В статье рассмотрены вопросы создания сложных радиотехнических изделий и проблемы, связанные с этим процессом. Основная причина — кадровый вопрос. Для его решения предложено при декомпозиции учитывать группировку работ, направленную на минимизацию проектных команд, а также предложен метод оптимизации проектной команды с точки зрения квалификации сотрудников, позволяющий обеспечивать заданный уровень качества при снижении затрат на кадровое обеспечение.
Ключевые слова: системный подход, кадровое обеспечение, декомпозиция работ, создание радиотехнического изделия.
Введение
Создание современных радиотехнических изделий ставит перед инженерами серьезную системную задачу. Для выполнения такой задачи требуются кадры, способные понимать схемотехнику, конструирование, программное обеспечение, которые знают структуру изделия и требования к составным частям, а также обладают навыками планирования и контроля, в том числе, экономического.
При создании сложного радиотехнического изделия один из главных факторов успеха — правильная декомпозиция изделия на более простые составные части. Таких составных частей может быть сотни, а различных связей для взаимодействия между ними — тысячи. Модули и ячейки, являющиеся типовыми элементами замены, составляют нижний уровень декомпозиции.
Выполнение работы по созданию изделия невозможно без команды инженеров — схемотехников, конструкторов, технологов, программистов и др. Обеспечение подходящими квалифицированными кадрами влияет на успешное создание изделия. При этом необходимо стремиться к повышению качества выполняемых работ и экономической эффективности. Такой подход сможет поддерживать предприятие на необходимом уровне конкурентоспособности.
Проблема кадрового обеспечения
Главной проблемой при создании сложных радиотехнических изделий, однозначно, являются кадры. Разработка модулей и ячеек требует от сотрудников разносторонних знаний. Эти знания должны включать в себя не только знания схемотехники, но и понимание дальнейшего применения на системном уровне, технологии производства, программного обеспечения.
Требуются специалисты, являющиеся профессионалами широкого профиля, с большим опытом, способные самостоятельно работать над сложными задачами, обладающие качествами самоорганизации и творческого подхода к решению нестандартных задач. Они должны быть способны работать с внешними исполнителями, поскольку компетенции позволяют сотрудникам готовить качественные ТЗ, планировать работы контрагентов и контролировать исполнение. С другой стороны, такие сотрудники требуют высокий уровень оплаты труда, требовательны к мотивации для удержания на предприятии и их уход из компании может серьезно сказаться на выполнении проекта. Поиск таких ценных кадров на рынке труда может занимать длительное время.
Нельзя забывать и об инженерах низкой квалификации или с малым опытом работы. Они характеризуются более низкой оплатой труда и возможностью дублирования их функций таким образом, чтобы за счет большого количества сотрудников отсутствие некоторых специалистов не влияло существенно на сроки проекта. Рынок труда насыщен подобными работниками (например, выпускники технических ВУЗов). Но такие кадры не смогут работать самостоятельно без наставлений и контроля от более опытного сотрудника.
Набирать команду работников только из опытных специалистов нецелесообразно. В этом случае экономические показатели будут крайне низкими или даже убыточными. Необходимо будет решать вопрос дополнительной мотивации для таких сотрудников, поскольку они заинтересованы только в сложных и интересных задачах, в то время как при создании радиотехнического изделия существуют и простые рутинные задачи.
Использовать в проекте только молодых и низкоквалифицированных сотрудников тоже нельзя. В противном случае уровень качества будет крайне низкий, а сроки выполнения работ будут сорваны. В обеспечении персоналом необходимо находить компромисс в каждом проекте в зависимости от исходных данных.
Международный опыт в работе с молодыми специалистами свидетельствует о неуклонном росте сотрудничества ВУЗов и корпораций для подготовки будущих кадров. Например, Массачусетский технологический институт является партнером более 20 крупнейших мировых корпораций, таких как Boeing, GM, Dell и др. [3, c. 169] При этом в России ВУЗы и работодатели серьезно разобщены и только ряд институтов сохранил со времен СССР систему базовых кафедр на предприятиях. Необходимо расширять это взаимодействие и проводить более тесную интеграцию между учебными заведениями и компаниями, таким образом обеспечив стабильное формирование «среднего класса» инженеров, которые к моменту выпуска из университета будут иметь практический опыт в работе по созданию сложных изделий.
Согласно исследованию Университета Британской Колумбии [1, c. 116] в обществе не более 30 процентов людей должны заниматься творческой работой, создавать что-то новое, а 70 % копировать. В этом случае общество будет находиться в балансе. Предлагается применить это отношение к нашему вопросу, и тогда 30 процентов специалистов на проекте должны быть высококвалифицированными.
