Методика формирования и распределения финансовых результатов на предприятиях отрасли информационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 07.11.2019

Статья просмотрена: 710 раз

Библиографическое описание:

Дружинина, М. Д. Методика формирования и распределения финансовых результатов на предприятиях отрасли информационных технологий / М. Д. Дружинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 284-287. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63737/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассмотрена методика формирования и распределения финансовых результатов на предприятиях отрасли информационных технологий в РФ. Уделяется внимание ключевым моментам, связанным с эффективностью использования прибыли собственниками.

Ключевые слова: финансовый результат, формирование финансового результата, распределение прибыли, эффективность, информационные технологии.

В настоящее время проблематика формирования и распределения финансовых результатов IT-компании весьма актуальна.

Анализ нормативных документов и экономической литературы по рассматриваемой проблеме подтверждает, что до настоящего времени вопросы формирования и распределения прибыли в компаниях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, находят недостаточно обоснованное отражение в бухгалтерском учете и отчетности.

Так как показатели прибыли играют существенную роль в оценке экономической деятельности коммерческих организаций, то бухгалтерский учет финансовых результатов и распределения прибыли должен занимать одно из ведущих мест в методологии всего бухгалтерского учета, а также его регулирования со стороны государства.

Показатели финансовых результатов предприятия являются важнейшими в управлении ее экономической деятельностью. Информация о финансовом положении наиболее востребована среди таких пользователей как собственники, инвесторы, государственные органы, контрагенты, кредиторы и внешние аудиторы.

Важно рассмотреть прибыль в контексте интересов пользователей. Большой вклад в исследование данной проблематики был сделан д. э.н. профессором В. В. Ковалевым. Для каждой группы пользователей информации рассчитывается показатель прибыли, представляющий наибольший интерес.

В наиболее общем виде можно сформировать пять обособленных групп лиц, интересы которых прямо или косвенно затрагиваются в ходе формирования конечного финансового результата [7].

К первой группе лиц относятся собственники — лица, которые предоставили собственные финансовые ресурсы при создании организации, либо приобрели организацию за плату. Собственникам, помимо показателя чистой прибыли, интересна прибыль на акцию в динамике. Прибыль на акцию характеризует инвестиционную привлекательность компании.

Ко второй группе, по мнению В. В. Ковалева, относятся лендеры — лица, предоставляющие фирме свой капитал на долгосрочной основе, на время и за плату [7]. В совокупности собственники и лендеры характеризуются как инвесторы.

К третьей группе лиц отнесен управленческий персонал (менеджмент). Целевыми показателями прибыли данной группы являются валовая прибыль и чистая прибыль.

Для контрагентов, кредиторов и инвесторов целевым показателем прибыли выступает операционная прибыль. Операционная прибыль служит источником покрытия постоянных финансовых расходов (проценты по кредитам и займам, лизинговые платежи) и источником стабильности партнерских отношений.

И, наконец, к пятой группе пользователей относится государство в лице налоговых органов, которое заинтересовано в таком показателе финансового результата как налогооблагаемая прибыль. Налогооблагаемая прибыль выступает источником пополнения бюджета в виде налога на прибыль, штрафов и пеней. Через свою прибыль организации принимают участие в формировании государственных бюджетов различных уровней, в социальных программах своих регионов, а также оказывают реальное воздействие на формирование политических структур.

Данная классификация пользователей информации актуальна и для компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Согласно исследованиям, проведенным международной исследовательской и консалтинговой компанией International Data Corporation (IDC), объем российского рынка услуг в области информационных технологий в 2018 году составил 5,4 млрд. долл. [10]. Доля участия российских компаний в формировании рынка неуклонно растет. Таким образом, можно утверждать, что отрасль информационных технологий является наиболее перспективной и прогрессивной в настоящее время.

Проявляя высокий интерес к сфере информационных технологий, инвесторы вкладывают свой капитал в развитие того или иного проекта еще на уровне стартапа. Именно на этом этапе компании важно рационально распределить полученные средства для достижения наилучшего финансового результата с целью получения дополнительных инвестиций. Данная сфера характеризуется высокими рисками.

