Здоровый образ жизни становится неотъемлемой частью современного мира, поэтому качество питания выходит на первый план. На сегодняшний день потребитель стал более требовательным и избирательным к продукту, который он покупает и употребляет. Его интересует не только цена и органолептические показатели, а также большое внимание уделяется качеству и безопасности продукта. Общение потребителя с производителем осуществляется через магазины розничной торговли, где потребитель может ознакомиться с ассортиментом товаров, различными изготовителями и непосредственно приобрести продукт. Каждый день требования к реализации, контролю качества и безопасности пищевых продуктов возрастает. Следуя мировым стандартам, разработка и внедрение системы менеджмента качества для розничной торговли является эффективным решением. Наличие системы менеджмента качества является гарантом надежности компании и фактором доверия со стороны потенциальных потребителей и партнеров. В данной статье я бы хотела рассмотреть преимущества наличия в розничной торговле системы менеджмента качества.
Ключевые слова: quality, management system, trade, safety, efficiency, качество, система менеджмента, торговля, безопасность, эффективность.
В настоящее время потребительский рынок насыщен многообразием различных продуктов, и основным критерием, который играет решающую роль в выборе потребителей, являются качество и безопасность продукта. Тем самым высокое качество обеспечивает производителю стабильную прибыль, потому ни одно производство не может функционировать без системы менеджмента качества. Система менеджмента качества (СМК) — это система, обеспечивающая эффективную работу предприятия, в том числе и в области управления качеством выпускаемой продукции. Для изготовителей продовольственных продуктов основными СМК являются стандарты ГОСТ Р ИСО 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования», и ГОСТ Р ИСО 22000–2007, который идентичен международному стандарту ISO 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции», которые включает в себя основные элементы:
– Качество поставок, внутренние и внешние аудиты.
– Управление документооборотом.
– Корректирующие и предупреждающие действия.
– Обучение.
– Управление изменениями.
– Работа с жалобами.
– Калибровка и поддержание инструментов для предупреждающих действий
ГОСТ Р ИСО 22000:2007 включает в себя следующие общепризнанные ключевые элементы, позволяющие обеспечить безопасность пищевой продукции во всей цепи ее создания вплоть до стадии конечного употребления пищевой продукции в пищу:
– интерактивный обмен информацией;
– системный менеджмент;
– программы предварительных обязательных мероприятий;
– принципы ХАССП, или в английской транскрипции HACCP — Hazard analysis and critical control points (Анализ рисков и критические контрольные точки).
Не меньшую важность представляет наличие системы менеджмента качества для предприятий оптово-розничной торговли, так как торговые центры являются ключевым звеном в цепочки «изготовитель — потребитель».
Для оптово-розничной торговли основными этапами являются контроль до реализации и контроль в ходе реализации продукции.
Контроль до реализации и при выпуске продукции включает в себя выбор и оценку потенциального производителя, который в дальнейшем будет являться поставщиком продукции. Для его оценки применяется аудит производства, где рассматриваются все стадии производства от контроля входного сырья, до выпуска готовой продукции в реализацию; проверка наличия системы менеджмента качества; соблюдения системы ХАССП.
Контроль в ходе реализации продукции включает в себя:
– Контроль логистической цепочки и товаросопроводительных документов;
– Условия реализации и хранения продукции. Соблюдение товарного соседства, температурного режима и др.;
– Проведение систематических лабораторных исследований продукции;
– Обучение персонала;
– Управление жалобами;
– Управление документацией;
Благодаря системе менеджмента качества становится возможным максимально прозрачно рассматривать управление всеми процессами деятельности производства. Наличие системы менеджмента качества повышает интерес клиента к продукции и вызывает большее доверие к предприятию розничной торговли.
Литература:
- Салимова Т. А. Дисциплина «Управление качеством» в системе подготовки менеджеров // Вестник университета (Государственный университет управления). — 2010. — № 4 — С. 44–48.
- Сажин П. Б. Козлова И. В. Система менеджмента качества: преимущества внедрения и проблемы функционирования // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 1 (29).
- ГОСТ Р ИСО 22000–2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции».