Игра является огромным светлым окном, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В своих трудах В. А. Сухомлинский пишет, что без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития ребенка. [5, с.33]
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения, помогает всестороннему развитию личности ребенка. В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и речь, происходит его социализация. [1, с.21]
Любая игра способствует воспитанию ни одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает нравственные чувства, организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу.
Для детей дошкольного возраста, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль, как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, нарушение лексико-грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ограниченность словаря, ее плавности — все это, в разной степени выраженное у детей с речевыми нарушениями, влияет на их игровую деятельность, порождает у них и особенности поведения.
Так у детей с дизартрией, нередко вызывает затруднения совместная игровая деятельность со сверстниками из-за неправильного звукопроизношения, сложностей в выражении своих мыслей, боязни показаться смешным несмотря на то, что правила и содержание игр им доступны. Нарушение общей, мелкой и речевой моторики вызывают быстрое утомление у детей с дизартрией, а нестойкость памяти, внимания затрудняет их включение в коллективные игры. В играх данным детям сложно сразу переключиться с одного вида деятельности на другой. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение их в коллективную игру. [3, с.128]
Игровая деятельность детей с речевыми нарушениями складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею.
В дошкольной педагогике выделяют следующие виды игр: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые (творческие) и театрализованные, некоторые авторы выделяют еще один вид игры — традиционные или народные игры.
Большую роль ученые отводят дидактической игре, так как она может использоваться, как игровой метод обучения. Дидактическая игра, как метод обучения детей, содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Взрослый является и учителем, и участником игры одновременно, т. е. он учит и играет, а дети, играя, учатся.
В своих исследованиях Васильева С. А., Соколова Н. В. обращают внимание на то, что игра, которая используется для обучения, должна содержать прежде всего дидактическую, обучающую задачу. Дети в процессе игры решают эту задачу в занимательной форме, используя определенные игровые действия для ее достижения. Игровые действия, составляя основу дидактической игры, являются как бы рисунком сюжета игры. [1, с.56]
Педагог в ходе игры управляет поведением детей, а также воспитательно-образовательным процессом, благодаря правилам игры, которые также являются обязательным ее компонентом.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
– отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:
– установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
– определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
– выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
– определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
– подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
– подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
– подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. [2, с. 177]
Еще Н. К. Крупская отмечала, что в школьном возрасте отводится слишком мало места игровой деятельности. С самого начала обучения в школе ребенку сразу навязывается подход к любой деятельности методами и средствами взрослого человека. Переход от игры к учебной деятельности часто получается слишком резким. В качестве переходной формой деятельности может выступать дидактическая игра. Для детей с речевыми нарушениями, в особенности для детей с дизартрией, у которых наблюдается помимо речевых нарушений, недоразвитие некоторых психических функций, в том числе внимания, памяти, мышления, переключение с игровой деятельности на учебную может даваться особенно тяжело. Дидактическая игра позволяет сформировать некоторую психологическую готовность к обучению в школе и овладению письмом и чтением.
Как отмечает Селиверстов В. И., дидактическая игра может использоваться в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Речь помогает организовывать игровую деятельность, а игра, соответственно, позволяет развивать речевые процессы, в том числе фонематический слух и фонематическое восприятие. Таким образом игра может помочь в работе по профилактике фонематических форм дисграфии у детей с дизартрией. [4, с. 231]
Задача заключается в том, чтобы вызвать интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно формировать фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез, то есть те фонематические процессы, которые необходимы для овладения письменной речью.
Васильева С. А. в своих исследованиях утверждает, что главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой и предложением. Необходимо в достаточной мере уделять внимание звуковому восприятию слова, формируя фонематические процесс. Ведь наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создает для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. [1, с.48]
Игра позволяет также ускорить процесс коррекции имеющихся нарушений у детей с дизартрией, так как овладение фонематическими процессами, в особенности звуковым анализом и синтезом протекает у данных детей медленно и требует длительности занятий и многократности повторения материала.
Таким образом, игра является основной деятельностью ребенка в дошкольном возрасте. Игра служит средством воспитания и обучения, помогает всестороннему развитию личности ребенка. В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и речь. При правильном использовании игры, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста, она может помочь в развитии речи у детей с дизартрией, а также скорректировать нарушения в фонематическом развитии, и позволить более эффективно организовать работу по профилактике фонематических форм дисграфии.
Литература:
- Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: «Школа — Пресс», 2016 — с. 78
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М.: «БУК-МАСТЕР», 1993 — с. 191
- Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: «Просвещение», 1967 — с. 173
- Селиверстов В. И. и др. Речевые игры с детьми. — М.: «Владос», 1994 — с. 344
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям –– Киев: Радянська школа, 1973 — с. 320