Цель прокурорского надзора за исполнением законов в местах исполнения наказания в виде лишения свободы предопределяются целью уголовно-исполнительной политики государства — исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, что можно определить как снижение уровня преступности. Таким образом, прокуратура должна обеспечить законность организации деятельности учреждений и организаций как базис для реализации механизмов исправления осужденных.
Можно выделить три вида детерминант преступности в пенитенциарных учреждениях [1].
Первый — это социальные (внепенитенциарные), которые можно подвергнуть классификации по нескольким основаниям:
− по содержанию. По данному критерию выделяют экономические, общественные, правовые, воспитательные, организационно-управленческие и прочие.
− по степени воздействия. По этому критерию выделяют детерминанты преступности в целом, отдельных видов деяний (связанных с использованием насилия, например) и конкретного противоправного действия. Чем выше степень воздействия, тем более общим будет содержание детерминанты преступности.
Второй подвид пенитенциарных детерминант составляют причины и условия, связанные с недостатками в оперативно-режимной работе. Практическое обеспечение режима в соответствии с законодательством не допускает или сводит к минимуму существование групповой пенитенциарной преступности, поэтому такая работа является основным направлением деятельности исправительного учреждения и непосредственно связана с процессами, происходящими в среде осужденных. Рассмотрим основные недостатки, допускаемые в ходе ее осуществления сотрудниками пенитенциарной системы.
- Недостаток своевременной информации об отрицательных действиях, совершающихся в среде осужденных, о ее лидерах также группировках отрицательной ориентированности. Низкокачественная работа по сбору и исследованию данных о преступных явлениях и действиях, динамике их формирования и воздействия на состояние оперативной ситуации приводит к ошибочной оценке степени преступности в местах лишения свободы, искусственному занижению количества зарегистрированных преступлений среди осужденных, сокрытию прецедентов свершенных правонарушений и фиктивному повышению характеристик работы работников учреждения.
- Ненадлежащая организация наблюдения за подучетной группой лиц, низкокачественное осуществление досмотров осужденных и обысков камер. Все это существенно увеличивает возможность совершения осужденными правонарушений и преступлений, выступает в качестве условий, детерминирующих массовую пенитенциарную противозаконность, так как они формируют условия для процветания подобных отрицательных действий, как азартные игры, производство спиртных напитков, торговая деятельность (неправомерный оборот допустимых и запрещенных предметов и элементов).
- Формальное отношение работников к рассмотрению жалоб и заявлений осужденных о свершенных на них посягательствах либо несправедливое разрешение жалоб, к примеру, в пользу осужденного, имеющего больший преступный статус. Это приводит к абсолютной потере доверия лицами, содержащимися в пенитенциарных организациях, к работникам власти и увеличению авторитетности лидеров противозаконной среды. Согласно итогам анкетирования, всего 9 % анкетированных при появлении остроконфликтных ситуаций с иными осужденными обратились бы к власти учреждения.
- Несоблюдение работниками пенитенциарных органов должностной дисциплины и законности при исполнении оперативно-режимной работы. В ходе подобных нарушений у работников вырабатывается стремление к неслужебным отношениям с осужденными, пособничеству в передаче им запрещенных объектов, предумышленному переложению части собственных функций на осужденных, не вставших на путь исправления, сокрытию прецедентов преступлений, свершенных соучастниками противозаконных группировок, и т. п. [2].
Третий подвид пенитенциарных детерминант составляют причины и условия, сопряженные с недостатками в воспитательной работе с осужденными.
- Ненадлежащая, формальная организация воспитательной работы с лидерами криминальной сферы, активными соучастниками объединений, осужденными, состоящими на предупредительном учете, и др. Этот минус проявляется в проведении формальных и предупредительных разговоров, несвоевременном реагировании на нарушения режимных условий путем наложения дисциплинарных взысканий. В следствии у рассматриваемой группы лиц формируется чувство, что работники безучастны к их противоправной деятельности.
- Недостаток профессиональной методики исследования личности осужденных.
- Преимущество дисциплинарных взысканий над способами воспитательного воздействия. Так, по суждению В. В. Меркурьева, в организациях ФСИН Российской Федерации борьба с координирующей, координационно-административной работой лидеров преступной сферы, как это ни противоречиво, исполняется в основном с помощью использования мер дисциплинарного взыскания, предустановленных ст. 116 и 117 УИК РФ [3].
- Недостаточное использование потенциала общественных и религиозных учреждений при воспитании осужденного [4].
Рассматриваемая категория недочетов формирует условия для выбора осужденными линии поведения. По прибытии в пенитенциарное учреждение значительная часть осужденных не понимают, чьих правил придерживаться — власти либо лидеров криминальной среды. В основной массе ситуации осужденные встают на сторону преступных объединений, при этом нравственно не поддерживая их. Это обуславливается незнанием иных возможностей жизни в местах лишения свободы, способностей власти пенитенциарных органов, ошибочным понятием об авторитетности преступных объединений и т. п.
Таким образом, комплексное и целенаправленное воздействие на негативные факторы, порождающие преступность, в том числен средствами прокурорского надзора, однозначно приведет к повышению уровня правопорядка и духа законности.
Литература:
- Миронов В. О. Некоторые факторы, детерминирующие пенитенциарную преступность // Учен. зап. Донск. юрид. ин-та. Т. 34–2008. — С. 242.
- Выступление директора ФСИН России Г. А. Корниенко на расширенном заседании коллегии ФСИН России 11 марта 2015 года // Официальный сайт ФСИН России. URL: http://фсин.рф/news/ (дата обращения: 08.11.2019).
- Меркурьев В. В. Борьба с дезорганизационной деятельностью лидеров криминальной среды в исправительных учреждениях России// Вестник Академии Генеральной прокуратуры Рос. Федерации — 2009. — № 1 (9) — С. 32.
- Кашуба Ю. А., Уваров И. А.. Пенитенциарная профилактика групповых преступлений осужденных // Юрист-правоведъ — 2004 — № 3 — С. 44.