Развитие аналитического мышления у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Анищенко, Е. А. Развитие аналитического мышления у детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Анищенко, С. А. Белокопытова, И. В. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 321-323. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63714/ (дата обращения: 16.11.2024).



Способность мыслить аналитически присуща каждому человеку, но развить эту способность в полной мере удаётся не всем. Первый и важнейший фактор, способствующий эффективности развития такого рода мышления — это формирование аналитических навыков, второй — владение информацией для анализа. И первое, и второе требует определённых усилий: в детском возрасте со стороны родителей, воспитателей и учителей, а в будущем — со стороны самой личности.

«Что такое аналитическое мышление? Аналитическое мышление в общем смысле — это логический анализ поступающей информации с целью принятия того или иного решения. В таком контексте термин означает следующее:

– разделение информации на составные части;

– всестороннее логическое осмысление этих частей и информации в целом;

– получение недостающей информации путём логических умозаключений и возобновления из памяти накопленной информации;

– если решается задача, то продумываются варианты решения;

– далее выбор оптимального варианта умозаключения или решения (если выводов и решений несколько)». [3]

Таков алгоритм действия аналитического мышления, независимо от возраста. Очевидно, что развитие навыков анализа имеет первостепенное значение в жизни любого человека, и помогает ему принимать важные жизненные решения. Но развитие аналитического мышления тесно связано с полноценным развитием остальных видов мышления.

Задача педагогов дошкольного заведения развивать детей гармонично и всесторонне, учитывая особенности творческого, критического, практического, теоретического, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Без развития этих форм мышления учёба в начальной и средней школе, а также полноценная успешная жизнь просто невозможны.

Развитие аналитики у детей требует тренировки достаточно простого алгоритма — осознание проблемы (пояснение проблемы со стороны родителей, воспитателей, учителей), поиск решения полученных проблем, внедрение полученных результатов в действительность. Тут не обойтись без причинно-следственных связей, требующих разъяснения особенно в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте все задачи и вопросы должны носить исключительно игровой характер. Только так можно привлечь внимание ребёнка и помочь ему развиваться.

– 3–4 года — активно используется сенсорное восприятие. Познаются цвета, формы, объёмы через тактильные и наглядные предметы;

– 5–7 лет — в этом возрасте ребёнок начинает пользоваться аналитическим мышлением. Допустимы загадки разной степени сложности, предлагаются задания по пересказу увлекательных картинок, анализ поступков героев литературных произведений, ребусы и головоломки, и не только.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех психических процессов. На начальном этапе формирования аналитического мышления у ребёнка прежде необходимо сформировать произвольное внимание, умение сконцентрироваться. Для этого есть простое и действенное упражнение — обследование объекта. Ребёнку дают предмет, хорошо ему знакомый, без особых вычурных и замысловатых деталей, просят рассмотреть его внимательно и постараться запомнить все его особенности, отложить предмет и перечислить всё, что запомнил, затем попробовать нарисовать его. Рассматривать предмет можно сначала вместе с ребёнком, затем предложить ему это сделать самостоятельно. Схема, которой можно следовать, приведена ниже:

  1. Цвет.
  2. Форма.
  3. Величина.
  4. Материал.
  5. Назначение.
  6. Отличительные особенности (от других подобных предметов).
  7. Детали декора.

Как только ребёнок научится проделывать это самостоятельно и после обследования воспроизводить объект на бумаге, можно задание немного усложнить — предложить подумать, какое ещё применение можно найти этой вещи. Мышление ребёнка будет расширяться — подключается аналитическое мышление. Но, чтобы произошёл этот процесс, необходимо как раз сначала развить именно произвольное внимание, его длительную концентрацию на одном объекте.

Следующим, не менее эффективным, упражнением на развитие внимания и наблюдательности является беглое осматривание, например, коробки с игрушками или любыми предметами, либо это может быть картинка с нарисованными объектами, не важно. Суть в том, что ребёнок бросает беглый взгляд и старается запомнить как можно больше предметов. Это упражнение хорошо проводить в форме игры, когда осмотр производят несколько детей, и выигрывает тот, кто перечислил больше.

Внимание как будто собирает в фокус все познания относительно данного предмета, и соединяет их вместе, позволяя ребёнку комбинировать и классифицировать их. Внимание увеличивает и усиливает способности восприятия, там, где невнимательный ребёнок получит одно впечатление, внимательный три-четыре и более. Хорошо развитые внимание и восприятие помогают развиться памяти, степень развития памяти человека напрямую зависит от степени внимания и восприятия человека. Крепкая и долговременная память — это залог хорошо развитого аналитического мышления.

Упражнения, описанные выше, подготавливают благоприятную почву для развития аналитического мышления у детей дошкольников. На следующем этапе хорошо поможет художественная литература. После прочтения детского художественного произведения обязательно производить с ребёнком анализ поступков героя литературного произведения, ситуаций, непосредственно связанных с поведением героя. Если группа детей, то мнений может быть несколько, дать право каждому ребёнку обосновать свою точку зрения. Предложите ребёнку поставить себя на место главного героя, как бы он поступил в данной ситуации и почему? Со временем ребёнок начнёт понимать взаимосвязь поступка и ситуации, связанной с ним, то есть видеть причину и следствие.

Далее можно начать анализировать ситуации из повседневной жизни. Обсудить поступок одного из детей (необязательно плохой, но и таковые не исключать), показать к чему может привести подобное поведение, какова реакция окружающих: почему похвалили, улыбнулись, поделились игрушкой, или наоборот: не захотели играть, обидно обозвали и т. п. Эта взаимосвязь станет ребёнку ясна и позволит ему избежать многих жизненных проблем, выйти на уровень правильных поступков.

Помочь ребёнку найти выход из сложного положения хорошо помогает моделирование жизненных ситуаций: постановка проблемы, а затем поиск верного решения — устранение проблемы. Разрабатывая с ребёнком алгоритм действий, не останавливаться на одном решении — вариантов может быть несколько, необходимо рассмотреть их все и определить наиболее правильный. Таким образом, ребенок постепенно научится анализировать все происходящее. Первое время не забывайте озвучивать все умозаключения вместе.

Выше было отмечено, что отлично развивают логическое и аналитическое мышление различные ребусы, головоломки, кроссворды и, конечно, загадки. Они как нельзя лучше развивают самостоятельное мышление, учат доказывать правильность суждений, владеть своими умственными операциями. Научите также ребёнка играть в шахматы — эта древняя игра развивала умы немалого количества учёных мужей, прославленных полководцев и великих правителей — поможет она и современному ребёнку в полной мере развить свои умственные способности, а кроме этого научиться проигрывать достойно и выигрывать с честью.

Литература:

  1. Афонькина, Ю. Почему у хвоста есть рыба?: Учим детей правильно мыслить и говорить / Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова; Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 1. — С. 44–46.
  2. Выгодский, Л. С. Избранные психологические исследования. М.: 1956.- С.257.
  3. Чернова, А. Развитие аналитического мышления у дошкольников — Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/05/27/.
Основные термины (генерируются автоматически): аналитическое мышление, предмет, дошкольный возраст, полная мера, произвольное внимание, ребенок, решение, ситуация, сторона родителей.


Задать вопрос