Цель диагностики: определить уровень развития способности к обобщению
- для диагностики уровня развития интеллектуальной операции классификация — использована методика «Исключение понятий» (по С. Х. Сафоновой). Цель диагностики: определить уровень развития способности к классификации
Результаты методики «Анаграммы» представлены на рис.1.
Рис. 1. Диаграмма показателей уровня развития интеллектуальной операции анализ у младших школьников
По данным исследования уровня развития уровня развития интеллектуальной операции анализ у младших школьников можно констатировать следующее: у 40 % исследуемых — очень высокий уровень, у 50 % — высокий показатель, у 5 % — средний показатель и у 5 % — очень низкий показатель. У 90 % исследуемых достаточно высоко развита способность к анализу. Младшим школьникам приходиться часто применять интеллектуальные операции, в частности, анализ в своей учебной деятельности при выполнении задач.
Результаты методики «Исключение лишнего» представлены на рис. 2.
Рис. 2. Диаграмма показателей уровня развития интеллектуальной операции обобщение у младших школьников
По данным исследования уровня развития интеллектуальной операции обобщение у младших школьников можно констатировать следующее: у 30 % исследуемых — очень высокий уровень, у 50 % — высокий показатель, у 15 % — средний показатель и у 5 % — очень низкий показатель. У группы исследуемых достаточно высоко развита способность к обобщению.
Результаты проведенной методики «Исключение понятий» представлены на рис. 3.
Рис. 3. Диаграмма показателей диагностики уровня развития интеллектуальной операции классификация у младших школьников
По данным исследования уровня развития интеллектуальной операции классификация у младших школьников можно констатировать следующее: у 5 % исследуемых — очень высокий уровень, у 25 % — высокий показатель, у 40 % — средний показатель, у 25 % — низкий показатель и у 5 % — очень низкий показатель. По группе исследуемых уровень развития интеллектуальной операции классификация у младших школьников ниже среднего. От умения классифицировать — будет зависеть успешность освоения учебного материала младшими школьниками на уроках.
По нашему исследованию представлены следующие выводы:
- у исследуемых достаточно высокие результаты уровня развития интеллектуальных операций анализа и обобщения.
- у исследуемых уровень развития интеллектуальной операции классификация — ниже среднего
- интеллектуальные операции, такие как анализ, обобщение и классификация находятся в фазе активного развития.
Проведенное нами исследование позволило выявить уровень проявления мыслительных операций младших школьников. По результатам исследования можно подобрать методики для развития интеллектуальных операций школьников в учебном процессе.
Одной из приоритетных задач современной начальной школы, по мнению В. Д. Шадрикова, должна стать задача развития интеллектуальных операций в процессе учебной деятельности. К сожалению, можно констатировать, что в настоящее время в начальной школе развитию интеллектуальных операций уделяется недостаточно времени, современная система образования более нацелена на получение конечного результата обучения, чем на процесс формирования этого самого результата. Как известно операции мышления развиваются в деятельности, а ведущей деятельностью ученика начальной школы является учебная деятельность [5].
Литература:
- Ратанова Т. А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. — 6-е изд., доп. — М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО МПСУ, 2013. — 352 с.
- Шадриков В. Д. Диагностика познавательных способностей. Методика и тесты. М.: Альма Матер, 2009. 533 с.
- Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции: Монография. М.: Логос, 2006. 108 с.
- Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков. М.: Аспект Пресс, 2007. — 284 с.
- Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.