Говоря о принципах правотворчества в демократическом государстве, можно отметить необходимость соблюдения принципов верховенства Конституции, законности, гласности, демократизма, профессионализма, строгой дифференциации правотворческих полномочий, гуманизма, научности, планомерности, оперативности и других. В демократическом государстве на первый план выходит открытость и интерактивность правотворческого процесса, что во многом опирается на используемые современные информационные технологии. В рамках данной статьи будет рассмотрена проблема соблюдения принципа правотворчества в демократическом государстве.
Ключевые слова: публичная власть, органы государственной власти, законодательство, правовая организация, правовая деятельность.
Согласно традиционной точке зрения, правотворчество — это деятельность государства по созданию правовых норм. Правотворчество представляет собой процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирование и принятие правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур.
Понятие «правотворчество» и «правотворческая деятельность» принадлежат к наиболее разработанным категориям этого ряда. Однако несмотря на такую разработанность не существует однозначного понимания этих понятий среди подавляющего большинства ученых.
Потребность органов законодательной власти в эффективном информационном, программно-техническом, коммуникационном, технологическом обеспечении свидетельствует о наличии прямой связи между эффективностью работы органов законодательной власти и организацией информационного обеспечения их работы.
Например, в целях обеспечения доступа к необходимой информации по инициативе Совета Федерации в сети Интернет была создана специализированная информационная система «Парламентский портал» [3].
Органы законодательной власти Российской Федерации уделяют большое внимание развитию систем, предназначенных для получения и передачи информации.
Целью использования информационных технологий законодательными органами власти являются действия по поиску, сбору, хранению, обработке, предоставлению и распространению информации.
В то же время функционал использования информационных технологий может быть расширен: они позволяют органам законодательной власти вступать в диалог с другими государственными органами, обществом, СМИ.
Благодаря использованию информационных технологий законодательные органы власти становятся более конструктивными и открытыми, они получают возможность оперативного обмена информацией с другими властными структурами как по горизонтали, так и по вертикали, что в совокупности является процессом информатизации правотворчества.
А. Г. Кравченко под информатизацией правотворчества понимает совокупность действий по внедрению в деятельность органов законодательной власти новейших информационных технологий, а также по созданию за счет указанных технологий крупных центров и систем экспертного и консультационного плана [4].
Прежде всего, указанное определение актуально для деятельности основных генераторов правотворческой политики, к числу которых можно отнести Государственную Думу и Совет Федерации.
Информационное обеспечение органов государственной власти способствовало созданию системы получения информации от граждан, что, в свою очередь, обуславливает широкий доступ и прозрачность управления в демократическом государстве.
Рассматривая данный вопрос, Г. В. Быченков приводит такой пример: «для работы с обращениями граждан, а также в целях реализации права граждан на обращение в Совет Федерации была разработана Инструкция по работе с обращениями граждан в Совете Федерации, утвержденная распоряжением Председателя Совета Федерации от 23 июня 2011 г. № 189рп-СФ. Необходимо отметить, что огромное значение для развития взаимодействия Совета Федерации с населением имеет возможность интерактивного обращения посетителей сайта к парламентариям. В 2006 г. Приказом Руководителя Аппарата Совета Федерации от 19 июня 2006 г. № 76-од «Об официальном интернет-сайте Совета Федерации» был определен: состав публикуемой на сайте информации на русском и английском языках; порядок опубликования информации на сайте; порядок поддержки функционирования программно-технического комплекса сайта; состав работников Аппарата Совета Федерации, ответственных за достоверность информации, предоставляемой для опубликования на сайте» [2].
При этом деятельность по урегулированию отношений, которые связаны с официальным интернет-порталом Совета Федерации, повлияла на значительное расширение его наполнения той информацией, которая объективно была необходимой для полноценного и эффективного осуществления законодательной деятельности. Также необходимо подчеркнуть, что информационные технологии в деятельности органов государственной и муниципальной власти не исчерпываются одной лишь деятельностью по созданию и ведению сайтов [4].
Информационные технологии активно используются в организации прямых трансляций заседаний и интернет-конференций, а также создании интернет-приемных депутатов, что также повышает демократичность правотворческого процесса в Российской Федерации [1].
Только законодательное регулирование вопросов обеспечения информацией может повлиять на качество законодательных актов, избежать неоправданного затягивания их принятия, так как успешная работа законодательного органа власти определяется полнотой и качеством информационного обеспечения его комитетов, комиссий и депутатского корпуса в целом.
В тоже время необходимо отметить, что требования к информационному обеспечению вытекают из характера законодательного процесса. Информационные технологии позволяют обеспечить демократизм правотворческого процесса.
Благодаря их использованию значительно упрощается процедура разработки и принятия актов органами законодательной власти. Кроме того, информационные технологии способствуют широкому привлечению граждан к правотворческой деятельности.
В условиях демократического государства модифицирована процедура разработки и принятия законопроектов в пользу роста обстоятельности и гласности.
В настоящее время достаточно распространены публичные слушания и возможности всенародного обсуждения проектов, в том числе и на базе интернет-платформ. Кроме онлайн-возможностей, законопроекты могут обсуждаться и в оффлайн-режиме: в конкретном трудовом коллективе, на конференции и семинаре, в СМИ [1].
У граждан и их объединений есть возможность высказать свои личные суждения в публикациях в интернет-пространстве или направить обращение по информационно-коммуникационным каналам в правотворческие органы. Особенно ценными являются суждения юристов-ученых и практиков.
Публикация законопроектов в периодических изданиях и телекоммуникационной сети интернет повысили доступность результатов правотворческой деятельности для населения.
Если на конкретный проект поступают замечания и предложения, то правотворческие органы проводят их всесторонний анализ. Готовящийся правотворческий акт соответствующим образом изменяется при наличии для этого весомых оснований. Со всеми исправлениями, дополнениями, экспертными заключениями и рекомендациями законопроект выносят на рассмотрение правотворческого органа.
Кроме того, нормами действующего законодательства предусмотрено вынесение наиболее важных федеральных законопроектов на всенародное голосование (референдум). Этот факт является доказательством яркого проявления демократизма правотворческого процесса.
Литература:
1. Алексеев Г. В. Безопасность в системе государственного регулирования // Управленческое консультирование. — 2017. — № 7. — С. 8–19.
2. Быченков Г. В. Значение информационного обеспечения законодательной деятельности в современных условиях [Электронный ресурс] Режим доступа: http://izron.ru/articles/sovremennaya-yurisprudentsiya-aktualnye-voprosy-i-perspektivy-razvitiya-sbornik-nauchnykh-trudov-po-/sektsiya-2-konstitutsionnoe-pravo-munitsipalnoe-pravo/znachenie-informatsionnogo-obespecheniya-zakonodatelnoy-deyatelnosti-v-sovremennykh-usloviyakh/.
3. Говорушкина В. С. Обеспечение баланса публичных и частных интересов как средство обеспечения легитимности права // Эффективность правового регулирования на современном этапе. — 2018. — С. 22–23.
4. Кравченко А. Г. Эффективность исполнительной власти в современной России // Философия права. — 2015. — № 2. — С. 36–41.
5. Тихомиров Ю. А. Теория компетенции. — М.: АСТ-пресс, 2014. — С. 351.