Присутствие прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством официальных представительств имеет сравнительно небольшую историю.
Поступательное освоение соответствующего направления работы началось в 2004 г. с запуском официального информационного представительства Генеральной прокуратуры Российской Федерации (доменное имя — www.genproc.gov.ru). Фактически, как показало время, это ознаменовало «переход к новой концепции обеспечения гласности в деятельности российской прокуратуры, что стало закономерным в условиях стремительно набиравшего обороты процесса информатизации российского общества, все возрастающей популярности новых и ранее недоступных населению и органам власти высоких информационных и телекоммуникационных технологий».
Следует отметить, что приказ «О создании официального информационного представительства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» был подписан Генеральным прокурором Российской Федерации 2 марта 2004 г. (далее — приказ № 4) и в нем оговаривалось введение сайта в эксплуатацию с марта 2004 г. Между тем реализации столь масштабного проекта предшествовала значительная подготовительная работа и ее результаты позволили запустить тестирование сайта еще в середине января 2004 г. (согласно архиву новостей [1] и свидетельствам очевидцев) — именно признание нового опыта успешным предопределило официальное правовое оформление соответствующего факта.
В рамках подготовительной работы открытие официального интернет-сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации 27 февраля 2004 г. анонсировалось [2] Н. Б. Вишняковой — начальником управления информации и общественных связей Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2000–2006 гг. В частности, ею сообщался адрес и будущее содержание сайта: «На главной странице размещен новостной отдел. В нем представлена актуальная информация о работе органов прокуратуры — о возбуждении уголовных дел, ходе их расследования и судебного рассмотрения». Также указывалось, что предусмотрен раздел, содержащий общую информацию о прокуратуре — ее истории, структуре, а также биографии ее руководителей. Помимо этого, представлена информация о Главной военной прокуратуре (структура и координаты территориальных органов), помещен список территориальных органов прокуратуры (с указанием адресов, телефонов и фамилий их руководителей). Кроме того, отмечалось, что «специальный раздел посвящен работе с обращениями граждан, где посетители сайта могут ознакомиться с порядком (их) приема и рассмотрения»; «на сайте предусмотрен раздел рассказывающий о деятельности прокуратуры по реабилитации жертв политических репрессий» (указывалось даже, что вскоре посетители смогут ознакомиться с делами Павла и Федора Морозовых, Патриарха Московского и всея Руси Тихона и другими, вызывающими общественный интерес). Сообщалось о готовности к интересу даже хакеров, что система защиты сайта обеспечивается органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а основная роль в обеспечении его работы принадлежит управлению информации и общественных связей Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Контент-анализ архивных материалов показывает, что официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации версии 2004 г. содержал следующие разделы: «Новости», «Об органах прокуратуры», «Документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации», «Реабилитация жертв политических репрессий», «Работа с обращениями граждан», «Главная военная прокуратура», «Контактная информация». Кроме того, в отдельных блоках приводилась информация о структуре Генеральной прокуратуры Российской Федерации и ее руководстве, сведения о территориальных органах прокуратуры, осуществлялся опрос посетителей. Навигация по сайту обеспечивалась системой поиска по ключевым словам.
Главная страница официального информационного представительства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» (версия 2004 г.)
Для эффективного функционирования интернет-представительства и соблюдения требований информационной безопасности при размещении в его рубриках информационных материалов управлению информации и общественных связей Генеральной прокуратуры Российской Федерации в п. 5 и 7 приказа № 4 предписывалось обеспечить редакционную обработку и размещение в установленном порядке в соответствующих рубриках актуальных материалов (возлагалось организационно-методическое руководство в этой сфере, при публикации англоязычной версии информационных материалов в их подготовке задействовалось международно-правовое управление), а управлению делами — координацию работ в органах прокуратуры по вводу в эксплуатацию и обеспечению функционирования информационного представительства, а также контроль за предотвращением несанкционированного доступа к размещенным материалам в целях исключения их искажения, разрушения и уничтожения (технологическое, программно-техническое обеспечение осуществлял отдел информационного обеспечения).
