Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 08.11.2019

Статья просмотрена: 760 раз

Библиографическое описание:

Сальникова, К. В. Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка в начальной школе / К. В. Сальникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 346-348. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63740/ (дата обращения: 15.11.2024).



Приобрести здоровье — храбрость, сохранить его — мудрость, а умело распорядиться им — искусство.

Франсуа Вольтер

В наши дни проблема здоровья детей актуальна как никогда. На сегодняшний день большинство учащихся испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению психического и физического здоровья, снижению успеваемости. Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач страны. Приоритетными задачами образования являются: сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников. (Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273) Решению этих задач способствует использование здоровьесберегающих технологий.

Английский язык в начальной школе — это один из сложных и серьезных предметов. Иностранный язык требует высокой концентрации внимания. На уроке учащимся приходится много писать, говорить, слушать, анализировать информацию. Поэтому очень важно планировать и проводить уроки таким образом, чтобы у обучающихся не снижалась положительная мотивация к изучению иностранного языка. Считаю, что спокойная, доброжелательная атмосфера на уроке, способность учителя пошутить в нужный момент помогают в преодолении барьера при формировании устной иноязычной речи.

Для того чтобы избежать переутомления учащихся, я использую смену видов деятельности: аудирование, работа с учебником, работа в группах, творческая работа, игра, задания соревновательного характера и т. д. Все это повышает умственную способность и мотивацию к дальнейшему изучению языка.

В своей работе я активно использую технологию здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы В. Ф. Базарного. Одним из эффективных методов является периодическая смена динамических поз. В классе наряду с обычными партами стоят конторки. Дети сидят за партам, стоят за конторками. Занятия в таком режиме улучшают психическое и физическое развитие за счет снижения напряженности и утомляемости учащихся. Могу отметить, что дети охотно занимаются за конторками, становятся более активными, повышается работоспособность. IMG_5744(1).jpg

Также в классе по углам размещен офтальмотренажер «Бегущие огоньки», последовательно мигающие лампы для тренировки координации тела, зрительно-моторной реакции и внимания учащихся. Эти упражнения предупреждают утомляемость, а также способствуют скорости ориентации в пространстве, реакции в экстремальных ситуациях.

IMG_5813.jpg

Физкультминутка — это один из главных элементов урока в начальной школе. Проведение физкультминуток помогает предотвратить утомляемость и восстановить работоспособность. Физкультминутку я провожу один раз в течение урока. Одна из самых любимых физкультминуток моих детей в начальной школе:

Hands up, hands down,

Hands on hips, turn around.

Hands up, hands down,

Hands on hips, sit down.

Stand up, hands to the sides.

Bend left, bend right.

Stand still, sit down.

В течение урока я провожу музыкально-танцевальные физкультминутки. Мы занимаемся по учебнику Spotlight, где в каждом модуле представлена песня и комплекс упражнений по теме. Дети поют на английском языке и выполняют под песню различные движения. Такие физкультминутки пользуются у детей большой популярностью. Например:

This is my house, this is the door!

The windows are clean, and so is the floor!

Outside there’s a chimney,

As tall as can be,

With smoke that goes up,

Come and see! [3, с. 34]

Такие физкультминутки дети сначала выполняют с помощью видео, а затем самостоятельно.

На уроках, кроме офтальмотренажера «Бегущие огоньки», мы выполняем гимнастику для глаз на английском языке, а также комплекс упражнений В. А. Гурова. [4, с.6–7]

Look left, look right, look up, look down, look around.

Look at your nose, look at that rose.

Close your eyes. Open, wink and smile.

Дети легко запоминают слова, и выполняют физкультминутки без помощи учителя.

Для двигательной активности на уроке я так же использую «Сенсорные кресты». На них размещаю карточки с заданиями, либо новые лексические единицы, объемные фигуры и буквы. В ходе урока я периодически обращаю внимание детей на то или иное пособие, прошу что-то найти, проанализировать. Учащиеся ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

Большое внимание на уроке я уделяю работе в группах. Групповая работа значительно повышает уровень освоения нового материала, учащиеся закрепляют изученную лексику, детям значительно легче учиться вместе. Часто такая работа организуется так, чтобы ученики работали стоя.

Один из важных приемов на уроках английского языка в начальной школе является игра. Игра — это форма деятельности, через которую учащийся познает мир, учится анализировать, сравнивать, обобщать и т. д. Например, в игровой форме я провожу работу с лексикой. Дети делятся на команды и поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. В третьем классе, при изучении предлогов места, дети слушают предложения с указаниями и ищут свое место, активно передвигаясь по классу. Применение игровых технологий на уроке помогает вызвать положительные эмоции у ребят, увидеть их индивидуальность, повысить мотивацию к изучению английского языка. С помощью игры дети быстрее и легче запоминают языковой материал.

Очень важно обучать школьников ведению здорового образа жизни, воспитывать у них культуру здоровья. На своих уроках регулярно затрагиваю темы здорового образа жизни (режим дня школьника, правильное питание, спорт, экология и т. п.) для привлечения внимания обучающихся к вопросам сохранения и укрепления здоровья. Материалы, используемые на таких уроках, позволяют узнать об отношении англоязычных сверстников к этим проблемам и выразить своё отношение к ним.

Обобщая вышесказанное, можно уверенно сказать, что здороьесберегающие технологии играют важную роль в образовательном процессе начальной школы. На своем собственном опыте я убедилась, что комплексное и регулярное использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка повышает качество образования, мотивацию к изучению языка, а также укрепляет и сохраняет здоровье учащихся. Сохранение здоровья детей — это одна из главных функций школы. Здоровье — главное в нашей жизни. Известный философ А. Шопенгауэр как-то сказал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».

Литература:

  1. Базарный В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Сергиев Посад, 1995
  2. Базарный В. Ф. Зрение у детей. Новосибирск. Изд-во Наука, 1991
  3. Быкова Н. И. В. Иванс «Spotlight» Просвещение, Express Publishing, 2009.
  4. Гуров В. А. Школьная близорукость: причины, диагностика, профилактика. Красноярск: Изд-во Спринт, 2013. 26 с.
  5. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, начальная школа, ребенок, здоровый образ жизни, урок, иностранный язык, комплекс упражнений, образовательный процесс, работа, течение урока.


Задать вопрос