Использование разных видов самомассажа в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения и речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кутрань, О. Н. Использование разных видов самомассажа в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения и речи / О. Н. Кутрань, Е. Н. Персикова, Н. И. Струкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 336-338. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63699/ (дата обращения: 16.11.2024).



Самомассаж — это самостоятельное физическое воздействие на отдельные участки своего тела или конкретные его точки.

Самомассаж — это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже и благотворно влияющих на внутренние органы тела человека.

В связи с тем, что мы работаем с детьми с нарушением зрения и речи, то область применения самомассажа, нас интересующая, это в первую очередь, область зрительного анализатора, в частности, окологлазные и внутриглазные мышцы, а также глазные яблоки; и область кистей и пальцев рук, для развития речи и осязательных ощущений, а во вторую очередь, область стоп ног и ушных раковин ввиду того, что там сосредоточено множество биологически активных точек, улучшающих работу всех внутренних органов, в том числе зрительного и речевого центра головного мозга и всего организма человека в целом.

Как у любого лечебного и профилактического средства у массажа и самомассажа имеются противопоказания. Запрещено механически воздействовать на область зрительного анализатора в период восстановления после оперативных вмешательств, лазерной коррекции зрения, при локальных или общих гнойных и воспалительных процессах, при наличии высокой миопии, а также при травмах глаза.

В зависимости от приемов массирования и способов воздействия выделяют несколько видов самомассажа:

− классический;

− точечный;

− аппаратный, вакуумный — физическое воздействие на участки кожи с помощью устройств для массирования.

Детей дошкольного возраста можно и нужно учить делать классический и точечный самомассаж, аппаратный лучше проводить взрослому.

Применять упражнения классического самомассажа можно уже с детьми старшей группы со второго полугодия. А с детьми подготовительной группы кроме классического массажа можно и нужно использовать точечный массаж. Но при этом нужно учить детей тому, что физическое воздействие не должно быть чрезмерным, причиняющим боль, дискомфорт, но при этом было достаточным для достижения нужного эффекта.

Кроме этого, при выполнении самомассажа руки должны быть чистыми с постриженными ногтями.

− Самомассаж в области зрительного анализатора применяется для:

− обеспечения полноценного отдыха глазам, их релаксации;

− улучшения остроты зрения;

− тренировки глазной мускулатуры;

− стимулирования местного кровотока, обменных процессов при активизации точек.

В ходе самомассажа напряженная глазная мускулатура расслабляется, отдыхает, устраняются спазмы, боли и рези в глазах от зрительной нагрузки.

Кроме этого, упражнения любого самомассажа учат детей:

− управлять мимикой лица;

− сознательно заботиться о своем здоровье;

− прививать им чувство ответственности за него и понимания, что человек сам может помочь себе улучшить свое самочувствие.

Классический самомассаж представляет собой различные способы поглаживания, пощипывания, похлопывания и растирания и т. д.

Комплекс упражнений классического самомассажа:

  1. Указательными и средними пальцами прогладить линию бровей с небольшим усилием несколько раз;
  2. Произвести пощипывание бровей большими и указательными пальцами;
  3. Указательными пальцами выполнить поглаживание нижней линии глазниц от висков к внутренним уголкам глаз;
  4. Выполнить круговые слегка надавливающие движения в области глазных яблок через закрытое верхнее веко по и против часовой стрелки с помощью указательного и среднего пальца;
  5. Произвести круговое постукивание подушечками пальцев окологлазного пространства;
  6. Пальминг: в течение 30 сек. растереть пальцы и ладони рук и приложить их к глазам так, чтобы они их не касались.

Точечный самомассаж — один из самых древних методов лечения и представляет собой способ физического воздействия при помощи надавливания подушечками пальцев рук на конкретные точки с разной силой.

Комплекс упражнений точечного массажа:

  1. Надавливание точки на переносице по нарастающей силе и в обратном порядке по убывающей, затем убрать палец с точки;
  2. Поставить 4 пальца: указательный, средний, безымянный и мизинец на линию брови, надавить всеми пальцами сразу и отрывисто убрать;
  3. То же самое можно проделать поочередно этими же пальцами;
  4. Массирование круговыми движениями по часовой и против часовой стрелки точек:

− на середине бровей;

− у внутренних уголков глаз;

− у внешних уголков глаз;

− на середине нижней линии глазниц.

Чтобы получить ожидаемый результат, и классический и точечный самомассаж должен проводиться регулярно.

Аурикуломассаж — это самомассаж ушных раковин, который активизирует работу всего организма. Ухо человека по форме напоминает человеческий зародыш или продольный разрез больших полушарий мозга. Такой самомассаж необходимо проводить с обеих сторон, т. е. двух ушей сразу, в течение 2–3 минут.

Комплекс упражнений аурикуломассажа:

  1. Взять ушные раковины руками и покрутить их в одну и другую сторону;
  2. Указательными пальцами массирование точки возле козелков;
  3. Массирование мочек ушей;
  4. Массирование, начиная с мочек, двигаясь кверху по внешнему контуру ушей и обратно вниз к мочке;
  5. Оттягивание ушных раковин от головы в стороны. Тут же можно сделать упражнение на заворачивание ушных раковин вперед;
  6. Закрыть ладонями ушные раковины и покрутить ими в одну и другую сторону.

Самомассаж кистей ипальцев рук производит стимуляцию речевых и зрительных зон коры головного мозга, что очень актуально в работе с детьми со зрительной и речевой патологией.

Такой самомассаж помогает решать наши коррекционные задачи:

− активизирует работу мозга, развивая межполушарное взаимодействие;

− стимулирует речевую активность;

− способствует развитию оптико-пространственного восприятия;

− тренирует тактильную чувствительность пальцев и кистей рук;

− развивает компенсаторные возможности детей со зрительной патологией;

− развивает все психические процессы у детей.