Ответственные за представление информации и ее своевременное обновление для рубрик интернет-представительства были утверждены отдельным списком (приложение 2 к приказу № 4). При этом прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры, подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, назначенные ответственными за наполнение рубрик, ориентировались не реже одного раза в месяц осуществлять подготовку и представление соответствующих материалов для размещения на сайте (п. 6 приказа № 4).
Порядок оформления и представления информационных материалов для размещения в соответствующих рубриках, а также порядок ведения последних регламентировался Положением о порядке функционирования информационного представительства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» (приложение 1 к приказу № 4).
В частности, такая информация подлежала размещению исключительно по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями. Обновление содержания рубрик осуществлялось после соответствующего согласования, на основании письменного обращения в управление информации и общественных связей руководителя самостоятельного подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерация или прокуратуры регионального уровня. Названное управление могло инициировать запрос необходимых сведений.
Информация подлежала представлению на бумажном и электронном носителях вместе с сопроводительным письмом за подписью начальника соответствующего подразделения (в исключительных случаях, если информация готовилась сторонней организацией с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации, допускалось представление материалов лишь на бумажном носителе, но качество их оформления должно было обеспечивать возможность сканирования и перевода в электронный вид). Требовалось подтверждение идентичности представляемых информационных материалов на бумажном и электронном носителях в сопроводительном письме (предусматривалось, что оригинал представляемых материалов хранится в управлении информации и общественных связей, а копии — в представивших их подразделениях прокуратуры), что, впрочем, не исключало их обязательной сверки управлением информации и общественных связей перед размещением в рубриках интернет- представительства.
Предусматривалось, что открытие новых или изменение наименований существующих тематических рубрик (подрубрик) информационного представительства осуществляется на основании предложений, поступающих от подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также прокуроров регионального уровня, согласованных с управлением информации и общественных связей и утвержденных Генеральным прокурором Российской Федерации. Это оформлялось служебной запиской, в которой должны быть указаны наименование рубрики (подрубрики), состав и форма информационных материалов (тексты, таблицы, рисунки и т. д.), периодичность их обновления, фамилия и телефон лица, ответственного за представление материалов.
Надо отметить, что сайт на протяжении долгого времени успешно выполнял поставленные перед ним задачи по оперативному обеспечению доступа общественности к полной и достоверной информации о деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации. С ростом популярности сайту становилось все сложнее удовлетворять потребности посетителей, появились и новые задачи, которые затруднительно было реализовывать в рамках существовавшей его функциональности. Исходя из этого с учетом новых, технически более сложных критериев, предъявляемых к современным интерактивным сетевым ресурсам (в том числе законодателем), возник запрос на совершенствование официального интернет-сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Основные изменения, которые характеризуют версии официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации, можно в хронологическом порядке кратко описать следующим образом.
В 2007 г. — переработан дизайн, проведена модернизация и реструктуризация информационной структуры (в том числе добавлены разделы «Интернет-приемная» и «Личная страница Генерального прокурора Российской Федерации», обновлена и дополнена информация по прокуратурам субъектов Российской Федерации с делением по федеральным округам), улучшен механизм обновления информации на сайте (в целях ускорения публикаций), расширен механизм поиска, в новостном блоке предусмотрена классификация по тематикам и прокуратурам субъектов Российской Федерации, введены модули для публикации официальных документов, отображения биографий руководства со ссылкой на выступления и интервью, предусмотрена «Фотогалерея») [3].
Главная страница официального информационного представительства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» (версия 2007 г.)
