В данной работе охарактеризованы сущность и значение нравственного воспитания детей младшего школьного возраста посредством использования русских народных сказок. Представлены названия и сюжеты сказок, способствующие приобщению детей к русскому языку, историческим и культурным ценностям своего народа и родного края, основанное на духовно-нравственных народных воззрениях, видение жизни. Рассматривается значимость и необходимость русских народных сказок в становлении, а также развитии духовного и нравственного мира ребенка.
Ключевые слова: русские народные сказки, дети младшего школьного возраста, нравственные чувства.
Нравственное воспитание в педагогике всегда было одним из приоритетных звеньев всестороннего формирования личности. Взаимосвязь народной педагогики, народного воспитания мы можем четко проследить в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отношении являются опыт и идеи выдающегося педагога Я. А. Коменского и блестящих продолжателей его дела — К. Д. Ушинского,
А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского [5]. Актуальность данного научного исследования видится в том, что современное общество требует от педагога формирования личности ребёнка, которая должна быть всесторонне развитой, мыслящей, социальной. Поэтому целью написания статьи было выявить значимость и показать необходимость использования русских народных сказок для нравственного развития детей младшего школьного возраста.
Русская народная сказка — эпическое художественное произведение русского народа, преимущественно прозаического, волшебного и авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел (определение Э. В. Померанцевой); один из основных жанров фольклорной прозы. Все русские сказки несут в себе печать старинного быта, обычаев, порядков [6].
В. П. Аникин говорил о русской народной сказке, что сказки — это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое обязательно требует применения приемов неправдоподобного изображения действительности [1].
Сказка — это повествование с вымышленными персонажами и сюжетом, имеющим бытовой, героический или магический характер. Они подразделяются на фольклорные (составленные народом), литературные (включают в себя черты народных сказаний, но принадлежат одному автору) и авторские (написаны одним конкретным автором). Фольклорные сказки делятся на волшебные, бытовые и о животных.
В процессе ознакомления со сказкой у младшего школьника формируются важные планируемые результаты, которыми, согласно ФГОС НОО, должен овладеть выпускник начальной школы: «формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических взглядов, понятий о добре и зле, морали; давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героев».
Психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста позволяют им приобщиться к народным, а через них и к общечеловеческим духовным ценностям посредством сказок. Они учат детей доброжелательному отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления, обращают внимание на положительные качества человека. В действиях и поступках сказочных персонажей всегда присутствует контраст трудолюбия и лени, добра и зла, храбрости и трусости. Дети часто сочувствуют им, симпатизируют и стараются походить на тех героев, для которых характерны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Положительные эмоции возникают у ребят всегда, когда торжествует добро, вздыхают с облегчением, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливый конец [7].
Комплект учебников последовательно, с 1-го по 4-й классы, реализует три основных направления обучения чтению. Формированию и развитию таких важных компонентов навыка чтения, как правильность и беглость, способствует выполнению упражнений, расположенных перед текстом. Работе над выразительностью способствуют вопросы и задания, которые стоят после текстов. Вопросы и задания, направленные на приобретение навыков работы с текстами различных типов и жанров, систематически появляются в методическом аппарате учебников. Они расположены по дидактическому принципу «от простого — к сложному», образуя методические линии, которые пронизывают учебники литературного чтения с 1-го по 4-й класс.
Так, например, в учебнике литературного чтения по УМК «Школа России» авторами комплекта (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий,
М. В. Голованова) уже с первого класса вводятся понятия «народного» и «литературного» произведения. Они закрепляются на текстах разных жанров, поэтому учебник содержит народные считалки, небылицы, загадки, сказки, так и их литературные аналоги. Во втором классе расширяется круг видожанровых и тематических литературных представлений учащихся. В учебнике 2-го класса «Литературное чтение» имеется раздел «Устное народное творчество», где младшие школьники изучают сказки о животных «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», волшебные «Гуси-лебеди», бытовые «Каша из топора».
В 3–4 классе продолжается активное накопление видожанровых представлений о фольклорных произведениях (учащиеся читают сказки, былины, малые жанры фольклора). В учебнике 3 класса «Литературное чтение» включены следующие разделы: «Устное народное творчество», «Были-небылицы», «Люби живое», «По страницам детских журналов» и др. Учебник 4-го класса представляет юному читателю: «Летописи. Былины. Жития», «Литературные сказки» и др. Раздел «Устное народное творчество» содержит в себе сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка». Дети не только знакомятся, но и учатся находить в тексте, и работать с такими языковыми средствами как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись и определяют их роль в создании художественных образов [3].