Собственники компании принимают управленческие решения на основе анализа показателей, содержащихся в отчете о финансовых результатах. Форма отчета утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н [3]. Для принятия целенаправленных, оперативных и рациональных управленческих решений, информация, отраженная в отчете, согласно «Принципам подготовки и составления финансовой отчетности», должна удовлетворять определенным качественным характеристикам: быть понятной, уместной, надежной и сопоставимой.

Однако, следует отметить, что отчетность компаний, занятых в секторе информационных технологий значительно отличается от промышленных компаний. Значительную часть в отчетности цифровой компании, составляют: исследования и разработки, бренды, организационная стратегия, связи среди партнеров и поставщиков, отношения с клиентами и социальное взаимодействие, компьютерные данные и программное обеспечение, а также человеческий капитал.

При расчете прибыли в рамках бухгалтерского подхода ключевым является бухгалтерский принцип соотнесения доходов с расходами. Расходы признаются в отчете о финансовых результатах с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями [6]. То есть включаемые в модель расчета прибыли очередные виды доходов и расходов должны быть логически сопоставимыми и взаимообусловленными.

В компаниях, осуществляющих деятельность в области развития информационных технологий, активно используются такие операции при работе с клиентами, как:

− Проведение аудита информационных технологий в организации;

− Консалтинг в области обработки данных и размещения информации;

− Разработка заказанного программного обеспечения;

− Реализация прав на объекты интеллектуальной собственности;

− Техническое обслуживание информационных систем;

− Проведение профильных тренингов для сотрудников организации и т. д.

Правильный и своевременный учет доходов, получаемых организацией от проведения вышеупомянутых операций, а также расходов, понесенных в результате осуществления данной деятельности, оказывает непосредственное влияние на уровень прибыли.

Формирование финансовых результатов отчетного периода организации, в частности, занятой в сфере информационных технологий, происходит поэтапно. Сначала рассчитывается валовая прибыль как разница между выручкой и себестоимостью реализованных клиентам услуг и работ. Выручкой являются поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг [5].

Затем, валовая прибыль уменьшается на величину управленческих и коммерческих расходов, порядок признания которых должен быть закреплен в учетной политике организации [6]. После того, как учтены все управленческие и коммерческие расходы, формируется прибыль от продаж (операционная прибыль).

Операционная прибыль корректируется на сумму финансовых доходов в виде процентов к получению по выданным займам, по банковскому депозиту; дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам; доходов, полученных от долевого участия в совместных организациях и т. д. и прочих доходов (штрафы, пени, неустойки полученные, положительные курсовые разницы). А также корректируется на сумму финансовых расходов и прочих расходов в виде уплаты процентов за полученный заем, кредит и прочих расходов.

Оставшаяся часть представляет собой прибыль до налогообложения. Далее она уменьшается на сумму рассчитанного налога, подлежащего уплате в бюджет.

После уплаты налога в бюджет в распоряжение организации остается чистая прибыль, которая может быть использована на нужды компании.

Распределение прибыли ведется следующим основным направлениям (Таблица 1).

Таблица 1

Направления распределения прибыли

Направления распределения прибыли

Характеристика

1. Отчисления в налоговые органы на уплату налогов и сборов

Осуществляется в соответствии с Налоговым Кодексом РФ

2. Обязательные отчисления в резервный фонд (для акционерных обществ)

Ежегодное отчисление не менее 5 % согласно ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

3. Выплата дивидендов

Осуществляется на основании решения общего собрания участников общества. Если чистая прибыль превышает уставный капитал и резервный фонд организации. Принимается большинством голосов и оформляется протоколом общего собрания участников.

Интенсивное увеличение объемов реализации

Управленческое решение собственников компании

Материальные стимулирование сотрудников

Предоставление премий и компенсаций, не предусмотренных трудовым договором, но закрепленных в локальных актах компании

Исходя из вышеприведенного, можно сделать вывод, что на законодательном уровне распределение прибыли регулируется только в той части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. В то время как прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов и обязательных платежей, а также структура статей ее использования находится в компетенции собственников.

Существуют различные методологические подходы к решению проблем, связанных с вопросами формирования и распределения финансового результата. Так, например, к.э.н. Шеина Е. Г. в статье утверждает, что механизм формирования и распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования, а также производственное, научно-техническое и социальное развитие предприятий и отрасли в целом [9].