В связи с вступлением в силу в полном объеме с 1 января 2010 г. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», возложившего на органы прокуратуры полномочия по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, указанный план стал ежегодно размещаться на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» [4]. Причем в последующем, прокуроры стали правомочны согласовывать проверки не только в отношении предпринимателей, но и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации [5] (согласно вступившим в силу в середине 2016 г. положениям п. 4 ст. 292 Федерального закона от 06.10.1999 № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,), а также органов местного самоуправления и их должностных лиц [6] (согласно Федеральному закону от 21.12.2013 № 370-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В сентябре 2010 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации открыла собственный микроблог в Twitter [7] (адрес — http://twitter.com/Genproc) и соответствующий ярлык появился на главной странице ее официального интернет-представительства (данный сервис позволил повысить эффективность взаимодействия с пользователями «Интернета», а также стал из дополнительных источников информации о прокурорской деятельности, преимущество которого — простота и скорость получения важных сведений, а также возможность отправлять короткие текстовые заметки пользователям ресурса, используя веб-интерфейс и программы-клиенты). Надо отметить, что в последующем стала практиковаться даже твиттер-трансляция наиболее значимых мероприятий Генеральной прокуратуры Российской Федерации [8].
В 2012 г. [9] дизайн и структура официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации вновь значительно переработаны, в том числе усовершенствован раздел «Интернет-приемная» для возможности прикрепления к онлайн-обращениям приложений в электронной форме определенного формата [10], появилась версия сайта для людей с ограниченными возможностями («Версия для слабовидящих»), созданы или обновлены разделы «Статистические данные» (пользователи получили возможность ознакомиться с основными статистическими данными о деятельности органов прокуратуры, включая сведения об использовании выделяемых бюджетных средств), «Сводный план проверок субъектов предпринимательства», «Защита прав ветеранов», «Международное сотрудничество», «Печатные издания» и др.
Главная страница официального информационного представительства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» (версия 2012 г.)
По мере открытия законодателем новых горизонтов прокурорской деятельности соответствующие изменения, как правило, отражались и на структуре/содержании официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Так, во исполнение подп. «л» п. 2 Национального плана противодействия коррупции на 2012–2013 гг., утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.03.2012 № 297, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в 2012 г. были подготовлены единые требования к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции. В результате в 2013 г. на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации начал функционировать раздел «Противодействие коррупции», где размещаются нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции, формы документов для заполнения, связанные с противодействием коррупции, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации и другая информация, а также предусмотрена форма обратной связи о фактах коррупции. В целях реализации положений п. 71 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в разделе «Противодействие коррупции» в 2016 г. был размещен Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1 февраля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», наделяющий Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей полномочиями по направлению требований в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, в том числе в сети «Интернет», распространяющим информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремисткой деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, включая случай поступления уведомления о распространении такой информации от органов власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан. В целях своевременного предупреждения средствами прокурорского надзора правонарушений в сфере общественного порядка, противодействия экстремизму и терроризму в 2014 г. на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации создан отдельный раздел — «Уведомления об экстремизме», посредством которого можно обратиться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
В 2014 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации создан канал на Youtube (сетевой адрес — www.youtube.com/user/genprocrf/), где публикуются исторические фильмы о ведомстве, выступления руководства и официальные комментарии (с момента запуска сервиса число подписчиков составило свыше 2 тыс. пользователей и более 255 тыс. просмотров) — ссылка на канал также размещена на официальном интернет-представительстве.
Существенной переработкой дизайна и структуры сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации ознаменовался 2016 г. [11] — соответствующие обновления, призванные существенно повысить удобство и информативность ресурса, в июне этого года представил начальник управления взаимодействия со средствами массовой информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации А. И. Куренной в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия Сегодня». Среди нововведений — внедрена так называемая адаптивная («мобильная») версия сайта для электронных устройств, добавлена интерактивная карта Российской Федерации, при помощи которой реализован новый формат навигации по прокуратурам субъектов и поиска прокуратуры по региону, переработан дизайн личной страницы Генерального прокурора Российской Федерации и фотогалерея, создан раздел «Инфографика», сделан акцент на наиболее востребованных со стороны пользователей сервисах — «Интернет-приемная», «Единый реестр проверок», «Противодействие коррупции», портале «Правовая статистика» и разделе сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации, посвященного защите прав ветеранов, добавлены ссылки на официальные представительства ведомства в Faceebook, Instagram, ВКонтакте, Одноклассниках (помимо ранее имевшихся на сайте Youtube и Twitter).
