В статье представлен анализ симуляционного обучения студентов в Андижанском государственном медицинском институте (АГМИ) республики Узбекистан, процесс организации симуляционного центра в АГМИ и полученные ближние и отдалённые результаты, представлены преимущества данного обучения.
Ключевые слова: симуляционное обучение, студенты.
The article presents an analysis of simulation training of students in the Andijan State Medical Institute (AGMI) of the Republic of Uzbekistan, the process of organizing a simulation center in AGMI and the obtained near and distant results, presents the benefits of this training.
Keywords: simulation training, students.
Актуальность. На современном этапе, в качестве одной из основных задач, стоящих перед образовательным учреждением, является поиск, разработка и внедрение мировых образовательных инноваций, целью которых выступает наиболее качественное удовлетворение потребностей участников образовательного процесса, и, тем самым, повышение престижа системы образования [1,2,3].
Реализация приобретённых национальных проектов в сфере здравоохранения, процессы реформирования и модернизации отраслей выявили с особой остротой проблему профессиональной подготовки медицинских работников. Повсеместно в отрасли ощущается острый дефицит специалистов высокой квалификации и ВОП, поэтому закономерно, что одним из главных направлений высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей, при сохранении должного уровня теоретических знаний. Именно состояние клинической подготовки студента характеризуется, на наш взгляд, как очень сложный и больной вопрос в работе любого вуза, независимо от его статуса и величины [3,4].
В этой связи появление возможности организовать симуляционное обучение студентов в Андижанском государственном медицинском институте (АГМИ) видится как разумное направление в учебном процессе. Необходимо подчеркнуть доступность и возможность его как для студентов начальных курсов, так и для студентов старших курсов. В процессе организации симуляционного центра в АГМИ нами изучены опыты симуляционного обучения ведущих российских ВУЗов, которые показали, что этапы обучения более сложные, чем мы предполагали и они внесены в Государственные стандарты и типовые программы ВУЗов.
Так как, АГМИ стал на путь применения симуляционного обучения при подготовке квалифицированных медицинских кадров и ввиду ещё отсутствия единой государственной программы по симуляционному обучению, было принято решение работать по принципу «от простого к сложному» в целях беспрерывного обучения в симуляционном центре с перспективой перехода в будущем на более сложные этапы обучения. В процессе организации симуляционного обучения возникла также необходимость контроля и мониторирования участия студентов и качества обучения. Для этого были созданы при центре экспертные группы и наблюдатели. Заключение и выводы по работе центра с целью выявления преимуществ и недостатков были сделаны с использованием метода анкетирования студентов, определения рейтинга кафедр, работающих в симуляционном центре.
Цель исследования: Повышение качества профессиональной подготовки студентов, клинических ординаторов, студентов магистратуры путем применения современных технологий и совершенствования практических навыков — специальных муляжей, фантомов, тренажеров, а также виртуальных симуляторов, обеспечивающих создание реальности медицинских вмешательств и процедур.
В соответствии с Указами Президента РУз от 20 апреля 2017 года «О мерах по дальнейшему развитию высшего образования» № 2909, «О мерах по дальнейшему реформированию системы медицинского образования» от 5 мая 2017 года № 2956 и «О предоставлении специализированной медицинской помощи населению республики Узбекистан на 2017- 2021 годы» 20 июня 2017 года 14 сентября 2018 году в Андижанском государственном медицинском институте был создан и открыт учебно- симуляционный центр, который предоставляет возможность качественного обучения студентов с использованием передовых технологий зарубежных ВУЗов. На организацию учебно-тренировочной лаборатории имитационного моделирования было потрачено 96 млн. сум. В центре были открыты отделения по анестезиологии-реанимации, хирургии, акушерства-гинекологии, педиатрии и неонатологии, анатомии, стоматологии, оториноларингологии, офтальмологии и специальная комната для практических навыков. В конце февраля 2019 года учебно-симуляционный центр был оснащён современными роботами по нейрохирургии и травматологии, акушерства-гинекологии, педиатрии — неонатологии, терапии, хирургии и анестезиологии-реаниматологии. Симуляционный центр полностью оснащён информационными и коммуникационными технологиями (компьютеры, телевизоры и камеры видеонаблюдения).