В учебно-методическом комплекте «Планета знаний» под редакцией Т. М. Андрианова, Э. Э. Кац также происходит знакомство младших школьников с самыми известными и поучительными русскими народными сказками. Обучаясь в первом классе, дети читают сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Мальчик с пальчик», «Хаврошечка», «Каша из топора»). Дальнейшие учебники для 2-го и 3-го класса предлагают богатый материал для размышлений о сложных, во многом непонятных явлениях окружающего нас мира в их единстве и диалектическом противоречии. Это прослеживается в названиях тем, перечень которых дает представление о проблемах нравственности, затронутых на уроках чтения в младших классах: «Труд человека кормит, а лень портит», «Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца», «Много хватать — свое потерять», «Жадность всякому горю начало», «Тайное всегда становится явным», «Каждый свое получил», «Жизнь дана на добрые дела», «За доброе дело стой смело», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». В четвёртом классе учащиеся получают первоначальные представления о родах литературы, взаимосвязи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на произведения различных писателей. Становиться шире круг нравственных вопросов, которые преподносятся детям для осмысления, как в литературных произведениях, так и в жизни [2].
Сказки, особенно народные, способствуют формированию у юных читателей чувства любви к родине, заботы о ее интересах и готовности защищать ее от врагов. Отважные и находчивые герои заставляют младших школьников уважать историческое прошлое своего народа, бережно относиться к народной памяти. В то же время патриотические чувства к своей родине неотделимы от уважительного и доброжелательного отношения к другим народам [4].
Сказка способствует развитию оценочных суждений детей; в процессе прочтения и дальнейшего анализа сказки они непременно задаются вопросами: Что (какие качества) больше всего ценится в людях?; За что некоторых наказывают, а за что поощряют?; Почему некоторым героям сказок приходят на помощь явления природы, звери, птицы, а от некоторых они, наоборот отворачиваются?
На примере фрагмента урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Школа России» по теме «Русская народная сказка «Лиса и Журавль» давайте проследим, как же воспитываются нравственные качества, а именно основополагающие дружеские качества у детей младшего школьного возраста: вежливость, доброжелательность, уважение. Народ в этой сказке показывает читателю, как не надо поступать с другом.
Анализ произведения
— Давайте прочитаем, что написано на доске. (Как аукнется, так и откликнется.)
— Читайте, следя за движением указки глазами. (Читают хором.)
— Закройте глаза и подумайте, что вы прочитали? Открывайте глаза. Что у вас получилось? (Как аукнется, так и откликнется.)
— Как мы назовем это предложение? (Это пословица, она есть в сказке.)
— Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)
— Значит,… (Учитель одновременно пишет на доске.) плохая Лиса обидела хорошего Журавля и он отплатил ей? Так? А как вы считаете? (Предположения детей.)
— Давайте поговорим об этом. Какой Лиса обычно появляется в русских сказках? (Вредная, хитрая, льстивая.)
— А в этой сказке? (Приятная: с Журавлём «подружилась», а подружившись, как водится среди соседей, «вздумала угостить Журавля и пошла звать его к себе в гости».)
— Что же тут плохого? (Ничего.)
— Как Лиса приглашала Журавля? (По-доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила (каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась). И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Покушай, голубчик, сама стряпала».)
— Плохие ли это слова и дела? (Нет.)
— Есть ли у нас хоть какой-то повод сомневаться в том, что Лиса задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси правилам? (Нет.)
— Так какую же ошибку допустила Лиса? Чем она обидела своего гостя? (Когда гость и хозяйка начали трапезничать. Увлёкшись приятным занятием («лижет себе да лижет кашу»), Лиса и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а кашки ему при этом не достаётся.)
— А как повёл при этом себя Журавль? (Журавль же и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.)
— Как же Журавль встретил Лису? (Наготовил окрошки, перелил её в кувшин с узким горлышком.)
— Как вы думаете, почему Журавль так поступил? (Он хотел отомстить Лисе.)
— Как вы считаете, заметил ли Журавль, что Лиса вертится вокруг кувшина, и лизнёт его, и понюхает, а до еды добраться не может? (Именно этого эффекта от своего угощения он и ждал.)
— Надо ли тогда удивляться тому, что Лиса обиделась такому приёму? (Нет, кому приятно, когда над тобой откровенно насмехаются, пригласив тебя же в гости.)
