В статье рассматривается формирование и развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в семье, на основе обычаев и традиций; социальные институты: дошкольное образовательное организации, школа, махалля: дополняющие и поддерживающие воспитательную работу с целью духовно-нравственного развития детей; а также пробуждения духовности с помощью ознакомление их с духовным наследием прошлого.
Ключевые слова: духовность, нравственность, обычаи, семья, махалля, духовными наследиями, становление личности.
The article discusses the formation and development of spiritual and moral values in children of preschool age in the family, on the basis of customs and traditions; social institutions: preschool educational organization, school, mahalla: complementing and supporting educational work for the purpose of spiritual and moral development of children; as well as the awakening of spirituality by familiarizing them with the spiritual.
Key words: spirituality, morality, customs, family, mahalla, spiritual heritage, personality formation.
Духовность — источник роста и могущества человека.
И. А. Каримов
Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос здоровым, счастливым, жизнерадостным и умным. В этом помогают педагоги-воспитатели, не только в количественном развитие ребенка, но и в качественном отношении. То есть, когда мы говорим о качественном развитие ребенка, подразумеваем о его умственные, духовно-нравственное развитие. Воспитывать молодое поколение в соответствие с духовно-нравственными нормами значима для дальнейшего процветания общества. А основная ячейка общества — это семья, в которой создается благоприятные условия для воспитания детей, приобщения их к духовным общечеловеческим ценностям, традициям.
Семья — это основная ячейка общества. В семье начинается воспитание, там человек проходит начальный этап социализации — впервые узнает, что такое хорошо и что такое плохо, что можно и что нельзя, учится быть добрым, справедливым и ответственным, ценить поддержку окружающих и помогать другим. А ребенок копирует поведение родителей, внедряет его в свою жизненную тактику, поэтому стоит быть примером для своих же детей, начать с себя: делать больше добрых дел. Есть такая пословица — «Птичка делает то, что видела в своем гнезде». Даже если взрослый говорит, что ругаться, драться плохо, а сам дерется, не будут действовать его слова, ребенок чаще всего подражает нашим поступкам.
Права и обязанности родителей по воспитанию детей установлено в Конституции Республики Узбекистан. Статья 73. Права иобязанности родителей по воспитанию иобразованию детей: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей» [1]
В узбекских семьях воспитывают своих детей так, чтобы результат этого воспитания дал плоды не только родителям, но и Родине. Учат уважать старших, здороваться (в узбекских семьях также особое внимание уделяется к культуре приветствия), благодарить и просить прощения за свои поступки. В формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста эффективность достигается так же в больших семьях.
Это те семьи, где живет несколько поколений, ведущих совместный быт. Например, мама, папа, их родители, бабушки, дедушки и дети. Дети, выросшие с бабушками и дедушками, резко отличаются своим умом, внимательностью и чуткостью, а также у них богат словарный запас.
Сохранение и передача культурных ценностей и семейных традиций обеспечивает крепкую связь между поколениями и внутри семьи. В семье, где свято чтятся традиции, обычаи, отношения между партнерами более крепкие и уважительные, чем там, где этого нет. Через традиции и обычаи мы познаем народные ценности.
Рис. 1.
Обычай — стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Можно отметить, что традиции, обычаи, обряды являются основной частью народной культуры и это непосредственно влияет на духовно-нравственное воспитание детей.
Уровень духовно-нравственного развития и воспитанности человека заложен в основе любых его поступков, формирует его ауру (оболочку, облик), определяет систему личностных ценностей и характера. Процесс нравственного развития детей дошкольного возраста имеет свою особенность. У ребёнка в дошкольном возрасте духовно-нравственные представления, знания и умения характеризуются тем, что у него начинают формироваться первоначальные моральные суждения и оценки. Дошкольник начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней. Дети в этом возрасте способны употребляют в своей речи слова, обозначающие нравственные качества и их противоположность (добрый — злой, жадный — бескорыстный, честный — лживый, и пр.)
Нравственность — внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т. п., которые проявляются в отношении к людям и природе. [3]
Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Важным методом нравственного воспитания является пример. Это связано с особой восприимчивостью, гибкостью нервной системы детей дошкольного возраста. Ребенок непроизвольно, подражательно усваивает поведение окружающих людей. Он стремится работать так же ловко, аккуратно, как педагог- воспитательница. [3]
Таким образом социальные институты: дошкольное образовательное организации, школа, махалля — помогают, поддерживают и дополняют воспитательную работу с целью духовно-нравственного развития детей. Возникает вопрос: почему махалля? Важный фактор духовного развития общества — это махалля. Она своеобразное зеркало духовного климата и обстановки в нашей стране. В махаллинском сообществе у ребенка обогащается общественное сознание через жизненный опыт аксакалов, личный пример старших, нормы коллективного поведения. Махалля сохраняет и развивает национальные, культурно-исторические и духовно-нравственные ценности; воспитывает подрастающее поколение в духе любви к Родине.
В Республике Узбекистан обучение и воспитание издавна связывалось с развитием духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Целью духовно-нравственного воспитания является формирования всестороннее, гармонично развитой личности. Нет единого понятия духовности, существуют различные определения и в них можно выделить общее.
Духовность — это критерий (мерило) всех взглядов человека, это неизмеримая сила, пробуждающая совесть, призывающая человека к духовному очищению и обогащению, укрепляющая волю, внутренний мир человека, формирующая целостность веры и убеждений. [3]
Рис. 2. Формирование у детей положительных качеств
Для пробуждения духовности у детей дошкольного возраста не менее эффективно ознакомление их духовными наследиями прошлого: жизнь и дела великих предков узбекского народа. Великие борцы за независимость Родины как Спитамен, Джалалиддин Мангуберды, великий полководец Амир Темур. Лучшие образцы национального духовного наследия, научные, религиозные и светские взгляды великих предков и жемчужины мировой культуры: свободолюбивые идеи великих мыслителей, концепция справедливого общества Аль-Фараби, мировые открытия Аль-Хорезми, Аль- Фергани, научный подвиг Аль-Беруни, великие труды Ибн-Сины (Авиценны), Улугбека, взгляды Алишера Навои на проблему человеческого совершенства. [2]
В заключение можно сказать, что духовно-нравственное становление личности происходит на протяжении жизни. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для духовно-нравственного развития детей. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, т. е. нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Литература:
- Конституция Республики Узбекистан. 1991г
- И. А. Каримов «Высокая духовность — непобедимая сила» 2008 г.
- Толковый словарь Ожегова 2007 г.