Кроме этого, способствует повышению умственной работоспособности, формирует базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц.

Говорят, что при развитии малыша сначала руки «учат» мозг, когда он возится с игрушками, а затем поумневший мозг «учит» руки выполнять сложные действия.

Самомассаж кистей и пальцев рук осуществляется разными способами: поглаживание, разминание, растирание, похлопывание и т. д. и состоит из трех типов упражнений: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.

Комплекс упражнений самомассажа пальцев и кистей рук:

  1. Простое растирание ладоней и тыльной стороны рук, захватывая запястья рук;
  2. Кулачком одной руки растирать центр ладони;
  3. Выполнение разных видов «замочков» и растирание межпальцевых зон рук;
  4. Постукивание пальцами по тыльной и ладонной сторон рук;
  5. Массирование каждого пальчика от подушечек к основанию одной и другой руки;
  6. Растирание ребер ладоней;
  7. Точечное давление в области между большим и указательными пальцами;
  8. Встряхивание кистей рук для завершения и успокаивания кожи рук.

А теперь остановимся на самомассаже с применением различных предметов, которые помогут еще больше активизировать нужные участки или конкретные точки в этих областях. Например, массажные мячики из резины, латекса, пластмассы. Шипы на поверхности мячей при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей рук.

Такие же манипуляции можно проделывать с хорошо всем известными шариками Су-джок и круговыми спиральками, в них находящихся, причем, чем плотнее и жестче спиралька, тем эффективнее массирование пальчиков от подушечек до их основания:

С тем же успехом можно использовать магнитные шарики по методу «Су-джок-терапии. Здесь плюс в том, что помимо воздействия на биологически активные точки происходит воздействие электромагнитным путем, тем самым получается двойной эффект.

Очень эффективен самомассаж грецкими орехами (или шишками, или камешками). С помощью грецких орехов можно массировать запястья круговыми движениями, «вкручивать» их в середину ладони, перекладывать его в межпальцевые зоны одной и другой руки, а также катать два, а то и три ореха сразу между ладонями с растопыренными пальцами.

Очень непростое, эффективное упражнение вращения одним орехом вокруг другого в одной руке. Удобнее это делать с двумя магнитными шариками, т. к. они притягиваются друг к другу.

Для самомассажа можно применять прищепки (разной силы сдавливания — деревянные или пластмассовые): например, «кусать» одной прищепкой по очереди ногтевые фаланги пальцев от большого к мизинцу и наоборот.

А можно нацепить прищепку на каждый палец, но так, чтобы не было слишком больно.

Наверняка известен самомассаж карандашами. Можно применять тонкий шестигранный карандаш, толстый круглый маркер, короткие, длинные, тяжелые палочки и т. д. Например, растирание ладоней сначала одним, а затем двумя, потом сразу несколькими карандашами. Или катание карандаша двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним и т. д. Сначала одной рукой, а потом сразу двумя. Удерживать и перекладывать карандаш межпальцевыми зонами из одной руки в другую и другие упражнения.

Для самомассажа пальцев и кистей рук можно приспособить даже зубную щетку, которой можно растирать сначала подушечки пальцев, а затем переходить по пальчику до его основания с тыльной стороны и с ладонной. Начинаем с большого пальца и до мизинца, сначала одной руки, затем другой.

Далее можно помассажировать ладони рук и тыльные стороны.

Все вышеназванные предметы можно и нужно использовать для самомассажа стоп ног. Согласно учению йоги, ноги — это распределительный щит организма, при массировании их можно воздействовать на любой орган. Особое внимание стоит уделить большим пальцам, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы:

  1. Массажные резиновые мячики с шипами (магнитные шарики), прокатывать от пальцев до пяток и обратно.
  2. Катание сразу двух шариков большими пальцами ног.
  3. Захваты пальцами ног массажных шариков с пола.
  4. Одновременный массаж дух стоп с помощью счетов с шипами (различные деревянные валики с округлыми шипами).
  5. Хождение по массажным выпуклым дорожкам, в том числе с нашитыми пуговицами, с ребристой поверхностью (все то, что педагоги используют для гимнастики пробуждения).
  6. Сюда же можно отнести массажную обувь, ортопедические стельки.

5. «Ножное письмо» — рисование стопами ног или большим пальцем по полу, а также вставлять между разными пальцами ног тонкий карандаш, толстый маркер и рисовать контуры букв, цифр, линий, фигур и т. д. Летом в песочнице можно рисовать на песке.

Самомассаж кистей и пальцев рук, стоп ног и ушных раковин детей с нарушениями зрения и речиблаготворно влияет на работу зрительного центра головного мозга, но кроме этого и на речевой центр тоже, т. к. в этих частях тела сосредоточены точки, регулярное массирование которых напрямую связано с поддержанием нормального работы функций зрительного и речевого анализаторов, а также нормализуется работа многих систем организма.

Основные термины (генерируются автоматически): палец, самомассаж, рука, кисть рук, комплекс упражнений, самомассаж кистей, точечный самомассаж, физическое воздействие, головной мозг, зрительный анализатор.


Похожие статьи

Методика использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Использование игр и упражнений нейрогимнастики для детей 5–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи

Использование методики глобального чтения в коррекционной работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития и не владеющими устной речью

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Применение ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Похожие статьи

Методика использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Использование игр и упражнений нейрогимнастики для детей 5–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи

Использование методики глобального чтения в коррекционной работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития и не владеющими устной речью

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Применение ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Задать вопрос