— Но ведь и Журавлю было обидно вернуться домой голодным из гостей. Не так ли, ребята? (Да, но обида обиде рознь. Лиса не умышленно обидела Журавля. Она его угостить хотела, но не учла, что, если приглашаешь гостя, надо предварительно изучить его вкусы и возможности. Надо всё время заниматься гостем, забыв о себе, иначе гость почувствует себя неуютно.)
— Как должен вести себя гость? (Культурно, искренне, честно. Журавль мог бы тактично намекнуть Лисе, что кашки-то ему не досталось. Или, если уж очень обиделся, мог бы просто, поблагодарив хозяйку, уйти и не приглашать Лису с ответным визитом. Вероятно, Лиса бы задумалась, почему так получилось.)
— Как же должен был поступить Журавль, пригласив Лису в гости? (На своём примере показать Лисе, как надо встречать гостей.)
— Но это доступно только культурным людям и искренним друзьям.
— А как же пословица? Ведь русский народ в пословице заключает главную свою мудрость. (Эта пословица обращена не к тому, кого обидели, а к каждому из нас. Она говорит нам: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно. Потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень-то культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.)
— Как вы думаете, есть ли ещё пословицы, которые можно подобрать к данной сказке? Сейчас я буду называть пословицы. Если вы считаете, что пословица подходит к этой сказке, — хлопайте в ладоши 1 раз. Поднимите руки вверх.
+ Что есть в печи, всё на стол мечи.
Шила в мешке не утаишь.
+ За добро добром и платят.
+ У нас на Руси прежде гостю поднеси.
Труд кормит, а лень портит.
+ Хороший гость дому радость.
Друг познаётся в беде.
+ Гостю щей не жалей, а побольше лей.
За правое дело стой смело.
+ Умел в гости звать, умей и угощать.
Итог урока. Рефлексия
— Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать? (О том, чем я спровоцировал эту обиду.)
— Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? (Нет.)
— Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка «о ложной дружбе».)
— А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.)
— Для этого нам надо зажечь волшебное солнце дружбы. (На доске — круг солнца)
— Возьмите листы с текстом сказки. Из слов, напечатанных внизу, подчеркните слова, обозначающие качества, которые вы хотели бы видеть у своего друга. (Работа детей.)
— Чтобы солнышко засветило, ему нужно добавить лучики.
— Какие слова вы подчеркнули? (Дети отвечают и одновременно прикрепляют к солнцу лучи с названиями качеств друга.)
— Как вы думаете, какого качества здесь не хватает? (Умение понимать друга.)
— Давайте добавим этот лучик. Ребята, вы прекрасно работали. Я очень рада видеть ваши весёлые лица. Вы настоящие друзья. Поэтому я хочу подарить вам это солнце дружбы, чтобы оно светило вам всегда, радовало и согревало вас. Наш урок окончен. Спасибо.
Проанализировав использования русских народных сказок в работе с младшими школьниками, можно сделать вывод, что чтение и анализ русских народных сказок помогают детям лучше понимать и всесторонне оценивать нравственные поступки людей. Дети читают, обсуждают сказки, в которых в доступной для них форме ставятся вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, гуманности. На уроке между учениками постоянно возникают нравственные отношения. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, оказывают то или иное влияние друг на друга. Совместная работа школьников на уроке порождает между ними потребность в общении, характерную для любой коллективной работы. Несомненно, сказка служит средством нравственного воспитания младших школьников. Она позволяет создавать необычные сказочные ситуации в повседневной жизни, благодаря которым педагог может найти выход в сферу эмоций ребенка, помочь в нравственном становлении ребенка как личности.
Литература:
- Аникин, В. П. Русское устное народное творчество. / В. П. Аникин. — М.: Высшая школа, 2006. — 725 с.
- Кац, Э. Э. Литературное чтение / Э. Э. Кац. — М.: АСТ, 2014. — 174 с.
- Климанова, Л. Ф. Литературное чтение / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. — М.: Просвещение, 2015. — 223 с.
- Львова, М. Е. Русская народная сказка на уроке и на внеклассном занятии / М. Е. Львова // Начальная школа. — 2001. — № 12. — С. 12–17.
- Рапацевич, Е. С. Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапацевич. — М.: Современное слово, 2001. — 925 с.
- Русский фольклор / Институт русской литературы (Пушкинский дом); сост. М. Я. Мельц; под ред. А. М. Астаховой, С. П. Луппова. — М. : Наука, 1981. — 471 с.
- Шипилова, А. Э. Значение сказок в воспитании младших школьников / А. Э. Шипилова, Ж. С. Искужиева // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч. –практ. конф. — № 5(29). — М.: МЦНО, 2019. — С. 107–112.