Автором в данной статье анализируются этапы развития уголовного законодательства об ответственности за терроризм в России. Дается характеристика данного деяния в XVI веке, а также рассмотренны дореволюционные годы и послереволюционные.
Ключевые слова: терроризм, законодательство, концепция.
Действующая концепция противодействия терроризму была утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года. Согласно данной концепции, террористическая деятельность, осуществляемая на территории России, связана с экономическими, политическими, религиозными и другими конфликтами, возникающими как внутри государства, так и международных отношениях [1].
Точка зрения, согласно которой терроризм является новым социальным явлением, возникшим в XX веке, не подкрепляется достаточным количеством аргументов. Напротив, как показывают исследования историков, терроризм является одной из древнейших форм антигосударственной деятельности [2].
Так, в частности, многие ученые сходятся во мнении, что политически мотивированные убийства, происходившие еще в древние времена, преследовали схожие цели, что и современные террористические акты. В отечественной истории наиболее ранним упоминаем о преступлении такого рода, является убийство князей Бориса и Глеба. Данное событие задокументировано в летописях. Однако правовое закрепление преступлений данного вида было впервые осуществлено в отечественном законодательстве только в XVI веке. Именно в это время была законодательство утверждена отдельная уголовная статья за совершение преступлений против государственного строя.
Впервые признаки состава такого преступления были сформулированы в Судебнике 1550 года. Соответствующая статья закрепляла высшую меру уголовного наказания за совершение преступлений против представителей государственной, а также церковной власти [3].
Также, именно в указанном правовом акте впервые было употреблено понятие умысла, как одной из частей состава преступления. Несмотря на отсутствие в законодательстве того времени понятия терроризма, преступления подобной направленности были учтены положениями уголовного права.
Объективная оценка содержания преступления, именуемого сегодня террористическим актом, стала возможна после появления в уголовном законодательстве понятия предумышленности преступного деяния. Это обусловлено в первую очередь тем, что наличие злого умысла в преступлениях данного толка является его основополагающим элементом характеристики [4]. Данное понятие применялось для характеристики нескольких видов преступлений. В частности доказательство наличия умысла, предполагалось осуществлять для преступлений, связанных с кражей имущества, убийством, а также покушением на должностных лиц. В отношении посягательства на государя, уголовное законодательство требовало также установление наличия группы злоумышленников [5].
В период с XVIII по XIX в. в. в отношении государственной власти в России осуществлялось множество заговоров, и предпринимались неоднократные попытки свержения действовавшего строя. Одним из наиболее ярких примеров политического убийства той эпохи является убийство царя Петра III в 1762 году. Однако, несмотря на то, указанные преступления обладали некоторыми признаками теракта, их нельзя рассматривать как террористические действия в современном понимании данного явления. В научной литературе покушения на жизнь представителей государственной власти, происходившие в Российской Империи, принято классифицировать как политические убийства. В действующем законодательстве предусмотрены специальные положения, посвященные убийствам по политическим мотивам (ст. 277 УК РФ) [6].
Антигосударственный терроризм в Российской Империи имел иное выражение, отличавшее его от политических убийств. Чаще всего жертвами атак террористов становились члены императорской семьи. Направленность и цели подобных действий в наибольшей степени характеризуют такие преступления как террористические акты. В частности покушение на императора Александра II, организованное участниками подпольной революционной группы обладает почти всеми признаками террористического акта в современном понимании данного явления.
Террористические сообщества, действовавшие на территории Российской Империи, совершали покушения не только на приближенных к императору лиц, но и на представителей враждебных по отношению к ним общественных организацией. Идеологическая направленность таких сообществ позволяет полноправно считать их террористическими.
В XIX веке террористическая деятельность подпольных организаций приобрела черты современных терактов. В частности, в этот период отечественной истории имел место как революционный, так и государственный террор [7].
