В статье проводится анализ теоретических и практических аспектов государственного регулирования в строительстве, что позволило выделить основные механизмы государственного регулирования в строительстве, определить их цели и особенности. Раскрыты характеристики механизмов государственного регулирования, обоснована значимость каждого из них для стратегических целей развития не только строительной отрасли, но и национальной экономики в целом.
Ключевые слова: сметное нормирование, строительная отрасль, инвестиционная деятельность
Государственное регулирование в строительстве и в других сферах каждого государства должна соответствовать общенациональным стратегическим целям и интересам. Не является исключением и Россия, поскольку стратегической задачей государства является экономический рост и улучшение благосостояния граждан через реализацию модели инвестиционного развития. Для этого на государственном уровне необходимо сформировать институциональную среду, благоприятную к инвестиционным процессам, и постепенно совершенствовать систему нормативно-правового регулирования строительной отрасли. Это, в свою очередь, будет способствовать увеличению объемов инвестиционных ресурсов в строительство, их эффективному использованию и определению приоритетных направлений и обеспечению результативного использования капиталовложений.
Анализ тенденций в российской социально-экономической сфере показал наличие множества ограничений, основными препятствиями на пути развития строительной отрасли России являются: коррупция, нестабильность политической ситуации в стране, неэффективное государственное регулирование, нечеткая правовая система, большой налоговое бремя, низкий уровень доходов граждан, недостаточно развитая инфраструктура бизнеса, нестабильность экономической и налоговой политики и тому подобное [1]. Все это предопределяет актуальность проблематики изучения сложившихся механизмов государственного регулирования в строительстве и разработке рекомендаций по их совершенствованию.
Прежде всего, следует рассмотреть сущность механизмов государственного регулирования, которые различаются по методам (организационные, экономические, психологические, специальные), рычагами (экономические, финансовые, правовые), инструментами (технологии, программы) и политикой (экономическая, социальная, финансовая, культурная, промышленная) и включила правовое, информационное и нормативное обеспечение [4]. Кроме того, механизм государственного регулирования должен формироваться на таких принципах, как целеустремленность, непрерывность, планомерность, динамизм, непротиворечивость, целостность, автономность, моделирование и эффективность. В структуре механизмов государственного регулирования мы рассматриваем виды управленческой деятельности, необходимо обеспечение, без которого невозможно функционирование самого механизма, а также инструменты, методы и рычаги управления. Объектами механизма государственного регулирования строительства выступают определенные институты: человек, общество, территориальная община, регион, а также процессы и отношения между ними, происходящие при планировании, финансировании и реализации строительства [2].
Среди основных механизмов государственного регулирования инвестиционной политикой строительства можно выделить: законы и законодательные акты; систему норм и нормативов; объемы и источники финансирования; ценовое регулирование и государственные гарантии; систему стандартизации и сертификации строительства; бюджетные трансферты, субсидии, дотации; страхование инвестиционных рисков в строительстве.
Основные документы государственного регулирования в строительстве:
- Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ;
- Градостроительный кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ
Рис. 1. Элементы механизмов государственного регулирования в строительстве
Стоит отметить, что в строительной сфере процесс ценообразования отличается от ценообразования в других отраслях промышленности, что обусловлено особенностями строительной продукции, которая производится по требованию заказчиков и на основе индивидуальной проектно-сметной документации. Также следует отметить, что эффективное ценообразование в строительстве является способом обеспечения функционирования строительных предприятий и повышения уровня социально-экономической жизни населения, в целом. Качественный и количественный анализ системы стандартизации и сертификации строительства позволяет сделать вывод о том, что государственные стандарты и сертификаты о качестве строительных товаров, работ и услуг должны учитывать определение единых международных требований, норм, относительно качества, химического состава, физических свойств, веса, размеров, количества строительной продукции и тому подобное [3].
К актуальным вопросам государственного регулирования строительства можно отнести также бюджетные трансферты, субсидии, дотации. Субсидии получили широкое распространение в последние десятилетия, поскольку в рамках многосторонних и двусторонних торговых соглашений государства, добровольно ограничили применение тарифов для защиты национальных производителей строительной продукции. Строительство относится к отраслям, которым характерна вероятность возникновения большого количества рисков, как со стороны инвесторов, застройщиков, так и со стороны специализированных подрядных организаций. В связи с этим, в российском законодательстве должно быть подробно закреплено вопросы страхования инвестиционных рисков в строительстве. Этот инструмент государственного регулирования непосредственно направляется на обеспечение возмещения материального ущерба [5]. Практически все промышленно развитые страны с рыночной экономикой имеют специальные государственные учреждения, занимающиеся страхованием и обеспечением иностранных инвестиций и экспортных кредитов, выделяемых для реализации строительных проектов. Мы считаем, что механизм государственного регулирования строительства должен способствовать повышению уровня эффективности отрасли путем сочетания рыночных и государственных регламентов, иными словами, соединить две системы: систему формирования государственных рыночных отношений и систему государственного регулирования организации управления строительством.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что важным условием для экономического роста страны является нахождение действенных механизмов в государственном регулировании строительства, для этого необходимо: четко определить приоритеты развития строительства на долгосрочный период; обеспечить систему согласованности и стабильности законодательной базы; уменьшить налоговое давление на предприятия, вкладывающие ресурсы в инвестиционное развитие строительной отрасли; создать равные условия конкурентной борьбы; направлять инвестиции в приоритетные, с точки зрения эффективности, строительные проекты; предоставить правительственные гарантии инвесторам и закрепить их на законодательном уровне; обеспечить минимизацию инвестиционных рисков и тому подобное.
Литература:
- Бойкова А. В., Захарова Д. А. Некоторые проблемы строительной отрасли России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 5–1. С.89–91.
- Власова Г. А., Князева Н. В., Шиндина Т. А. Современные проблемы системы ценообразования при формировании сметной стоимости на территории Российской Федерации // Сибирский журнал науки и технологий. 2018. № 1. С.162–172.
- Горелова О. А. Процесс обновления сметно-нормативной базы в строительстве // Вестник ГУУ. 2019. № 8. С.76–82.
- Никифоренко Е. С., Семенова Г. Н. Применение элементов государственного регулирования экономического роста в современных условиях и возможности социально-ориентированной экономики // Вестник МГОУ. Серия: Экономика. 2019. № 2. С.8–27.
- Шаболкина О. И., Галкина А. С. Отдельные аспекты применения нормативно-правовых актов в строительстве // Инновационная наука. 2019. № 2. С.25–28.