Уже в 2018 г. на главной странице сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации добавлен баннер «Виртуальный музей» и блок нового информационно-коммуникационного сервиса «Эфир».
Разделы «Виртуальный музей» и информационно-коммуникационный сервис «Эфир» на главной странице официального информационного представительства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» (версия сайта 2016 г.)
Таким образом, за более чем 15 лет с момента своего запуска официальное информационное представительство Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» не только прошло этап становления, но и значительно эволюционировало, став достаточно емким направлением работы по обеспечению гласности прокурорской деятельности, которое существенно повышает возможности взаимодействия, выводит его на качественно новый технологический уровень. Известно, что наряду с более широким охватом читательской аудитории, как правило, по причине большей степени соответствия интересам и предпочтениям граждан, грамотно проведенная модернизация сайта, подкрепленная соответствующими организационно-правовыми решениями, зачастую уже сама по себе способна кардинально решить проблему оптимизации и повышения эффективности сотрудничества прокуратуры со СМИ посредством сети «Интернет». Такие коррективы постоянно сопровождают присутствие прокуратуры в онлайн-сфере (наиболее значительные изменения затронули сайт в 2007 г., 2012 г. и 2016 г.), дальнейшее развитие которой предопределяется ее удобностью и экономичностью (как времени, так и расходов) для всех участников соответствующих правоотношений.
Литература:
- Расследование уголовных дел о массовом заболевании в Магаданской области солдат-новобранцев и смерти одного из них находится под личным контролем Генерального прокурора России В. Устиновым / 15.01.2004 / Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт] URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-65943 (дата обращения: 01.11.2019); Удовлетворен иск прокурора Ярославской области о признании договора снабжения электрической энергией, заключенного между МП «Энергетик» и ГУ ЮН-83/3, недействительным/ 16.01.2004 / Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт] URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-65959 (дата обращения: 01.11.2019).
- Открылся официальный сайт Генпрокуратуры РФ / 27.02.2004 / РИА Новости: [сайт] URL: https://ria.ru/20040227/535902.html (дата обращения: 01.11.2019).
- Модернизированное интернет-представительство Генеральной прокуратуры Российской Федерации / 19.01.2007 / Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт] URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-65114 (дата обращения: 01.11.2019).
- См. пункт 3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2009 № 319 «О порядке формирования ежегодного сводного плана проведения органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
- См. пункт 3 и 5 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.08.2017 № 591 «Об утверждении и о введении в действие Порядка формирования ежегодного сводного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), плановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Порядка согласования внеплановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
- См. пункт 3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 21.04.2014 № 222 «О порядке формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и о порядке согласования в органах прокуратуры внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления».
- О запуске официального твиттер-аккаунта Генеральной прокуратуры Российской Федерации / 24.09.2010 / Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт] URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-58317 (дата обращения: 01.11.2019).
- В ходе заседания коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации будет вестись твиттер-трансляция / 23.03.2016 / Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт] URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-1067457 (дата обращения: 01.11.2019).
- О модернизации интернет-представительства Генеральной прокуратуры Российской Федерации / 26.12.2012 / Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт] URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-80164 (дата обращения: 01.11.2019).
- С учетом изменений, внесенных в ст. 4, 5, 7 и 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для урегулирования вопроса об обращениях в форме электронного документа (См.: Федеральный закон от 27.07.2010 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
- О запуске модернизированного сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации / 14.06.2016 / Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт] URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/events/news-1092679 (дата обращения: 01.11.2019).
- Васильев А. Н., Маматов М. В. Интернет-технологии в системе отношений «Прокуратура — СМИ» // Законность. 2010. № 8. С. 17–22.
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.03.2014 № 4 «О создании официального информационного представительства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет».
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2009 № 319 «О порядке формирования ежегодного сводного плана проведения органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 21.04.2014 № 222 «О порядке формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и о порядке согласования в органах прокуратуры внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления».
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.08.2017 № 591 «Об утверждении и о введении в действие Порядка формирования ежегодного сводного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), плановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Порядка согласования внеплановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации».