Противодействие отмыванию средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма требует совершенствования классификации типовых и нестандартных схем и методов их выявления и предупреждения. Преступники постоянно совершенствуют свое мастерство в отмывании денег, продолжается глобализация таких процессов. Рядом с банками традиционно используются для отмывания денег (как жертвы или как организаторы-соучастники), приобретают популярность системы электронных денег. Возникают новые для России преступные схемы, связанные с финансированием терроризма и сокрытием доходов, полученных от коррупционных схем. Отмечается низкая эффективность раскрытия и наказания таких преступлений. Предлагается ввести в России порядок обнародования информации о раскрытых правоохранительными органами схемы отмывания денег (Основные параметры), а также разработать инструментарий контрмер, направленных, с одной стороны, на предупреждение таких схем, а с другой — на их своевременное выявление на уровне финансовых учреждений. Целесообразно создать единую базу данных об участниках таких схем, доступную для государственных органов, а также типовые параметры подозрительности лиц и операций по отмыванию денег.
Ключевые слова: отмывание грязных денег, финансирования терроризма, экономическая преступность, коррупция, центральный банк, банковский бизнес, регулирование банков.
Постановка проблемы. Борьба с отмыванием средств, полученных преступным путем, является одной из неотъемлемых составляющих общегосударственных планов правительства по борьбе с коррупцией, сейчас в России является серьезной проблемой на всех уровнях административного управления, в большинстве сфер жизнедеятельности общества. Все эти вопросы охватывают сферу обеспечения национальной безопасности государства, эффективной реализации ее национальных интересов, создание условий для развития человека и гражданского общества.
Схемы отмывания денег постоянно совершенствуются, что требует актуализации соответствующих знаний органов государственного регулирования. Масштабы таких операций растут в тех странах, где ослаблены регулятивные требования, а также тогда, когда растет политическая и экономическая нестабильность.
Анализ исследований и публикаций. Вопросам вывода экономики из тени посвящено много работ зарубежных и отечественных ученых. Однако, изучаемая тематика не получила должного внимания со стороны ученых, работающих в области государственного управления.
Целью исследования является проведение системного анализа наиболее распространенных современных схем отмывания преступных средств в мире и в России в частности.
Изложение основного материала. Легализация доходов, полученных преступными способами, представляет угрозу экономической безопасности любой страны, она приобретает глобальный характер, поскольку различные схемы отмывания денег должны иметь транснациональный характер и имеют связь с организованной преступностью (Наркобизнесом, финансовыми мошенниками, работорговцами и финансированием терроризма).
В отечественной литературе закрепилась классификация преступлений по отмыванию денег на типы по использованию ценных бумаг и недвижимости, создания подставных фирм для конвертации безналичных денег в наличные. Использование ценных бумаг как инструмента для осуществления фиктивных по своей цели финансовых операций, как правило, происходит в рамках действующего законодательства.
Например, один человек приобретет ценные бумаги по номиналу или с дисконтом, а затем продает другому лицу такие ценные бумаги по завышенной цене. Для создания искусственного впечатление высокой цены на рынке, стороны привлекают биржевых торговцев, которые проводят 1–2 сделки в месяц между собой по купле-продаже конкретной ценной бумаги (инвестиционного сертификата, облигации, акций).
В большинстве схем легализации теневых доходов участвуют фирмы, создаются дышит на короткий период для реализации конкретных схем, и часто используются для отмывания доходов от преступной деятельности банки малоразвитых стран (средства, прошедшие через их счета или ценные бумаги, приобретенные в этих или через эти учреждения, проследить почти невозможно).
Популярной схемой легализации теневого капитала является ввоз на территорию РФ в качестве транзита определенных товаров и перемещения их на границе до другого транспорта и последующая продажа уже на самой территории государства товаров, не платя пошлины и официально не декларируя товар [1].
Стоит обратить внимание на то, что банки выступают в роли помощников, консультантов мошенников, как правило, это мелкие банки кэптивного типа.
Отмывание денег также происходит в России путем предоставления различных подарков должностным лицам, а очень часто — их родственникам или доверенным лицам. Такие подарки очень сложно проследить, чему также способствует отсутствие контроля источников доходов в приобретении ценных вещей и услуг.
