В статье рассмотрены особенности допроса несовершеннолетних: свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых. Отмечено, что статьями УПК РФ детально, комплексно и однозначно определены особенности осуществления допроса в отношении лиц (потерпевшие, свидетели, подозреваемые, обвиняемые), которые не достигли возраста совершеннолетия. Определен комплекс прав и функционал, реализуемый защитником несовершеннолетнего.
Ключевые слова: допрос, несовершеннолетний, педагог, нормы, защитник.
The article describes the features of interrogation of minors: witnesses, victims, suspects and accused persons. It is noted that the articles of the RF Criminal Procedure Code in detail, comprehensively and clearly defined features of the examination in respect of persons (victims, witnesses, suspects, accused persons), who have not reached the age of majority. A set of rights and functionalities implemented by the minor’s advocate are defined.
Keywords: interrogation, minor, teacher, norms, defender.
Актуальность очерченного исследовательского поля обусловлена объективными трендами: за последние десять-пятнадцать лет в результате изменения уголовно-исполнительной политики, во-первых, существенно уменьшилось количество несовершеннолетних осужденных, направленных в воспитательные колонии, а численность тех, кто был отправлен в уголовно-исполнительную инспекцию — увеличилось.
В этом ключе важным представляется повысить эффективность исправительного воздействия на данную категорию осужденных.
В 2000-е годы сформирована психологическая служба в уголовно-исполнительной инспекции, кроме того, к данной работе активно подключаются центры профилактики при местных органах власти.
Все сказанное, позволяет заключить, что тематика, касающаяся особенностей производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (а также профилактики преступлений, совершаемых ними) представляется в настоящее время, а также в контексте кратко- и среднесрочной перспективы весьма напряженной, дискуссионной.
Общим базисом в рассматриваемом контексте является реализация принципов гуманности и справедливости, а также всесторонний учет возрастных, социальных и физиологических особенностей названной категории лиц.
Принципиальную значимость в данном ключе имеет практика осуществления допросов.
Особенности допроса несовершеннолетних — рассматривая данный аспект в исключительно широком контексте — обнаруживают инвариантность субъекта: несовершеннолетним может быть как потерпевший и свидетель (в данном ключе актуализируются нормы ст. 280 УПК РФ), так и подозреваемым, обвиняемым (практика допроса данных лиц определена ст. 425 УПК РФ) [1].
Рассмотрим особенности допроса первой категории лиц, не достигших совершеннолетия, отметив следующие аспекты.
– При проведении допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля непременным образом должен быть задействован педагог. Эта норма носит обязательных характер в случае, если несовершеннолетнему не исполнилось 14 лет, и «инвариантный» характер (усмотрение суда) в отношении лиц, возраст которых превысил 14 лет, но не превышает 18.
– Главная функция педагога, реализуемая им до начала допроса, состоит в объяснении и подростку его прав (соответствующая запись делается в протоколе).
– Если у педагога в процессе осуществления допроса возникают вопросы, то он, с разрешения председательствующего лица, имеет право их задавать.
– Имеет место директивного — обязательного — характера норма: участие в допросе лица, не достигшего 14 лет, осуществляется только и исключительно в присутствии его законного представителя. Данное лицо также — по разрешению председательствующего — имеют право задавать вопросы.
– Если допрос осуществляется в отношении потерпевшего или свидетеля, который не достиг возраста 16-лет, то в обязанности председательствующего входит разъяснение данному субъекту значимости полных и правдивых показаний. Имеет место значимая особенность: названный субъект в обязательном порядке предупреждается об ответственности за дачу ложных показаний или отказ от дачи показаний, однако соответствующая подписка у него не берется.
– В ходе судебного заседания допрос свидетелей (потерпевших), не достигших совершеннолетнего возраста может быть осуществлен в отсутствии подсудимого: решение инициирует либо сам суд, либо суд по ходатайству сторон. После допроса названная категория лиц может — с разрешения суда — покинуть зал судебного заседания.
Следуя логике очерченного исследовательского поля, выделим особенности допроса несовершеннолетнего лица, являющегося подозреваемым либо обвиняемым (как было отмечено ранее, данные аспекты определены положениями статья 425 УК РФ) [1].
– Имеют место ограничения времени продолжительности допроса: в общей сложности он не может быть продолжительнее 4 часов в день. После истечения двух часов обязателен перерыв.
– Защитник названного лица имеет право не только в ходе допроса задавать вопросы своему «подопечному», но и после окончания допроса ознакомится с протоколом, внести замечания — при возникновении таковых — о правильности сделанных записей.
– Если подозреваемый (обвиняемый) не достиг возраста 16 лет (а также в ситуации, когда возраст достигнут, но названное лицо страдает психическим расстройством) педагог или психолог в обязательном порядке должен принимать участие в допросе.
– Привлекаемый к допросу педагог (психолог) с разрешения представителя следствия имеет право задавать вопросы несовершеннолетнему. Кроме того, педагог (психолог) после завершения допроса имеет право ознакомления с текстом протокола, а также право осуществления письменных замечаний относительно правильности его ведения.
Таким образом, статьями УПК РФ детально, комплексно и однозначно определены особенности осуществления допроса в отношении лиц (потерпевшие, свидетели, подозреваемые, обвиняемые), которые не достигли возраста совершеннолетия.
Реализация закрепленных в кодексе правил и норм — основа эффективного и результативного допроса.
Кроме этого, существенную значимость при осуществлении производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних имеет деятельность защитника, полномочия которого строго определены ст. 53 УПК РФ. Защитник — с момента своего вступления в рассматриваемую нами категорию дел — реализует следующий комплекс прав.
Во-первых, ознакомление со всеми протоколами, постановлениями (и о применении мер пресечения, и о разнообразных следственных действиях), составленными касательно несовершеннолетнего.
Во-вторых, защитник присутствует как при осуществлении допроса, предъявлении обвинения, принимает участие во всех значимых следственных мероприятиях, которые проводятся с привлечением несовершеннолетнего.
В-третьих, именно защитник вносит — что определено ч.2 ст. 425 УПК РФ — письменные замечания относительно правильности и полноты отраженных в протоколе допроса записей.
В-четвертых, защитник не только вправе с разрешения следователя задавать (в ходе проведения допроса) несовершеннолетнему обвиняемому вопросы, но и иметь с ним свидание наедине, без временного ограничения.
В-пятых, защитник, соблюдая установленный законом общий порядок, собирает и представляет круг необходимых ему для защиты несовершеннолетнего обвиняемого доказательств.
В-шестых, именно защитник в рамках своей деятельности заявляет круг ходатайств, приносит жалобы на действия представителей следствия, если они противоречат требованиям законодательства.
В целом, производство уголовных дел в отношении несовершеннолетних детально определено законодателем, имею место все условия для системной реализации круга соответствующих норм.
Литература:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019). Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/ Режим доступа: 23.04.2019.
- Виноградов П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Психологические особенности несовершеннолетнего. Москва, 2015.
- Подласый И. П. Педагогика и психология: учебник /И. П. Подласый.- М.: Юрайт, 2016.