Стратегия распределения прибыли характеризует существенные аспекты деятельности организации, оказывая влияние на ее результативность. Важнейшей задачей в организации является разработка специальной политики, согласно которой будет осуществляться распределение прибыли. Данная политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия:

 обеспечивать повышение его рыночной стоимости услуг и работ;

 формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов;

 обеспечивать материальные интересы собственников и персонала.

Таким образом, существуют две взаимосвязанные концепции распределения прибыли. Первая концепция основывается на использовании прибыли с точки зрения государства. Вторая концепция базируется на использовании прибыли с точки зрения коммерческих организаций.

При распределении чистой прибыли компании осуществляется формирование резервов и фондов внутри нее для финансирования потребностей производства и сотрудников. Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливается периодичность и порядок распределения прибыли, но не описаны цели, на которые данная прибыль может быть распределена.

Вопрос о распределении прибыли относится исключительно к компетенции собственников. Порядок распределения и использования прибыли в организации фиксируется в уставе организации и определяется положением, которое разрабатывается в планово-экономическом отделе и утверждается руководителем компании.

В соответствии с уставом организации могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения. Такими фондами являются: фонды накопления и фонды потребления.

К расходам, финансирование которых осуществляется из чистой прибыли, относятся:

− расходы на расширение и модернизацию инфраструктуры;

− расходы на социальные нужды трудового коллектива;

− расходы на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

В результате исследования, можно сделать вывод, что формирование и распределение прибыли организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, определяется двумя ее важнейшими функциями: как измерителя показателя эффективности экономической деятельности, так и средства ее стимулирования. Собственникам компании важно уделять особое внимание методологическим аспектам формирования и распределения прибыли.

Литература:

  1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 04.11.2019).
  2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 04.11.2019).
  3. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.03.2018) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18023) // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103394/ (дата обращения: 04.11.2019).
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н) // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18609/ (дата обращения: 04.11.2019).
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н) // Консультант Плюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6208/1f46b0f67e50a18030cbc85dd5e34849b2bf2449/ (дата обращения: 04.11.2019).
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н) // Консультант Плюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12508/0463b359311dddb34a4b799a3a5c57ed0e8098ec/ (дата обращения: 04.11.2019).
  7. Ковалев, В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. — 3-е изд. — М.: Проспект, 2019. — 1104 с.
  8. Ельникова И. А. Концептуальные методы определения прибыли как элемент бухгалтерского учета и учета использования финансовых результатов предприятия // Молодой ученый. — 2017. — № 12. — С. 276–281.
  9. Шеина Е. Г., Кошелева В. И. Политика формирования и распределения прибыли на предприятии // Вестник Прикамского социального института. — 2017. — № 3 (78). — С. 89–98.
  10. IDC Russia IT Services Market 2018–2022 Forecast and 2017 Analysis https://idcrussia.com/ru/research/markets-in-focus
Основные термины (генерируются автоматически): распределение прибыли, расход, операционная прибыль, прибыль, финансовый результат, бухгалтерский учет, валовая прибыль, использование прибыли, чистая прибыль, экономическая деятельность.


Ключевые слова

информационные технологии, эффективность, финансовый результат, формирование финансового результата, распределение прибыли

Похожие статьи

Развитие методов оценки инвестиционной привлекательности предприятия

В данной статье исследовано понятие инвестиционной привлекательности, методы ее оценки и их недостатки, а также направления совершенствования данных методов.

Информационные технологии управления компанией (корпорацией)

В статье обосновывается необходимость применения информационных технологий в управлении компанией (корпорацией), раскрываются основные взаимосвязи коммерческой деятельности и новейших технологических разработок в информационной сфере. Кроме этого пре...

Инвестиционная привлекательность предприятия как цель реализации инвестиционной стратегии

Содержание статьи раскрывает сущность инвестиционной привлекательности предприятия как одной из важнейших целей реализации инвестиционной стратегии. В статье рассматриваются содержание и значение инвестиционной привлекательности предприятия, описываю...

Инвестиционная стратегия предприятия

В статье раскрыто содержание и значимость разработки инвестиционной стратегии предприятия. Обозначены основные мероприятия в рамках такой стратегии и описаны основные источники финансирования. Определены ожидаемые результаты от формирования инвестици...

Эффективное управление денежными потоками как фактор финансовой устойчивости предприятия в сфере телекоммуникаций

В данной статье проводится обзор современных тенденций развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации и рассматриваются ведущие компании отрасли. Исследуется влияние процесса управления денежными потоками на финансовую устойчивость пр...

Повышение эффективности использования финансовых ресурсов предприятия

В статье автором раскрывается понятие и основное содержание финансовых ресурсов предприятия. Рассматриваются основные направления повышения эффективности использования финансовых ресурсов на предприятии.

Проблемы финансирования инновационных проектов в Российской Федерации

В статье рассмотрены актуальные проблемы финансирования инновационных проектов в Российской Федерации и дана сравнительная характеристика отечественных и зарубежных подходов к финансированию инноваций.

Совершенствование подходов и методик анализа финансового состояния предприятия

В данной статье рассматривается проблематика совершенствования методик и подходов к проведению анализа финансового состояния предприятия и обосновываются конкретные способы достижения этой цели.

Управление инвестиционной деятельностью в условиях риска

Данная статья посвящена вопросам управления инвестиционной деятельностью в условиях риска. Рассмотрены основные методы, с помощью которых можно планировать и минимизировать риски.

Разработка финансовой стратегии предприятия общественного питания

В статье рассматриваются вопросы разработки финансовой стратегии предприятия общественного питания, раскрываются особенности предприятий общественного питания, выявлены характерные для предприятий общественного питания стратегии, анализируются фактор...

Похожие статьи

Развитие методов оценки инвестиционной привлекательности предприятия

В данной статье исследовано понятие инвестиционной привлекательности, методы ее оценки и их недостатки, а также направления совершенствования данных методов.

Информационные технологии управления компанией (корпорацией)

В статье обосновывается необходимость применения информационных технологий в управлении компанией (корпорацией), раскрываются основные взаимосвязи коммерческой деятельности и новейших технологических разработок в информационной сфере. Кроме этого пре...

Инвестиционная привлекательность предприятия как цель реализации инвестиционной стратегии

Содержание статьи раскрывает сущность инвестиционной привлекательности предприятия как одной из важнейших целей реализации инвестиционной стратегии. В статье рассматриваются содержание и значение инвестиционной привлекательности предприятия, описываю...

Инвестиционная стратегия предприятия

В статье раскрыто содержание и значимость разработки инвестиционной стратегии предприятия. Обозначены основные мероприятия в рамках такой стратегии и описаны основные источники финансирования. Определены ожидаемые результаты от формирования инвестици...

Эффективное управление денежными потоками как фактор финансовой устойчивости предприятия в сфере телекоммуникаций

В данной статье проводится обзор современных тенденций развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации и рассматриваются ведущие компании отрасли. Исследуется влияние процесса управления денежными потоками на финансовую устойчивость пр...

Повышение эффективности использования финансовых ресурсов предприятия

В статье автором раскрывается понятие и основное содержание финансовых ресурсов предприятия. Рассматриваются основные направления повышения эффективности использования финансовых ресурсов на предприятии.

Проблемы финансирования инновационных проектов в Российской Федерации

В статье рассмотрены актуальные проблемы финансирования инновационных проектов в Российской Федерации и дана сравнительная характеристика отечественных и зарубежных подходов к финансированию инноваций.

Совершенствование подходов и методик анализа финансового состояния предприятия

В данной статье рассматривается проблематика совершенствования методик и подходов к проведению анализа финансового состояния предприятия и обосновываются конкретные способы достижения этой цели.

Управление инвестиционной деятельностью в условиях риска

Данная статья посвящена вопросам управления инвестиционной деятельностью в условиях риска. Рассмотрены основные методы, с помощью которых можно планировать и минимизировать риски.

Разработка финансовой стратегии предприятия общественного питания

В статье рассматриваются вопросы разработки финансовой стратегии предприятия общественного питания, раскрываются особенности предприятий общественного питания, выявлены характерные для предприятий общественного питания стратегии, анализируются фактор...

Задать вопрос