Отдельно следует выделить внешнеэкономические операции, выступают одним из важных механизмов вывода преступных доходов за границу [2, С. 12–51].
Несмотря на достаточно высокий уровень государственного регулирования, сфера международной торговли остается привлекательной для использования в целях вывода средств за границу для осложнения поиска и конфискации преступных доходов или обратного инвестирования средств в легальную экономику.
Чаще всего использование сферы международной торговли с целью отмывания преступных доходов осуществляется через:
− экспортные операции (невозвращение экспортной валютной выручки, занижение / завышение цены на экспортные товары, псевдоэкспорт, экспорт по фальшивым документами);
− импортные операции (псевдоимпорт, завышенные цены на товары, импортируемых импорт по фальшивым документами);
− экспортно-импортные и транзитные операции (карусельные схемы, транзитные платежи по фиктивному импорту и фиктивному экспорту, транзит товаров через таможенную территорию страны) [1. С. 12–18].
Одна из самых распространенных современных схем отмывания — «карусельная товарная схема», сопровождающиеся незаконным возмещением из бюджета НДС.
Последняя характеризуется цикличностью однотипных операций между участниками в максимально короткие сроки проведения расчетов (часто в течение одного дня).
Экономическую основу схемы составляет возможность получить возмещение НДС из бюджета за экспортированный товар.
При этом активно используются фальсификация информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий, оценки его стоимости, наличии залогового имущества и тому подобное. В целом схема «карусельного» типа включает получения экспортером «грязных» денег от импортера-нерезидента (обычно он находится в оффшорной зоне) разрыв «цепи» операций в схеме на этапе передачи денег импортеру; вывод средств нерезиденту для дальнейшего «прокрутки».
Приведенные примеры позволяют отметить, во-первых, невысокий уровень сложности схем отмывания денег; во-вторых, значительные доли преступлений, связанных с торговлей наркотиками.
Расширяется отмывания денег через системы электронных денег, например Bitcoins. В системе не остается достаточная информация о пользователе, операции проводятся практически анонимно. Кроме того, мы предлагаем обратить внимание на новые возможности для преступников в использовании платежей через мобильную телефонию (мелкими суммами) и пополнение платежных карт заинтересованных лиц для финансирования терроризма, запрещенных подарков [5, С. 19–22].
Национальный банк повысил требования к банкам по итогам финансового мониторинга, в частности, ряд средних и мелких банков были объектом санкций за нарушение процедур внутреннего контроля.
Выводы. Банки выступают традиционно учреждениями, используемых для отмывания денег, однако приобретают популярность системы электронных денег. На основании изложенного, предлагается ввести в России порядок обнародования информации о раскрытых схемы отмывания денег (основные параметры), а также разработать инструментарий контрмер, направленных, с одной стороны, на предупреждение таких схем, а с другой — на их своевременное выявление на уровне финансовых учреждений.
Целесообразно создать единую базу данных об участниках таких схем, доступную для заинтересованных государственных органов, а также типовые параметры подозрительности лиц и операций по отмыванию денег.
Литература:
- Киселев, И.А., Леханова Е. С. Расследование отмывания преступных доходов: рекомендации для следователей / И. А. Киселев, Е. С. Леханова // Юриспруденция.– 2011, — № 2. — С. 12–18
- Кондрат, Е. Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия //Юстицинформ, 2014г.– С. 12–51
- Ляско, А. К. Уголовно-правовая оценка субъективных признаков легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем / А. К. Ляскало // Уголовное право. — 2014. — № 1. — С. 15–17
- Петрова Н. А. Усиление мер борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 5. С. 23–27
- Тютюнник И. Г. Правовые аспекты противодействия легализации денежных средств, приобретенных преступным путем // Российский следователь. 2013. № 22. С. 19–22
- Уголовное право России. Общая часть. Особенная часть: Учебник по специальностям «Правоохранительная деятельность», «Правовое обеспечение национальной безопасности» / под общ. ред. д.ю.н., проф. Кадникова. М.: Юриспруденция, 2013. — 944 с.