Проблемы обеспечения прокурором законности процессуальных решений следователя о приостановлении предварительного следствия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 09.11.2019

Статья просмотрена: 523 раза

Библиографическое описание:

Рудченко, Е. И. Проблемы обеспечения прокурором законности процессуальных решений следователя о приостановлении предварительного следствия / Е. И. Рудченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 192-193. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63734/ (дата обращения: 18.12.2024).



В связи с отсутствием в УПК РФ определения приостановления предварительного следствия в уголовно-процессуальной литературе имеется множество трактовок этого понятия. Под этим понятием обычно понимают «вызванный указанными в законе обстоятельствами временный перерыв в производстве следственных действий» [4]. Другие авторы считают такое определение не полным. По их мнению, нельзя рассматривать приостановление предварительного следствия только как перерыв в расследовании [1]. По мнению В. В. Вандышева приостановление предварительного следствия — это «временное прекращение производства следственных действий по собиранию, проверке и оценке доказательств, обусловленное наличием обстоятельств, препятствующих завершению расследования» [3].

На практике очевидный, на первый взгляд, уголовно-процессуальный институт, порождает ряд проблем и имеет решающее значение для такого важного показателя работы правоохранительных органов, как раскрываемость. При этом количество принимаемых ежегодно следователями различных следственных органов решений о приостановлении предварительного следствия просто огромно.

Статистические данные о следственной работе всех следственных органов Российской Федерации за 2008 г. сводятся к следующему. Всего в производстве следователей находилось 2 512 171 уголовное дело, из них окончено производством (направлено в суд либо прекращено производством) 632 598 дел — 25 %, а приостановлено производством 1 147 891 дело — 46 % [7].

В течение последних девяти лет ситуация не изменилась принципиально [8]. Из этого следует, что количество оконченных производством уголовных дел в два раза меньше количества приостановленных. Иными словами, на предварительном следствии решается судьба большей части уголовных дел, указанные дела в суд далее не направляются, прекращение уголовного дела также не происходит. Как результат права лиц, потерпевших в результате преступных посягательств, остаются незащищенными, соответственно назначение уголовного судопроизводства не достигнуто. Хотя в случае принятия комплекса исчерпывающих мер с целью раскрытия преступлений: реализации комплекса оперативно-розыскных мероприятий, проведении всего комплекса следственных и иных процессуальных действий, координированной работы подразделений правоохранительных органов, количество принятых решений о приостановлении предварительного следствия и, соответственно, нераскрытых преступлений, можно значительно сократить.

Об этом свидетельствует тот факт, что по уголовным делам, подследственным следователям Следственного комитета РФ, которыми расследование проводится, как правило, более качественно и всесторонне, решения о приостановлении принимаются лишь по каждому четырнадцатому уголовному делу. Так, в производстве следователей Следственного комитета РФ в 2016 году находилось 233 101 уголовное дело, из них приостановлено только 15 474 (7 %) [9]. Любое преступное посягательство, вне зависимости от своей уголовно-правовой категории, причиняет существенный вред правам и законным интересам конкретного гражданина, а также обществу и государству в целом. В этой связи представляется необходимым принять дополнительные меры в целях повышения качества расследования уголовных дел и раскрытия преступлений, и особенно дел, подследственных следователям Министерства внутренних дел РФ. Эти дополнительные меры необходимо, прежде всего, принять прокурорам, которые выполняют координирующую роль при осуществлении правоохранительными органами борьбы с преступностью, обеспечивают законность предварительного следствия.

Расследование уголовного дела подразумевает индивидуальный подход. В этой связи в целях уменьшения количества приостановленных производством уголовных дел и повышения раскрываемости преступлений, необходимо создавать рабочие группы, в состав которых будут входить представители всех следственных органов, сотрудники оперативных служб правоохранительных органов. Такие рабочие группы должны анализировать уголовные дела о преступлениях прошлых лет, совершенных в условиях неочевидности, приостановленные производством в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. По результатам изучения и анализа уголовных дел должны разрабатываться планы проведения дополнительных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые могут позволить раскрыть преступление и окончить расследованием уголовное дело. В таком плане указывается каждое следственное действие и оперативно-розыскное мероприятие, подлежащее проведению, ответственное должностное лицо и определяются сроки исполнения. После этого прокурором выносится постановление об отмене постановления о приостановлении предварительного следствия, в связи с необходимостью проведения следственных действий, контролируется ход выполнения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, отраженных в плане и постановлении прокурора.

Правом проверки законности, обоснованности и достаточности проведенных следственных действий обладает исключительно прокурор. Но для всесторонней и полной проверки законности приостановления следствия прокурору необходимо в каждом случае проверять не только уголовное дело, но и дело оперативного учета, в котором содержатся все оперативные материалы. В целях установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого либо установления местонахождения скрывшегося от следствия лица необходимо проводить не только следственные действия, но и оперативно-розыскные мероприятия. Только совместными, согласованными действиями следователя и оперативных сотрудников удается добиться раскрытия преступления либо установить местонахождение скрывшегося от следствия лица.

