В данной статье рассмотрена методика формирования и распределения финансовых результатов на предприятиях отрасли информационных технологий в РФ. Уделяется внимание ключевым моментам, связанным с эффективностью использования прибыли собственниками.
Ключевые слова: финансовый результат, формирование финансового результата, распределение прибыли, эффективность, информационные технологии.
В настоящее время проблематика формирования и распределения финансовых результатов IT-компании весьма актуальна.
Анализ нормативных документов и экономической литературы по рассматриваемой проблеме подтверждает, что до настоящего времени вопросы формирования и распределения прибыли в компаниях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, находят недостаточно обоснованное отражение в бухгалтерском учете и отчетности.
Так как показатели прибыли играют существенную роль в оценке экономической деятельности коммерческих организаций, то бухгалтерский учет финансовых результатов и распределения прибыли должен занимать одно из ведущих мест в методологии всего бухгалтерского учета, а также его регулирования со стороны государства.
Показатели финансовых результатов предприятия являются важнейшими в управлении ее экономической деятельностью. Информация о финансовом положении наиболее востребована среди таких пользователей как собственники, инвесторы, государственные органы, контрагенты, кредиторы и внешние аудиторы.
Важно рассмотреть прибыль в контексте интересов пользователей. Большой вклад в исследование данной проблематики был сделан д. э.н. профессором В. В. Ковалевым. Для каждой группы пользователей информации рассчитывается показатель прибыли, представляющий наибольший интерес.
В наиболее общем виде можно сформировать пять обособленных групп лиц, интересы которых прямо или косвенно затрагиваются в ходе формирования конечного финансового результата [7].
К первой группе лиц относятся собственники — лица, которые предоставили собственные финансовые ресурсы при создании организации, либо приобрели организацию за плату. Собственникам, помимо показателя чистой прибыли, интересна прибыль на акцию в динамике. Прибыль на акцию характеризует инвестиционную привлекательность компании.
Ко второй группе, по мнению В. В. Ковалева, относятся лендеры — лица, предоставляющие фирме свой капитал на долгосрочной основе, на время и за плату [7]. В совокупности собственники и лендеры характеризуются как инвесторы.
К третьей группе лиц отнесен управленческий персонал (менеджмент). Целевыми показателями прибыли данной группы являются валовая прибыль и чистая прибыль.
Для контрагентов, кредиторов и инвесторов целевым показателем прибыли выступает операционная прибыль. Операционная прибыль служит источником покрытия постоянных финансовых расходов (проценты по кредитам и займам, лизинговые платежи) и источником стабильности партнерских отношений.
И, наконец, к пятой группе пользователей относится государство в лице налоговых органов, которое заинтересовано в таком показателе финансового результата как налогооблагаемая прибыль. Налогооблагаемая прибыль выступает источником пополнения бюджета в виде налога на прибыль, штрафов и пеней. Через свою прибыль организации принимают участие в формировании государственных бюджетов различных уровней, в социальных программах своих регионов, а также оказывают реальное воздействие на формирование политических структур.
Данная классификация пользователей информации актуальна и для компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Согласно исследованиям, проведенным международной исследовательской и консалтинговой компанией International Data Corporation (IDC), объем российского рынка услуг в области информационных технологий в 2018 году составил 5,4 млрд. долл. [10]. Доля участия российских компаний в формировании рынка неуклонно растет. Таким образом, можно утверждать, что отрасль информационных технологий является наиболее перспективной и прогрессивной в настоящее время.
Проявляя высокий интерес к сфере информационных технологий, инвесторы вкладывают свой капитал в развитие того или иного проекта еще на уровне стартапа. Именно на этом этапе компании важно рационально распределить полученные средства для достижения наилучшего финансового результата с целью получения дополнительных инвестиций. Данная сфера характеризуется высокими рисками.
Собственники компании принимают управленческие решения на основе анализа показателей, содержащихся в отчете о финансовых результатах. Форма отчета утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н [3]. Для принятия целенаправленных, оперативных и рациональных управленческих решений, информация, отраженная в отчете, согласно «Принципам подготовки и составления финансовой отчетности», должна удовлетворять определенным качественным характеристикам: быть понятной, уместной, надежной и сопоставимой.
Однако, следует отметить, что отчетность компаний, занятых в секторе информационных технологий значительно отличается от промышленных компаний. Значительную часть в отчетности цифровой компании, составляют: исследования и разработки, бренды, организационная стратегия, связи среди партнеров и поставщиков, отношения с клиентами и социальное взаимодействие, компьютерные данные и программное обеспечение, а также человеческий капитал.
При расчете прибыли в рамках бухгалтерского подхода ключевым является бухгалтерский принцип соотнесения доходов с расходами. Расходы признаются в отчете о финансовых результатах с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями [6]. То есть включаемые в модель расчета прибыли очередные виды доходов и расходов должны быть логически сопоставимыми и взаимообусловленными.
В компаниях, осуществляющих деятельность в области развития информационных технологий, активно используются такие операции при работе с клиентами, как:
− Проведение аудита информационных технологий в организации;
− Консалтинг в области обработки данных и размещения информации;
− Разработка заказанного программного обеспечения;
− Реализация прав на объекты интеллектуальной собственности;
− Техническое обслуживание информационных систем;
− Проведение профильных тренингов для сотрудников организации и т. д.
Правильный и своевременный учет доходов, получаемых организацией от проведения вышеупомянутых операций, а также расходов, понесенных в результате осуществления данной деятельности, оказывает непосредственное влияние на уровень прибыли.
Формирование финансовых результатов отчетного периода организации, в частности, занятой в сфере информационных технологий, происходит поэтапно. Сначала рассчитывается валовая прибыль как разница между выручкой и себестоимостью реализованных клиентам услуг и работ. Выручкой являются поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг [5].
Затем, валовая прибыль уменьшается на величину управленческих и коммерческих расходов, порядок признания которых должен быть закреплен в учетной политике организации [6]. После того, как учтены все управленческие и коммерческие расходы, формируется прибыль от продаж (операционная прибыль).
Операционная прибыль корректируется на сумму финансовых доходов в виде процентов к получению по выданным займам, по банковскому депозиту; дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам; доходов, полученных от долевого участия в совместных организациях и т. д. и прочих доходов (штрафы, пени, неустойки полученные, положительные курсовые разницы). А также корректируется на сумму финансовых расходов и прочих расходов в виде уплаты процентов за полученный заем, кредит и прочих расходов.
Оставшаяся часть представляет собой прибыль до налогообложения. Далее она уменьшается на сумму рассчитанного налога, подлежащего уплате в бюджет.
После уплаты налога в бюджет в распоряжение организации остается чистая прибыль, которая может быть использована на нужды компании.
Распределение прибыли ведется следующим основным направлениям (Таблица 1).
Таблица 1
Направления распределения прибыли
Направления распределения прибыли |
Характеристика |
1. Отчисления в налоговые органы на уплату налогов и сборов |
Осуществляется в соответствии с Налоговым Кодексом РФ |
2. Обязательные отчисления в резервный фонд (для акционерных обществ) |
Ежегодное отчисление не менее 5 % согласно ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» |
3. Выплата дивидендов |
Осуществляется на основании решения общего собрания участников общества. Если чистая прибыль превышает уставный капитал и резервный фонд организации. Принимается большинством голосов и оформляется протоколом общего собрания участников. |
Интенсивное увеличение объемов реализации |
Управленческое решение собственников компании |
Материальные стимулирование сотрудников |
Предоставление премий и компенсаций, не предусмотренных трудовым договором, но закрепленных в локальных актах компании |
Исходя из вышеприведенного, можно сделать вывод, что на законодательном уровне распределение прибыли регулируется только в той части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. В то время как прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов и обязательных платежей, а также структура статей ее использования находится в компетенции собственников.
Существуют различные методологические подходы к решению проблем, связанных с вопросами формирования и распределения финансового результата. Так, например, к.э.н. Шеина Е. Г. в статье утверждает, что механизм формирования и распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования, а также производственное, научно-техническое и социальное развитие предприятий и отрасли в целом [9].
Стратегия распределения прибыли характеризует существенные аспекты деятельности организации, оказывая влияние на ее результативность. Важнейшей задачей в организации является разработка специальной политики, согласно которой будет осуществляться распределение прибыли. Данная политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия:
обеспечивать повышение его рыночной стоимости услуг и работ;
формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов;
обеспечивать материальные интересы собственников и персонала.
Таким образом, существуют две взаимосвязанные концепции распределения прибыли. Первая концепция основывается на использовании прибыли с точки зрения государства. Вторая концепция базируется на использовании прибыли с точки зрения коммерческих организаций.
При распределении чистой прибыли компании осуществляется формирование резервов и фондов внутри нее для финансирования потребностей производства и сотрудников. Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливается периодичность и порядок распределения прибыли, но не описаны цели, на которые данная прибыль может быть распределена.
Вопрос о распределении прибыли относится исключительно к компетенции собственников. Порядок распределения и использования прибыли в организации фиксируется в уставе организации и определяется положением, которое разрабатывается в планово-экономическом отделе и утверждается руководителем компании.
В соответствии с уставом организации могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения. Такими фондами являются: фонды накопления и фонды потребления.
К расходам, финансирование которых осуществляется из чистой прибыли, относятся:
− расходы на расширение и модернизацию инфраструктуры;
− расходы на социальные нужды трудового коллектива;
− расходы на материальное поощрение работников и благотворительные цели.
В результате исследования, можно сделать вывод, что формирование и распределение прибыли организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, определяется двумя ее важнейшими функциями: как измерителя показателя эффективности экономической деятельности, так и средства ее стимулирования. Собственникам компании важно уделять особое внимание методологическим аспектам формирования и распределения прибыли.
Литература:
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 04.11.2019).
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 04.11.2019).
- Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.03.2018) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18023) // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103394/ (дата обращения: 04.11.2019).
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н) // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18609/ (дата обращения: 04.11.2019).
- Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н) // Консультант Плюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6208/1f46b0f67e50a18030cbc85dd5e34849b2bf2449/ (дата обращения: 04.11.2019).
- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н) // Консультант Плюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12508/0463b359311dddb34a4b799a3a5c57ed0e8098ec/ (дата обращения: 04.11.2019).
- Ковалев, В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. — 3-е изд. — М.: Проспект, 2019. — 1104 с.
- Ельникова И. А. Концептуальные методы определения прибыли как элемент бухгалтерского учета и учета использования финансовых результатов предприятия // Молодой ученый. — 2017. — № 12. — С. 276–281.
- Шеина Е. Г., Кошелева В. И. Политика формирования и распределения прибыли на предприятии // Вестник Прикамского социального института. — 2017. — № 3 (78). — С. 89–98.
- IDC Russia IT Services Market 2018–2022 Forecast and 2017 Analysis https://idcrussia.com/ru/research/markets-in-focus