В данной статье рассматриваются актуальные вопросы о месте банковских правоотношений в финансовом праве. Автор анализирует различные точки зрения на природу банковских правоотношений и приходит к выводу, что банковским правоотношениям присущи публичные и частные элементы, что обуславливает их комплексное регулирование разными отраслями права.
Ключевые слова: банковские отношения, банковское право, финансовое право, банковская деятельность, банковская система.
Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что вопрос о месте института банковских правоотношений в системе финансового права останется неразрешенным и вызывает массу дискуссий среди правоведов.
В настоящее время важной структурной составляющей экономики любого государства являются банковские отношения. Поскольку банковская деятельность является предметом регулирования конституционного, гражданского, финансового, уголовного и иных отраслей права, необходимо выяснить: в какой части банковские правоотношения регулируются финансовым правом и входят ли они в предмет финансового права.
Обычно под предметом финансового права понимают общественные отношения, которые возникают по поводу аккумулирования, распределения и использования денежных фондов, необходимых государству и местному самоуправлению для выполнения поставленных задач [6, с. 9.]. Принимая данное определение во внимание, возникает следующий вопрос: а входят ли отношения в сфере банковской деятельности и отношения с участием банков в предмет финансового права? Учитывая, что банки являются частными организациями и непосредственно не участвуют в процессе образования, распределения и использования государством средств денежных фондов, то ответ должен был быть отрицательным.
Данной позиции придерживается А. И. Худяков, и он считает, что банковские отношения не выражают процессы формирования, распределения и использования государственных денежных фондов. Другим аргументом, по его мнению, является отсутствие в банковских правоотношениях такого субъекта как государство или государственный орган, в то время как это обязательный субъект финансовых правоотношениях. Кроме того, он считает, что банковские правоотношения предполагают равноправие сторон, чего также нельзя сказать о финансовых правоотношениях [7, c. 6].
М. В. Карасева также считает, что отношения, возникающие между Центральным Банком РФ и кредитными организациями по поводу осуществления надзора, образованию и использованию фонда обязательных резервов ЦБ РФ, а также при установлении обязательных нормативов не могут относиться к финансово-правовым, а являются административно-правовыми.
Однако на сегодняшний день имеет место и другая точка зрения, согласно которой банковские правоотношения входят в предмет финансового права. Сторонники указанной позиции определяют, что в финансовую систему входят государственные и муниципальные финансы, а также частные финансы. Так, Е. М. Ашмарина утверждает, что правоотношения, в которых в качестве субъектов выступают Центральный Банк Российской Федерации и коммерческие банки могут выступать как финансовые [5, c. 46]. Исследования Е. Ю. Грачевой и Э. Д. Соколовой равным образом подтверждают, что институт банковских правоотношений является структурной единицей особенной части финансового права [2, c. 3]. Некоторые авторы относят банковские правоотношения к предмету финансового права, исключая при этом отношения по поводу банковского кредитования [4, c. 20].
Изучение вышеизложенных позиций и мнений позволяет сделать вывод о том, что банковские правоотношения в определенной степени относятся к предмету финансового права. Такого же мнения придерживаются и зарубежные исследователи [3].
Следовательно, возникает вопрос, который представляется необходимым решить: в какой части институт банковских правоотношений регулируется финансовым правом?
На современном этапе развития в финансовом праве отсутствует специальный самостоятельный институт, который полностью регулировал бы все отношения в банковской системе. Конечно, не стоит забывать о том, что правоведы в своих работах выделяют такие понятия как «банковское законодательство» и «банковское право» и определяют их как специфический структурный институт финансового права, который использует для комплексного регулирования всех сторон банковской деятельности банковской системы нормы различных отраслей права [1, c. 9]. Хотя и нет законодательного закрепления данных понятий, ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395–1 в ст. 2 характеризует банковское законодательство и устанавливает, что регулирование банковской деятельности осуществляется посредством Конституции РФ, ФЗ " О банках и банковской деятельности», ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации», а также другими федеральными законами и актами Банками России.
Банковская деятельность реализуется в рамках банковской системы, которая имеет нижний и верхний уровни, что приводит к возникновению двух видов правоотношений, имеющих различную правовую природу. Так, в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований в целях обеспечения публичных интересов, взаимодействия институтов банковской системы с уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления возникают общественные отношения, основанные на принципе власти и подчинения, а общественные отношения, возникающие с клиентами — основаны на принципе равенства сторон [8, c. 8].
Исходя из вышеизложенного, мы можем говорить о специфике банковских правоотношений, которая состоит в наличии как частных, так и публичных элементов, что обуславливает необходимость совокупного применения механизмов и методов административно-правового и частно-правового регулирования.
