Процессуальные вопросы привлечения к налоговой ответственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 12.11.2019

Статья просмотрена: 230 раз

Библиографическое описание:

Рузметов, С. А. Процессуальные вопросы привлечения к налоговой ответственности / С. А. Рузметов, М. В. Просвирина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 195-198. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63866/ (дата обращения: 18.12.2024).



В современных условиях усиления ответственности за уклонение от уплаты налогов, правовая не урегулированность отдельных процессуальных вопросов по привлечению к налоговой ответственности недобросовестных налогоплательщиков, приобретает большую актуальность.

В налоговом законодательстве РФ нет процессуального кодекса, который бы регулировал только процессуальные нормы, связанные со сбором налогов.

Все материальные и процедурные нормативные положения налогового права объединены в Налоговом кодексе РФ (НК).

Согласно НК, налоговым правонарушением признаются действия плательщика и иных лиц, за которые предусмотрена ответственность. Они выражаются как в противоправных действиях, так и в бездействии, за которые предусмотрены финансовые санкции в виде взысканий в форме штрафов (ст. 106 НК)

По результатам налогового контроля делается итоговый акт, который становится основанием привлечения плательщика налогов к ответственности. Это первичный процессуальный документ, составленный уполномоченными лицами налоговых органов, фиксирующий факты нарушений правил сбора налогов, которые выявляются при проверках (ст. 100 НК).

При обнаружении признаков иных совершенных правонарушений предусматривается составление специального акта должностными лицами налоговиков (ст. 101.4 НК).

Процесс привлечения налогоплательщика к ответственности начинается при обнаружении нарушений и включает 4 стадии:

1) Определение факта нарушения законодательства управомоченными органами;

2) Исследование дела и принятие решения;

3) Обжалование заключений и решений налоговых органов, содержащихся в их актах;

4) Выполнение решений, принятых налоговыми органами.

1 стадия: определение факта нарушения законодательства управомоченными органами.

Процедура закрепления самого факта привлечения к ответственности предусмотрена особым механизмом, позволяющим налоговым органам оперативно рассматривать правонарушения, совершенные в налоговой сфере (ст. 101.4 НК). Такой механизм позволяет:

– при проведении контроля находить состав правонарушения;

– закрепить только за работниками налоговой службы, проводящими контроль, обязанность составить акт;

– определить основания для решения суда по привлечению к налоговой ответственности незаконным, только при нарушении определенных требований;

– установить, что правовое значения обжалование решения налогового органа проявляется в том, оно начинает действовать сразу после его вынесения.

Но если есть споры по результатам выездной проверки, то сотрудникам правоохранительных органов сложно возбуждать уголовные дела, потому что правомерность оснований дела ставиться под сомнение.

2 стадия: исследование дела и принятие решения.

На этой стадии налогоплательщик дает пояснения и представляет документы, не представленные ранее.

Возможны 2 регламента разрешения дел о правонарушениях, выявленных при проведении налоговой проверки:

1) При проведении налоговых проверок как камеральной, так и выездной (ст. 101 НК);

2) В процессе различных иных мероприятий налогового контроля (ст. 101.4 НК).

После исследование дела выносит решение уполномоченными лицами налоговых органов о привлечении к ответственности или об отказе в этом. По решению о наличии нарушения уплачивается штраф.

Возможно, что по формальным основаниям, будет отмена решений налоговых органов за:

А) несоблюдение процедуры выполнения проверки лицами налоговой инспекции (ст. 101.4 НК).

Б) не уведомление плательщика о месте и времени рассмотрения итогов проверки;

В) необоснованное увеличение сроков выполнения как камеральных, так и выездных проверок (ст. 89 НК);

Г) нарушение требований НК в актах и решениях проверки (ст. 101 НК).

3 стадия: обжалование заключений и решений налоговых органов, содержащихся в их актах.

По прошествии 10 дней после получения постановления о привлечении к ответственности нарушителя, оно вступает в силу. В течение этого срока оно может быть обжаловано (ст. 101.2 НК). Обжалование принятого решения производится в вышестоящий орган или в суд, а может и сразу в оба органа (ст. 138 НК).

Если же решение уже вступило в законную силу, то жалоба может подаваться в течение 1 года со дня его принятия (ст. 139 НК).

Рассматривается жалоба в период до 1 месяца. После этого возможно увеличение срок до 15 дней, что необходимо для получения необходимых документов.

НК установлен исчерпывающий перечень видов решений, принимаемых налоговым органом по результатам рассмотрения подаваемой жалобы (ст. 140 НК РФ).

Решение, принятое по жалобе, должно быть сообщено налогоплательщику в течение 3 дней. Обжалуемое решение утверждает или отменяет вышестоящий орган (ст. 101.2 НК).

В налоговом законодательстве четко не определен порядок извещения о дате рассмотрения жалобы и обеспечение участие в разбирательстве лица, направившего ее. Также не определены требования к содержанию заключения по результатам жалобы и само понятие апелляционной жалобы [2]. Это все ограничивает возможности налогоплательщика по его защите.

4 стадия: выполнение решений, принятых налоговыми органами. По итогам проверки принимается решение в течение 1 месяца и десяти дней. При необходимо проведения дополнительного контроля этот срок увеличивается до 1 месяца.