Крупномасштабные социальные потрясения, возникшие в то время, подтолкнули политические организации радикального толка к более решительным действиям. Реформируемая система государственной власти, не могла обеспечить в должной мере безопасность граждан. Нестабильность работы правоохранительных органов создала благоприятные условия для осуществления террористической деятельности [8].
Существует ряд исследований, согласно которым, возникшая террористическая активность, во многом обеспечивалась иностранными агентами. В частности Н. Д. Литвинов, указывает на то, что дестабилизация Российского государства, на тот период времени былавыгодна центральным государствам Европы. Тем не менее, мы не можем утверждать, что революционные события, происходившие в России в XIX веке, были инициированы европейскими державами, стремившимися ослабить политическое и военное влияние Российской Империи в Европе. В настоящее время не существует прямых свидетельств, указывающих на то, что революционные и террористические движения финансировались преимущественно из-за рубежа. Однако история знает достаточное количество примеров поддержки террористических организаций, действующих на определенной территории, правительствами других государств. Подобные примеры мы можем наблюдать, в том числе, и сегодня.
Террористическая деятельность, осуществляемая на ранних этапах становления советского государства, обладала некоторыми специфическими чертами, не позволяющими в полной мере отождествлять происходившие события с современным представлением о рассматриваемом явлении. В частности, в указанный период, совершение политических убийств являлось одним из орудий борьбы за власть осуществимой противоборствующими сторонами.
Данный вид террористической деятельности зачастую не преследовал цели запугивания определенных групп населения, что является основной задачей совершения теракта. Тем не менее, по окончании гражданской войны, часть из эмигрировавших сторонников императорской власти, активно учувствовали в финансировании одиночных террористических актов, преследовавших цель убийства лидеров нового советского государства. Необходимо также отметить, что деятельность подобных организаций достаточно быстро была прекращена, благодаря эффективной работе советской контрразведки.
В это же время в советском законодательстве появляется ряд статей, посвященных террористической деятельности. К такого рода законодательным актам относятся также постановление ВЦИК от 05 января 1918 года «О признании контрреволюционным действием всехпопыток присвоить себе функции государственнойвласти», а также постановление СНК РСФСР от 05 сентября 1918 года «О красном терроре».
Осуществление террористической деятельности, а также пособничество терроризму в советской России классифицировались как тяжкие и особо тяжкие преступления, караемые высшей мерой наказания, либо лишением свободы с конфискацией имущества [9].
Уголовному преследованию подвергались также попытки сокрытия сведений о говорящихся террористических актах, а также антисоветская пропаганда. Именно в этот период истории окончательно сформировалась законодательная основа государственной борьбы с террористической деятельностью.
В период предвоенного времени к числу актов террористической направленности были также приравнены посягательства на жизнь корреспондентов и учителей-народников. Помимо этого видами террористической деятельности были также признаны нападения на представителей государственной власти, находящихся при исполнении своих должностных обязанностей, а также насильственные действия в отношении общественных деятелей и деятелей культуры. Таким образом, в категорию преступлений террористического характера были отнесены многие преступные деяния, которые в настоящее время не относятся к видам террористической деятельности. Такое положение дел, по мнению многих историков, было обусловлено стремлением действовавшей власти любыми средствами предотвратить контрреволюционные события.
В период перед началом войны, советские спецслужбы осуществляли работу по предупреждению диверсионной деятельности Германии и Японии, а также вели борьбу с националистическими движениями, сформировавшимися на своей приграничной территории. В этом смысле наибольшую террористическую угрозу представляли подпольные националистические организации, образовавшиеся на западной Украине [10].
В годы войны, органы государственной безопасности обеспечивали противодействие террористической деятельности немецких разведывательных подразделений, осуществлявших диверсионные атаки на стратегические объекты советской армии.
По окончании войны, наибольшая угроза террористической активности наблюдалась в приграничных территориях Советского Союза. Советские спецслужбы осуществляли контртеррористическую деятельность в западных областях Украины и республиках Прибалтики.
