В настоящее время все больше внимания уделяется процессам, связанным с государственным регулированием в различных областях. Именно поэтому в статье представлен анализ актуального вопроса государственного регулирования в сфере строительства. Методология исследования — это анализ научной литературы по конкретной проблеме, а также отечественного опыта.
Ключевые слова: сфера строительства, регулирование, строительство дорог, государственное регулирование, государство.
Строительная отрасль, как и любая сфера экономической деятельности, требует надлежащего государственного контроля. Такие меры необходимы для защиты интересов сторон в этом аспекте правоотношений. Строительный рынок является одним из крупнейших источников дохода в государстве. Как государство оказывает правовое влияние на строительную отрасль?
Регулируя деятельность строительной отрасли, государство выполняет свои управленческие функции. Таким образом, для развития экономики в стране синхронизируются общественные и частные интересы юридических лиц в строительной отрасли.
Законодательная база предусматривает нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность субъектов строительной отрасли. Они являются обязательными, в противном случае для нарушителей предусмотрены санкции (финансовые или административные).
Строительство и реконструкция дорог — одна из приоритетных задач отечественной экономики. Известно, что отсутствие современных автомагистралей негативно влияет на развитие целых регионов и экономики страны в целом. Эта проблема стала более заметной на этапе перехода к рыночным отношениям, когда в стране появился частный сектор, была нарушена централизованная система снабжения, а либерализация внешней торговли изменила саму структуру грузовых перевозок, направления транспортных потоков.
В настоящее время разработана концепция развития государственной дороги, продолжает развиваться национальная сеть автомобильных дорог, которая обеспечивает территориальную связь внутри страны, способствует укреплению федеральных отношений, социально-экономическому развитию. регионов и рост предпринимательской активности.
Строительная отрасль представляет собой сложную многоуровневую систему хозяйственной деятельности, требующую государственного контроля.
Государство оказывает влияние на следующие аспекты строительства:
− ценовая политика в рыночной экономике;
− установление стандартов и требований к техническому оборудованию, используемому в процессе строительства;
− контроль оплаты налоговыми органами, оформление разрешений на работы и другой документации;
− контроль за тем, что конструкция не оказывает негативного влияния на экологическую среду.
Эти меры направлены на улучшение качества объектов, возводимых в процессе строительства. Кроме того, они способствуют развитию экономики государства.
Государственный контроль особенно важен для прозрачности и законности сделок со стороны субъектов строительной отрасли. Таким образом, количество правонарушений в этом секторе экономики сокращается.
Система государственного регулирования дорожного строительства в современных условиях формируется с учетом различных факторов, в зависимости от масштабов производства, сложности строительных изделий, территориальной разобщенности производства.
Если строительная компания допустила нарушения применимых правил в этом секторе экономики, государство через компетентные органы исполнительной власти имеет право применять административные или финансовые санкции. Например, подрядчик может быть лишен лицензии на занятие строительной деятельностью или оштрафован в крупном размере. Также возможно включение правонарушителя в специальный реестр художников, которые были замечены в нарушении норм действующего законодательства о строительной отрасли.
Таким образом, государство также осуществляет соответствующие превентивные меры для предотвращения совершения повторных правонарушений в будущем.
В экономической литературе выделяются три группы факторов, которые составляют основу современного этапа системных исследований в области государственного регулирования отрасли.
В первую группу входят факторы развития самого объекта исследования, его составные звенья и элементы. С ростом масштаба и значимости меняются все формы и взаимодействия объектов дорожного строительства.
Ко второй группе относятся факторы развития самой науки в связи с интеграцией специализированных отраслей знаний. Эти процессы в науке позволяют нам определять новые проблемы, которые требуют других подходов, методов и форм исследования.
Третья группа факторов состоит из изменений в предмете исследования. Известно, что с ростом уровня знаний возможности обработки информационных потоков могут гарантировать качественный переход от устаревших методов субъективной оценки к научным методам решения проблем, основанным на выборе наиболее подходящих вариантов. Необходимость государственного регулирования развития дорожного хозяйства на рынке продиктована:
характер производственного процесса, условия поставки, продажи и ряд других факторов. Помимо материальной стороны, характер организации труда работников, занятых на производстве, качество, сроки строительства, производственные затраты, климатические условия, степень адаптируемости к возможностям производственно-технологического цикла, капиталоемкость и гибкость производства, экономия на издержках производства, эффективности принятия решений, качестве строительной продукции.
В условиях рыночных отношений государственное регулирование развития дорожного комплекса включает адаптацию строительного производства к новым экономическим отношениям и реализацию эффективного хозяйственного механизма. Поэтому сама система государственного регулирования должна влиять на создание соответствующей системы управления, организационной структуры отрасли, способной обеспечить высокую производительность и эффективность дорожного строительства, удовлетворять потребности проектировщиков, поставщиков продукции, участников дорожного движения по отношению к современным условия.
Вопросы эффективности государственного регулирования в дорожном строительстве напрямую связаны с необходимостью рассмотрения системы управления, которая с учетом объективных факторов может обеспечить эффективное функционирование всего дорожного сектора страны и ее регионов.
Как показывает современная отечественная и зарубежная практика, дорожное строительство представляет собой постоянно развивающуюся социально-экономическую систему, отличающуюся от других отраслей по объему задач и функций, не имеющую аналогов по сложности взаимодействия составляющих ее элементов. Нынешняя система функционирования отрасли полностью зависит от эффективности управления. По нашему мнению, всю структуру управления сектором можно схематично увидеть как по вертикали, так и по горизонтали в экономических и управленческих отношениях. В первом случае речь идет о командах с разными специализациями и организационными структурами. Эти организации (компании) имеют в своем распоряжении ряд различных машин и строительных механизмов. Работа этих рабочих групп направлена на строительство, реконструкцию и ремонт дорог различной классификации.
Поэтому в условиях современного строительного рынка требуется государственный контроль. Это даст возможность предотвратить нарушения норм безопасности, недостоверную документацию и другие преступления в этом секторе экономики. Регулирование государством строительного сектора гарантирует защиту интересов (как личных, так и общественных) субъектов таких правоотношений на законодательном уровне.