Что касается финансового права, то нормы данной отрасли права регулируют правоотношения между Центральным Банком Российской Федерации и субъектами второго уровня, а также между субъектами второго уровня банковской системы при осуществлении ими публичных функций. Вместе с тем, объектом регулирования финансового права являются также правоотношения с участием коммерческих банков, поскольку банки как участники налоговых, бюджетных, валютных и кассовых правоотношений, в целом, являются и субъектами финансовых отношений [8, c.11].
Так, Карасева выделяет несколько групп правоотношений, складывающихся в процессе функционирования банковской системы, которые регулируются непосредственно финансовым правом.
Первая группа отношений возникает между органами власти Российской Федерации и Центральным Банком Российской Федерации. В частности, к таким правоотношениям относят: совместную разработку с Правительством РФ основных направлений денежно-кредитной политики; обслуживание государственного долга; обслуживание счетов бюджетов посредством зачисления поступающих доходов и списания средств на осуществление расходов; отношения по управлению ЦБ РФ средствами Стабилизационного фонда путем заключения и исполнения сделок с иностранной валютой и долговыми обязательствами иностранных государств на международном финансовом рынке по поручению Министерства финансов. Перечисленные правоотношения регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (ч.1 ст.155, ч.2 ст. 155, ст.ст. 119, 964 соответственно) [9], а также статьями 4, 23, 26 ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)" [11].
Вторую группу составляют финансово-правовые отношения с участием кредитных организаций. К таковым правоотношениям относится аккумуляция денежных средств клиентов и, как следствие, образование децентрализованных денежных фондов, которые предоставляются на возвратной основе населению, организациям, а также государственным структурам, что находит закрепление п. 1 ст. 156 БК РФ. Исполнение платежных поручений плательщиков государственных и муниципальных доходов на перечисление в соответствующие бюджеты также является функцией кредитных организаций и в рамках данной компетенции кредитные организации обслуживают счета бюджетов в порядке п. 2 ст. 156 БК РФ в случае, если отсутствуют на определенной территории соответствующие учреждения ЦБ РФ.
Следует упомянуть о том, что кредитные организации обеспечивают представление информации в соответствующие государственные органы. Так, согласно статье 86 Налогового кодекса РФ банк обязуется сообщить об открытии, изменении или закрытии счета, депозита (вклада) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту своего нахождения в трехдневный срок со дня соответствующего события [10].
Немаловажное значение имеют правоотношения, возникающие между Банком России и кредитными организациями, связанные с их регистрацией, лицензированием, установлением нормативов их деятельности, а также в процессе осуществления банковского контроля и надзора.
Третья группа включает в себя правоотношения кредитных организаций с клиентами, поскольку в указанных правоотношениях кредитные организации компетентны устанавливать, например, нормативы, в пределах которых возможно хранение определенной суммы наличных денежных средств. Кроме того, важным аспектов в правоотношениях между кредитной организацией и клиентами являются вопросы регулирования банковской тайны в Российской Федерации. В соответствии со статьей 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и Банк России, и кредитные организации гарантируют тайну об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией.
Таким образом, проанализировав банковские правоотношения, можно сделать вывод, что Центральный Банк РФ, кредитные организации принимают непосредственное участие в решении задач государства, используя и распределяя при этом его финансовые ресурсы. Поэтому банковские отношения, будучи обширной и сложной областью экономики, являются важнейшей составляющей и финансового права. В частности, они пересекаются с предметом финансового права в деятельности государства по регулированию банковских отношений.
Литература:
- Братко А. Г. Банковское право. М., 2018. 288 с.
- Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учеб. пособие. М., 2000. 304 с.
- Нобель Петер. Швейцарское финансовое право и международные стандарты. М., 2012. (Берн, 2002). 819 с.
- Финансовое право Российской Федерации/ Под ред. М. В. Карасевой. М., 2004. 388 с.
- Финансовое право: Учебник/ Под ред. Е. М. Ашмариной, С. О. Шохина. М., 2009. 429 с.
- Химичева Н. И. Финансовое право: Учебник. М., 2008. 768 с.
7. Худяков, А.И. Дискуссионные вопросы предмета финансового права// Финансовое право и финансовый контроль. М.: 2009. № 3(7). С. 2–8.
8. Черникова Е. В. Особенности правового регулирования банковской деятельности // Современное право. М.: Новый Индекс, 2007, № 12. — С. 8–14.
9. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Российская газета. 1998 г. № 153–154.
- Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Российская газета. 1998 г. № 148–149.
- Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395–1 // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 1990 г. № 27. Ст. 357.