Одним из важнейших этапов законодательного оформления борьбы с террористической деятельностью в отечественном праве стало принятие закона СССР от 25.12.1958 года «Об уголовной ответственности за государственные преступления». Положения данной нормы уголовного права, приравнивали осуществление террористической деятельности к преступлениям против государства. В частности, террористическим актом считалось покушение на представителей государственной власти, общественных деятелей, попытки ослабления Советской власти и свержения действовавшего государственного строя [11].
Таким образом, в советском законодательстве указывались две основные формы террористической деятельности. К первой форме относились преступления, связанные с попытками убийства представителя государственной власти либо общественного деятеля, совершаемые с целью дестабилизации системы государственного управления (ч. 1 ст. 66 УК РСФСР). Вторая форма террористического акта, определялась законодательством как умышленное нанесение вреда здоровью, связанное с попыткой покушения на представителя государственной власти либо общественного деятеля, совершаемое по тем же мотивам [12].
В течение рассматриваемого периода времени, основной задачей органов правопорядка было раскрытие готовящихся преступлений против советской власти. Помимо этого также проводились широкомасштабные оперативно-розыскные мероприятия, направление на расследование ряда крупных преступлений, террористического характера. В частности, особую важность представляет уголовное дело в отношении террористов С. С. Затикяна, А. В. Степаняна и З. М. Багдасаряна, организовавших серию взрывов с Москве, повлекших за собой человеческие жертвы. В ходе расследования, подозреваемые в совершении террористической атаки, были задержаны и приговорены к высшей мере наказания [13]. Фактически указанное дело было результатом проведения спецоперации, только что сформированным отделом КГБ СССР, основной задачей которого было противодействие терроризму.
Еще одной знаковой спецоперацией, проведенной данным отделом стало обезвреживание террориста Юрия Власенко 28 марта 1979 года. Террорист, проникший на территорию посольства США, требовал предоставления беспрепятственного вылета за границу, угрожая взорвать самодельное взрывное устройство. В ходе проведения спецоперации террорист был ликвидирован, и жертв удалось избежать [14].
В процессе ослабевания Советской власти, незадолго до распада СССР, террористическая активность в крупных городах страны резко возросла. Источниками такой активности стали сформировавшиеся организации сепаратистского, религиозного и националистического толка. При этом целями таких террористических актов зачастую становились не представители государственной власти, а рядовые граждане. Данная форма террористической деятельности фактически тождественна по своей сути современному терроризму. Участившиеся террористические атаки вынуждали действующее правительство принимать меры по реформированию системы государственной безопасности.
После распада СССР террористическая деятельность на территории Российской Федерации в основном осуществлялась сторонниками сепаратистских движений. Именно в этот период времени были произведены наиболее значительные изменения в отечественном антитеррористическом законодательстве.
Так, например, в 1994 году был принят Федеральный закон от 01.07.1994 № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР». Данный закон дополнял действовавшие положения уголовного законодательства в отношении террористической деятельности. В настоящее время, согласно определению, содержащемуся в Уголовном кодексе, под террористическим актом понимаются действия, направленные на нарушение общественной безопасности, а также противодействие работе органов государственной безопасности, результатом которых может явиться гибель людей, а также нанесение значительного имущественного ущерба. Таким образом, нормы советской законодательной системы в отношении террористической деятельности были пересеяны в законодательство России, будучи дополнены необходимымиположениями.
Развитие отечественного права в отношении террористической деятельности, с точки зрения М. Ф. Мусаеляна, осуществлялось постепенно, проходя определенные этапы, наиболее важными из которых являются следующие:
– период до 1866 года, связанный с покушениями, осуществляемыми по политическим мотивам;
– 1866–1917 годы, на протяжении которых на территории российского государства действовали революционные террористические сообщества;
– 1917–1990 годы, связанные с террористическими актами, целью которых было свержение действующего социального строя;
– 1990 год — настоящее время, период окончательного оформления современной государственной антитеррористический политики, а также законодательного закрепления специфики уголовного преследования за совершение преступлений данного характера. Следует отметить, что формирование отечественного антитеррористического законодательства во многом определялось спецификой проявления терроризма на определенных исторических этапах существования российского государства [15].