Эти специалисты должны будут творчески осмысливать задачу в целом — обладать не только схемотехническими и конструкторскими навыками, но и правильно работать с исходными данными, преобразовывая технические требования в технические решения, а также задавать стандарты проектирования, исходя из возможностей производства и экономических выгод. В дальнейшем будем называть их Экспертами.
Оставшиеся 70 процентов будут выполнять более рутинные операции, сконцентрированные в определенных областях задач и имеющие описанные в стандартах решения. Также предлагается эти 70 процентов снова поделить на две группы, но в этом случае воспользуемся аналогией с законом Парето. В нашем случае 20 процентов оставшихся сотрудников, которые составляют инженерный «средний класс» (в дальнейшем будем называть их Специалистами) будут осуществлять связь между Экспертами и оставшимися непосредственными Исполнителями. Они способны не просто копировать решения и следовать алгоритмам, но и являются кадровым резервом для Экспертов.
Получившееся соотношение сотрудников (30/14/56) приведено на рисунке.
Рис. Предлагаемое соотношение ролей сотрудников в проекте
Оптимизация декомпозиции работ
Для того чтобы решить кадровую проблему, необходимо провести декомпозицию таким образом, чтобы кадровое обеспечение позволяло получать ощутимый экономический эффект, снижать риски потери ключевых сотрудников и обеспечивать заданный уровень качества.
Необходимо разработать способ декомпозиции и формирования команд так, чтобы обеспечить минимально необходимое количество высококвалифицированных специалистов.
При декомпозиции работ важно выделить в отдельную группу задачи, которые не решались ранее и не имеют уже готовых стандартов и шаблонов для решения. Такие задачи требуют творческого подхода Экспертов. Обычно это задачи научного уровня, планирования работы, подготовка исходных данных для технических заданий на составные части изделия и др.
Оставшиеся задачи необходимо декомпозировать до уровня, который описан в стандартах и не предполагает творческого осмысления работы. Такие задачи должны находиться только в одной плоскости знаний и на них можно назначить Исполнителей.
Задачи одного типа необходимо собирать в группы, а контролировать исполнение задач группы будут Специалисты. Таким образом, рабочая группа, состоящая из Специалиста и нескольких Исполнителей, будет работать над рядом типовых задач.
Подобный подход позволяет повысить качество исполнения за счет меньшего количества ошибок в типовых задачах и скорость работы, так как каждый Исполнитель четко знает, что и как делать.
Возвращаясь к вопросу опасности потери компетенций при уходе одного из ключевых специалистов — необходимо предусмотреть декомпозицию работ таким образом, чтобы работы отсутствующего сотрудника могли быть распределены по оставшимся сотрудникам.
Заключение
При создании сложного радиотехнического устройства необходимо правильно спланировать не только декомпозицию самого устройства на типовые элементы замены, но и правильно декомпозировать работы по их созданию, связав их с возможностями кадрового обеспечения.
При планировании кадрового обеспечения предлагается использовать соотношение 30/14/56 между Экспертами, Специалистами и Исполнителями соответственно, для обеспечения баланса компетенций.
При декомпозиции работ предлагается выделять отдельно работы, требующие внимания Экспертов, а стандартные работы разбивать на группы по типам одинаковых работ, которые будут выполняться рабочими группами, состоящими из Специалиста и нескольких Исполнителей.
Литература:
- Stefan Leijnen, Liane Gabora. How creative should creators be to optimize the evolution of ideas? A computational model // EPTCS. — 2009. — № 9. — С. 108–119.
- Липаев В. В.. Программная инженерия сложных заказных программных продуктов: Учебное пособие. — М.: МАКС Пресс, 2014. — 312 с.
- Батоврин В. К. Образование в системной инженерии — проблемы подготовки специалистов для создания конкурентоспособных систем // Открытое образование. — 2010. — № 6. — С. 164–172.
- Технология Креатива N 1: Естественные / природные креативные способности // ТРИЗ-ШАНС. URL: http://www.triz-chance.ru/tk_1.php (дата обращения: 05.11.2019).
- INCOSE. SYSTEMS ENGINEERING HANDBOOK. — 4th edition. — Hoboken: John Wiley & Sons, 2015. — 305 с.
- BARCUS, A., MONTIBELLER, G. Supporting the allocation of software development work in distributed teams with multi-criteria decision analysis // Omega. — 2008. — № 36(3). — С. 464–475.