Интересным представляется дореволюционный опыт уголовно-процессуального законодательства России. В нем отсутствовал институт приостановления предварительного следствия. Приостанавливалось лишь производство судом уголовного дела в отношении конкретного лица, в случае его исключительного отсутствия [5]. Согласно статье 276 Устава уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 г. «судебный следователь не останавливается в производстве следствия по тому случаю, что обвиняемый скрылся или что нет в виду подозреваемого в совершении преступления» [6]. Представляется, что законодателя того времени как раз и заботила проблема недопустимости предоставления следователю, возбудившему уголовное дело, права решать дальнейшую его судьбу. В этом случае не исключено злоупотребление следственной властью.

Отсутствие согласованности и скоординированности действий прокурора, следователя и оперативных сотрудников негативным образом сказывается на состоянии законности при приостановлении предварительного следствия по уголовным делам. В этой связи прокурор должен использовать весь арсенал имеющихся у него полномочий в целях обеспечения законности принятых следователями решений о приостановлении предварительного следствия.

Таким образом, существующее в настоящее время уголовно-процессуальное законодательство, регулирующее порядок осуществления прокурором надзора за приостановлением предварительного следствия, нуждается в совершенствовании.

Литература:

  1. Клюкова М. Е., Малков В. П. Приостановление дела по уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации. — Казань. 1993. С. 16.
  2. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебник / Отв. редактор Лупинская П. А. М.: Норма. 2009. С. 420; Уголовно-процессуальное право: учебник для бакалавриата и магистратуры / Под общ. ред. В. М. Лебедева. М.: Юрайт, 2014.
  3. Вандышев В. В. Уголовный процесс. Конспект лекций. С.-Петербург: Питер, 2002. С. 170.
  4. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебник / Отв. редактор Лупинская П. А. М.: Норма. 2009. С. 420; Уголовно-процессуальное право: учебник для бакалавриата и магистратуры / Под общ. ред. В. М. Лебедева. М.: Юрайт, 2014.
  5. И. Я. Фойницкий Курс уголовного судопроизводства. В 2 т. Т. 2. С.Петербург. 1910. С. 44.
  6. Устав уголовного судопроизводства 1864 года. 3-е изд., доп. и перераб. Щегловитовым С. Г. С.-Петербург. 1887. С. 342.
  7. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Главное организационно-аналитическое управление. Отчеты формы № 1-Е (ф. 120) СК РФ, МВД РФ, ФСКН РФ и ФСБ РФ за 2008 год. Разделы 4 – 12. С. 12 – 25.
  8. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Главное организационно-аналитическое управление. Отчеты формы № 1-Е о следственной работе СК РФ, МВД РФ, ФСКН РФ и ФСБ РФ за 2009 – 2016 годы.
  9. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Главное организационно-аналитическое управление. Отчет формы № 1-Е (ф. 120) СК РФ за 2016 год. Раздел 2. С. 1.
Основные термины (генерируются автоматически): предварительное следствие, дело, действие, приостановление, качество обвиняемого, производство следователей, производство уголовных дел, РФ, Следственный комитет РФ, уголовное судопроизводство.


Похожие статьи

Некоторые вопросы при рассмотрении судом в предварительном слушании ходатайств сторон об исключении доказательств в уголовном процессе. Роль прокурора

Особенности оценки процессуальной деятельности следователя при прекращении дела по реабилитирующим основаниям

О проблемах функций прокурорского надзора при соотношении с процессуальным контролем в процессе проведения предварительного расследования по уголовному делу

К вопросу об обеспечении эффективности прокурорского надзора за исполнением органами следствия требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

Восполнение государственным обвинителем недостатков предварительного следствия в рамках подготовки к поддержанию государственного обвинения по уголовным делам о получении взятки

Проблемы определения пределов прокурорского надзора на стадии предварительного следствия

Предметом исследования является осуществление прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Актуальность работы заключается в том, что на данный момент существуют проблемные моменты, которые связаны с ...

Рассмотрение судом жалоб участников уголовного процесса на нарушения их прав и свобод при производстве предварительного расследования

Роль прокурора в обеспечении законности на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования

Процессуальное положение прокурора при рассмотрении уголовных дел в суде апелляционной инстанции

Акты прокурорского реагирования на нарушения закона в процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия

Похожие статьи

Некоторые вопросы при рассмотрении судом в предварительном слушании ходатайств сторон об исключении доказательств в уголовном процессе. Роль прокурора

Особенности оценки процессуальной деятельности следователя при прекращении дела по реабилитирующим основаниям

О проблемах функций прокурорского надзора при соотношении с процессуальным контролем в процессе проведения предварительного расследования по уголовному делу

К вопросу об обеспечении эффективности прокурорского надзора за исполнением органами следствия требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

Восполнение государственным обвинителем недостатков предварительного следствия в рамках подготовки к поддержанию государственного обвинения по уголовным делам о получении взятки

Проблемы определения пределов прокурорского надзора на стадии предварительного следствия

Предметом исследования является осуществление прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Актуальность работы заключается в том, что на данный момент существуют проблемные моменты, которые связаны с ...

Рассмотрение судом жалоб участников уголовного процесса на нарушения их прав и свобод при производстве предварительного расследования

Роль прокурора в обеспечении законности на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования

Процессуальное положение прокурора при рассмотрении уголовных дел в суде апелляционной инстанции

Акты прокурорского реагирования на нарушения закона в процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия

Задать вопрос