При проведении же выездной проверки, ее итоговый документ должен быть готов в день рассмотрения материалов проверки и возможно увеличение срока до 10 дней после этого (ст. 101 НК).

После вынесет решение налоговым органом, оно вручается налогоплательщику в течение 5 дней и вступает в силу после 10 дней со дня его получения. При этом вместе с актом проверки, передаются и документы о подтверждении нарушения (ст. 100 НК) [6, с. 28].

Исполнение решения налогового органа, которое уже вступило в силу, является обязанностью плательщика налогов. По нему он должен уплачивать недоимку или штраф.

В случае невыполнения предписанных санкций, устанавливается наличие признаков преступления и направляются документы в следственные органы для возбуждения уголовного дела по ст. 199 УК РФ.

Рассмотрев все четыре стадии процесса привлечения к налоговой ответственности, остановимся на последствиях невыполнения норм налогового законодательства, которые являются основаниями отмены решения налогового органа.

  1. При невыполнении требований НК в ходе проверок уполномоченными лицами налоговых органов, возникают основания для отмены принятых решения (ст. 101 НК). К ним относятся такие положения НК как:

А) Затягивание выездной проверки, продолжительность которой должна составлять не более 2 месяцев. Возможно продление этого срока до 4 месяцев, а в отдельных случаях до 6 месяцев (ст. 89 НК).

Б) Неучастие плательщиков налогов в рассмотрении материалов проверки по вине должностных лиц налоговых органов, влечет к признанию недействительности их решения (ст. 101 НК) [7, с. 21].

В) Затягивание проведение необходимых процедур в период проверки (ст. 89 НК).

Г) Иные нарушения, по которым налоговики допустили процедурные нарушения, выразившиеся в нарушении установленных форм и образцов в виде различных неточностей, исправлений и помарок.

  1. Несоблюдение порядка выполнения камеральных проверок, влекущее нарушение прав налогоплательщика. Данные нарушения выражаются в следующих деяниях:

А) Несоблюдение сроков выполнения камеральной проверки. Она должна проводиться в срок до 3 месяцев (ст. 88 НК) [4, с. 42].

Б) Задержка срока представления акта камеральной проверки, составляемого в течение 10 дней. Однако, арбитражные суды не всегда учитывают пропуск срока и поэтому не отменяют решение по акту.

В) Представление акта камеральной налоговой проверки по истечению необходимого 5 дневного срока (ст. 100 НК).

Г) Пропуск установленного срока для принятия решения по камеральной проверки, составляющего 10 дней после месячного срока, отведенного для подачи возражений (ст. 100 НК). Однако, данное требование исполняется не всегда, решения выносят с опозданием.

Д) Нарушение установленных процедур для рассмотрения материалов камеральной проверки (ст. 101 НК)

До последнего времени не решен вопрос о правовых последствиях признания не действительными постановлений налоговых органов по процедурным положениям.

По процессуальному законодательству, судебный акт не влечет возникновения права у налогоплательщика на получение налоговых освобождений (ст. 201 АПК) [5, с. 28].

Сложилась налоговая практика, по которой такие процедурные нарушения, как:

– невыдерживание установленных сроков проведения контроля;

– неправильное оформления результатов контроля;

– нарушения положений НК при рассмотрении дел о правонарушениях не влекут обязательную отмену решений налоговых проверок.

Получается, что нарушение отдельного процессуального срока, соразмерно уменьшает общие сроки, установленные НК, в отношении принудительного взыскания задолженности [3].

Поэтому необходимо в полной мере урегулировать отдельные процедурные вопросы. Для чего надо нормативно точно установить:

– срок и порядок составления акта о правонарушении;

– срок выдачи акта о правонарушении и срок вступления в силу и обжалования решения.

В заключение необходимо отметить целесообразность введения самостоятельной главы НК, в которой бы более полно и конкретно были бы прописаны процессуальные вопросы, регулирующие привлечение к ответственности за нарушения законодательства о налогах. В текущее время эти нормы содержатся в разных главах НК, что не совсем корректно и затруднительно для практического применения.

Литература:

  1. Налоговый кодекс РФ. //ФЗ от 31.07.1998. № 146 с изменениями ФЗ от 29.09.2019 № 325.
  2. Приказ МНС РФ от 17.08.2001 № БГ-3–14/290 «Об утверждении Регламента рассмотрения споров в досудебном порядке»
  3. Письмо ФНС РФ от 10.01.2019 № ЕД-4–2/55 «О соблюдении процессуальных сроков, предусмотренных НК РФ»
  4. Мартынченко П. А. Процессуальные нарушения при проведении камеральных проверок как основание для отмены решения налогового органа. // 5.05.2016. kskgroup.ru
  5. Сивакова М. Я. Рассмотрение материалов налоговой проверки: нарушение существенных условий. // Налоговые споры: теория и практика № 4. 2016
  6. Стародубцева И. Налоговые проверки: оплошности налоговиков на руку компаниям. // «Новая бухгалтерия» № 05. 2019. https: www.eg-online.ru/article/399479
  7. Чулкова Л. А. Судебная практика, касающаяся прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов при проведении налоговых проверок. // Налоговый вестник № 10. 2018. http: www.nalvest.ru
Основные термины (генерируются автоматически): налоговый орган, орган, день, камеральная проверка, решение, выездная проверка, налоговая ответственность, нарушение, принятие решения, вышестоящий орган.


Задать вопрос