В статье рассматривается применение интерактивных технологий в преподавании английского языка, как средство повышения мотивации суворовцев. Представлен опыт применения интерактивных технологий на уроках английского языка.
Ключевые слова: мотивация, интерактивные технологии, ролевая игра, деловая игра, рефлексия.
Первостепенная задача образования сегодня — не просто вооружить выпускника необходимым уровнем знаний, а сформировать у него желание и умение учиться на протяжении всей жизни, сотрудничать в команде, развивать способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Ранее классической функцией образовательного процесса было овладение системой по основным наукам. Память обучающихся фиксировала многочисленные фактические события, имена и понятия. Поэтому и наблюдалось заметное превосходство российских выпускников над сверстниками из других стран.
Последние исследования, проведённые в сфере образования, заставляют задуматься. Задания репродуктивного характера, отражающие лишь теоретические знания и умения выполняются российскими школьниками лучше, чем задания на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, представленных в непривычной, нестандартной форме, направленные на проведение анализа данных или их интерпретацию, формулировку вывода или определение тех или иных последствий.
В современном мире не сами знания, а сведения о том, в какой сфере их использовать становятся приоритетными. Но ещё существеннее знать как:
- добывать информацию,
- интерпретировать,
- создавать новую.
В совокупности всё это является результатом деятельности. Таким образом возникает необходимость изменить характер образовательного процесса и виды деятельности учащихся.
При данном подходе к обучению главным становится освоение суворовцами таких новых видов деятельности как: учебно–исследовательская, поисково-конструкторская, творческая. Из потребителя знаний суворовец становится активным пользователем образовательной деятельности.
Изучение любого иностранного языка — дело, требующее больших временных и умственных затрат, поэтому суворовцам приходится больше и усерднее работать над изучением этого предмета, что порой вызывает негативное отношение и является причиной усталости. Помимо этого, не все суворовцы осознают важность владения английским языком в жизни, то есть внутренняя мотивация у таких суворовцев отсутствует и появляется сопротивление участию в процессе изучения предмета. На это у них, как правило, один категоричный ответ «мне он не нужен». Формирование коммуникативной компетенции, т. е. в способности и готовности осуществлять иноязычное общение в реальной жизни и является в настоящее время главной целью обучения иностранному языку. Какие же методы и приёмы обучения могли бы быть одновременно простыми, понятными для каждого преподавателя и суворовца в любое время, в любом месте и довольно эффективными для формирования коммуникативной компетенции?
Одной из таких форм являются нестандартные формы проведения урока с использованием интерактивных технологий, которые способствуют повышению мотивации, снятию эмоциональной напряженности и развитию коммуникативных универсальных учебных действий и ставят личность обучающегося, его возможности и способности, склонности и потребности в центр образовательного процесса. Именно поэтому интерактивная технология и является приоритетной на уроках английского языка.
Современные интерактивные педагогические технологии (ИПТ) включают в себя: диалоговое общение, критическое мышление, умение решать проблемы, принимать решения, комплексную связь приобретенных ЗУН, формирование личностных качеств ребенка.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что в учебный процесс практически все обучающиеся оказываются вовлечёнными, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
В данной статье хотелось бы рассмотреть несколько технологий интерактивного обучения, достаточно широко применяемых мною на уроках. Одной из ведущих технологий, используемых на уроке является ролевая игра. Ролевые игры могут быть представлены и проведены в самых разнообразных формах. Это может быть презентация, интервью, заочное путешествие, пресс-конференция, круглый стол, экскурсия, сказка, репортаж, клуб по интересам и так далее.
Используя ролевые игры на уроках, мы формируем и развиваем у учащихся навыки и умения добывать необходимую информацию, трансформировать ее и предлагать собственные пути решения в различных ситуациях.
Следует сказать, что ролевая игра не является просто способом развлечь обучающихся, разбавить монотонность занятий. Ролевая игра — это заключительный этап прохождения темы, целью которого является, в первую очередь, выход в неподготовленную устную речь.
Для суворовцев — это возможность понять и увидеть, что он действительно может говорить, понимать и быть понятым, а для преподавателя — это возможность деликатно проконтролировать и проанализировать их ошибки.
Одним из примеров интерактивных технологий можно назвать деловую игру, которая является средством моделирования проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека. Как одно из наиболее эффективных средств развития коммуникативных способностей деловая игра обладает такой особенностью, как универсальность, она усиливает учебный процесс, закрепляет знания, умения и навыки, а также качества и способности, требующиеся обучающемуся для выполнения различных задач, способствует формированию навыка командной работы, а также повышает уровень учебной мотивации и способствует преодолению психологического барьера.
Современный преподаватель, применяя интерактивные технологии при обучении иностранным языкам, создаёт условия естественного общения, предоставляет больше свободы обучающимся для самостоятельной деятельности. Применение интерактивных технологий помогает развивать личность, подготовить будущего офицера, способного к быстрому принятию решений, самоконтролю и самосовершенствованию и готового к самостоятельной жизни в современном мире.
И в заключение хотелось бы сказать, что активизация речевого взаимодействия суворовцев на уроках иностранного языка возможна при условии использования интерактивных методов обучения и организации условий для учебного сотрудничества. Интерактивные методы позволяют получить достаточный объем устной практики на уроках для формирования и развития необходимых умений и навыков, повышают внутреннюю мотивацию к изучению языка.
Литература:
- Беляева О. Н. Использование интерактивных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку / Беляева О. Н. [электронный ресурс] режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/590708
- Карабанова О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / Карабанова О. А. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2010. — № 2. — С. 11–12.
- Китайгородская, Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам / Китайгородская Г. А. // Иностранные языки в школе. — 1980. № 2. — С. 67–73.
- Кудрявцева Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы. — 2011. — № 4. — С.13–30.
- Маслыко, Е. А. Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам. Беларусь. — 2002. № 1. — С.4–6.
- Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Пассов Е. И. — М.: Просвещение,1985. — 208 с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под редакцией Асмолова А. Г. — М.: Просвещение, 2010. — 160 с.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 59 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978–5-09–024309–4.