Правовое регулирование международной трудовой миграции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 10.11.2019

Статья просмотрена: 1659 раз

Библиографическое описание:

Киевская, В. А. Правовое регулирование международной трудовой миграции / В. А. Киевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63842/ (дата обращения: 17.10.2024).



Международные миграционные процессы являются частью современных глобальных процессов в правовой, экономической, политической, культурной и иных сферах. Миграция является проблемой межгосударственного значения, влияющей на процессы формирования взаимоотношений между различными странами и регионами мира.

Трудовая миграция сегодня обусловлена поиском достойной жизни и, следовательно, связана напрямую с возможностью достойной занятости. По оценкам МОТ 214 миллионов человек — около 3,1 процента населения мира — живут за пределами своих стран происхождения, это в два раза больше, чем 25 лет назад. Из этих 214 миллионов человек приблизительно 105 миллионов являются экономически активными, а вместе с членами своих семей они составляют почти 90 процентов от общего числа международных мигрантов.

В 2017 г. Международная организация труда (МОТ) представила доклад «Перспективы занятости и социальной защиты в мире в 2016 году, меняющийся характер занятости». [3, с.3]

В докладе затрагиваются страны, где трудящимися являются 84 % всей мировой рабочей силы. Работники трудятся по временным или краткосрочным трудовым договорам, без какого-либо договора, в условиях неофициальной занятости, или вовсе бесплатно работают на семейных предприятиях.

Как правило, работники, которые заняты на условиях неполного рабочего дня, и временные работники, живут в социальной изоляции и бедности. Ключевыми факторами, из-за которых происходит сдвиг в сфере трудовых отношений и появлении новых форм трудовой деятельности являются новые технологии и изменения в организации труда и производства. Однако большинству работников сегодня достаточно трудно вписаться в стандартную модель занятости.

МОТ в своем докладе дает прогноз на дальнейшее увеличение неравенства в доходах. Так, сейчас 10 % наиболее богатых людей получают от 30 до 40 % всех доходов, тогда как 10 % беднейших — лишь от 2 до 7 %. Текущая проблема приобретает наиболее взрывной характер в странах и регионах, где безработица среди молодежи высока или быстро увеличивается. В докладе МОТ отмечаются другие тенденции и проблемы, с которыми столкнулся мировой рынок труда, такие как нелегальная трудовая миграция, повсеместное нарушение прав трудовых мигрантов и членов их семей, антимигрантские настроения в принимающих странах.

Правовое регулирование трудовой миграции осуществляется посредством деклараций, конвенций и других актов, принимаемых, прежде всего на уровне Организации Объединенных Наций и ее специализированных организаций.

Международное регулирование, как правило, базируется на конвенциях и других актах системы ООН, на документах континентального и регионального уровня. Законодательные акты государств в области миграции имеют, как общие признаки, так и нередко принципиальные отличия, в зависимости от различных причин: присоединилась или нет страна к международным актам по вопросам миграции, уровень социально-экономического развития, проблемы безопасности страны, демографическая ситуация государства, состояние рынка труда и т. д. [4, с.42]

К числу основных источников международных стандартов в области миграции следует отнести, прежде всего, так называемые всеобщие, или универсальные, миграционные стандарты. В первую очередь это Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закрепившая основополагающие положения и права человека с учетом миграционных процессов.

Другим универсальным международным актом является Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятая 13 декабря 1985 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 40/144. В данном акте устанавливается право иностранца покидать страну; право на свободу перемещения и свободу выбора места жительства в границах государства при условии законного нахождения на данной территории, право супруги иностранца и несовершеннолетних детей сопровождать иностранца, приехать к нему и остаться с ним. [2]

МОТ является важнейшим актором в системе ООН, влияющим на регулирование миграции. По инициативе МОТ был принят ряд конвенций, обязывающих государства-участники соблюдать принцип не дискриминации между гражданами и не гражданами в области трудовых отношений. В Уставе МОТ определена четкая система контроля над соблюдением государствами-участниками положений, зафиксированных в ее конвенциях. Эта система предусматривает регулярное представление докладов правительствами государств-участников, а также специальные контрольные процедуры, основанные на рассмотрении докладов и жалоб. Заложенные стандарты на практике исполняются лишь частично.

Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства государства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т. п. Конвенция включает статьи, обращенные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут обладать равными правами с гражданами принимающего государства в вопросах, определенных Конвенцией.

Международными стандартами предусматривается также возможность обеспечения для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению образования. Можно заметить, что рекомендации дают больше норм, способствующих конвенции. Рекомендации описывают желательную модель, перспективы, вследствие норм больше. В конвенциях регламентированы возможности государств, ратифицировавших конвенцию, нормы отражают действительность, т.к у каждого государства разные возможности.

Конвенция развития МОТ № 117, принятая в 1962 году, гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране.

Согласно Конвенции МОТ № 143, 1975 года, государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования независимо, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального вознаграждения обеспечения, участия государства в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей. [1]

Несмотря на быстрое становление суверенитета новых государств, миграционное пространство бывшего СССР, для большинства населения этих государств является общим. Регулирование происходит посредством двусторонних и многосторонних договоров между странами участниками Содружества. Двусторонних соглашений более 100 регулирующие сферы культуры, науки, социально-трудовых отношений, образования, миграции и т. д.

Трудовая миграция в границах СНГ вышла на новый уровень в связи с созданием Евразийского экономического союза, так договор о создании Союза включает в себя целый ряд положений о правилах передвижения и осуществления трудовой деятельности гражданами стран-участниц, а также членами их семей. Под давлением международных договоров ЕАЭС были внесены изменения и в национальные законодательства стран-участниц, касающиеся трудовых мигрантов, по части миграционного учета, заключения трудовых договоров, а также оформления разного рода разрешительных документов. [5, с.18]

Несмотря на крупномасштабные изменения, которые претерпела нормативно-правовая база СНГ в сфере регулирования миграционных потоков, совершенно очевидно, что властные элиты государств Содружества пока не достигли желаемых результатов, а процесс трансформации правовой базы еще не завершен.

Политика поддержки многосторонних координационных механизмов на национальном уровне и через региональные экономические сообщества, а также другие субрегиональные органы, балансирует различные потребности стран-доноров и стран-реципиентов рабочей силы. Некоторые проблемы правового регулирования трудовой миграции остаются нерешенными, такие как борьба с нелегальной миграцией, жесткие меры, по борьбе с которой не приносят результата, особенно на фоне безвизового въезда. В решении проблем нелегальной миграции необходим поиск баланса интересов между странами, между государством и бизнес-сообществами, между бизнес-сообществами и правами мигрантов. Регулирование процессов трудовой миграции сейчас стоит на ступени совершенствования, но проблемы, связанные с миграцией, не исчезнут, поэтому международное сотрудничество в этой сфере будет развиваться. Возможно, что появятся новые интеграционные объединения, которые смогут оперативно решать возникающие вопросы и задачи в сфере миграционных процессов.

Литература:

  1. Конвенция Международной Организации Труда N 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся мигрантам [Электронный ресурс]: Женева, 24 июня 1975 г. // Справочная правовая система «ГАРАНТ» — Режим доступа: http://www.garant.ru/ (дата посещения: 17.10.2019).
  2. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 13.12.1985 г. № 40/144) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 7.
  3. Перспективы занятости и социальной защиты в мире в 2016 году: меняющийся характер занятости: доклад Международной организации труда. М., 2017. — 31 с.
  4. Строев С. А. Международное право / С. А. Строев. — М.:Норма, — 2017. — 384 с.
  5. Самхарадзе Д. Г. Интеграция в рамках ЕАЭС /Д. Г. Самхарадзе // Международное публичное и частное право. 2016. № 4. С. 18.
  6. Миграция населения: теория и практика исследований / Под ред. С. В. Тимофеева. — М., 2016. — 122 с.
Основные термины (генерируются автоматически): конвенция, трудовая миграция, нелегальная миграция, Генеральная Ассамблея ООН, государство, договор, область миграции, правовое регулирование, социальное обеспечение, трудовая деятельность.


Задать вопрос