Обращаясь к историческому исследованию терроризма, осуществляемого на территории России, нам также приходится сделать вывод о том, что данное явление получило наибольший масштаб в 90-х годах XX века.
Таким образом, современная государственная антитеррористическая политика представляет собой развитие законодательных норм и методов работы органов государственной безопасности, впервые сформированных в XIX веке, в период революционного террора, направленного на свержение действовавшей системы власти. В настоящее время наибольшую угрозу для безопасности государства представляет мировой терроризм, за которым стоят организации, действующие на территории стран Европы и Северной Америки.
Литература:
- Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // «Российская газета», № 198, 20.10.2009.
- Кошель П. А. История наказаний в России. История российского терроризма. — М.: Голос, 1995. — 376 с.
- Судебник государя царя и великого князя Иоанна Васильевича и некоторые сего государя и ближайших его приемников указы, собранные и примечаниями изъясненные покойным тайным советником и Астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым / [предисловие издателя Г. Ф. Миллера]. — Издание второе. — Москва: В Университетской типографии у Н. Новикова, 1786. — 270 с. — // Президентскаябиблиотека имени Бориса Николаевича Ельцина — [Электронный ресурс].–URL: http://www.prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=31.08.2015&DocUNC_ID=117250&Tok en=Bwo+KblOMRA1kKVNbdalYg==&lang=ru-RU (дата обращения 11.09.2018).
- Петрищев В. Е. Что такое терроризм, или Введение в террорологию. — М.: КРАСАНД, 2013. — 464 с.
- Ткаченко В. В., Ткаченко С. В. Российский терроризм: проблемы уголовной ответственности: Монография. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 110 с.
- «Уголовный кодекс Российской Федерации” от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // «Собрание законодательства РФ”, 17.06.1996, N 25, ст. 2954
- Терроризм в современном мире. 2-изд. / под ред. В. Л. Шульца; Центр исслед. проблем безопасности РАН. — М.: Наука, 2016. — 603с.
- Смирнов В. Н. Политический терроризм Российской империи. — Х.: Литера Нова, 2016. — 300 с.
- Постановление ВЦИК от 01.06.1922 «О введении в действие Уголовного Кодекса Р. С. Ф.С.Р”. (вместе с «Уголовным Кодексом Р. С. Ф.С.Р”.) // «Консультант Плюс» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=3006(дата обращения 30.09.2018).
- Мозохин О. Б. Борьба советских органов государственной безопасности с терроризмом. — М.: Кучково поле, 2016. — 624 с.
- Закон СССР от 25.12.1958 «Об уголовной ответственности за государственные преступления»(ред.от02.04.1990)//«КонсультантПлюс»- [Электронныйресурс].-Режимдоступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=1580 (дата обращения 01.09.2018).
- Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) // «Консультант Плюс» — [Электронныйресурс].-Режимдоступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=8627 (дата обращения 11.09.2018).
- Борьба с терроризмом. Нормативные и международно-правовые акты с комментариями. — Под ред. В. П. Емельянова. — М.: Мир, 2018. — 520 с.
- Необходимость законодательного закрепления рейдерства как преступления в уголовном кодексе / А. К. Акопян, С. С. Медведев // Новое слово в науке: перспективы развития: Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции / Гл. ред. О. Н. Широков. — 2017. — С. 280–284.
- Варфоломеев А. Терроризм и контртерроризм в современном мире / А. Варфоломеев, С. Грачев, А. Колобов [и др.]. — М.: Экслит, 2015. — 480 с.