Перед организаторами симуляционного центра были поставлены следующие задачи:
– Обеспечить обязательную явку студентов в симуляционный центр строго по скользящему графику и на основании устава центра;
– Проведение занятий в центре на основании созданных кафедрами ауто-курсов по практическим навыкам (демонстрация на экране телевизора);
– Создание студентами собственных качественных учебных курсов (видеосьемки) и получение заключения экспертов (преподаватели кафедр);
– Проведение симуляционных тренингов в центре (решение ситуационных задач-кейсов);
– налаживание эффективной работы учебно-симуляционного центра;
– дальнейшее совершенствование деятельности центра.
При организации симуляционного обучения мы предполагали получить следующие результаты: ближние — удовлетворенность студентов от собственных знаний и оценка клинического экзамена (гос. экзамен, аттестации); отдалённые — удовлетворенность и оценка профессиональной компетентностью выпускника со стороны работодателя (практическим здравоохранением и самостоятельная врачебная деятельность).
Начальные шаги симуляционного обучения представляли собой овладение практическими навыками (создание студентами собственных учебных курсов. Контроль, мониторинг и оценка результатов освоения практических навыков проводились на основании созданных кафедрами рейтинговых книжек по практическим навыкам. Перед обучаемыми были поставлены требования— освоить технику пошагового выполнения всех практических навыков. В ходе выполнения практического навыка отборочным баллом считалось 70 баллов. Студент, набравший меньше, считался не сдавшим, и в течение 2–3 дней имел право на пересдачу. Студент, выполнивший навык без ошибок, на отлично, получал 86–100 % от общего балла. В процессе выполнения навыка студент, допустивший 2–3 ошибки, набирал 71–85 % от общего балла. Протокол оценки выполненного практического навыка вели преподаватели и весь процесс фиксировался во вкладыше основного журнала.
Следующим шагом было умение применить освоенный практический навык при решении клинических ситуаций, так называемых кейсов.
Более сложным шагом стали интегрированные симуляционные тренинги (обучение работе в командах) и решение клинических задач более сложного уровня.
Ниже мы приводим приблизительную модель нашего практического занятия. На клинических кафедрах АГМИ она состоит из двух частей — теоретической (50 %) и практической (50 %). Последняя ориентирована на проведение именно в симуляционном центре.
Теоретическое обучение включает в себя написание конспектов, слушание лекций, обсуждение теоретического материала, презентации студентов (ТМИ), использование веб — технологии, оценка теоретических знаний).
Практическая часть занятия включает всебя:
– усвоение и самостоятельное выполнение практических навыков;
– решение ситуационных задач, КЕЙСов (проведение симуляционных тренингов, где будут применяться практические навыки);
– самостоятельная работа в симуляционном центре, где студентами самостоятельно отрабатываются практические навыки (на основании созданных кафедрами аутокурсов) на муляжах и волонтёрах;
– демонстрация проведения кафедрами мастер-классов или симуляционных тренингов в симуляционном центре;
– оттачивание студентами практических навыков (съёмки учебных курсов, выполненных студентами) — контроль качества выполнения учебного курса со стороны педагога.
Решение клинической ситуации (кейса, проведение симуляционного тренинга) для закрепления пройденного практического материала включало:
– написание истории болезни → защита у постели больного (с разрешения больных) или имитационная схематическая защита на волонтёре (необходимо создать образец защиты), (контроль — видеосъёмка);
– Разбор и курация тематических больных, самостоятельное ведение больных, работа в процедурных кабинетах и самостоятельное выполнение практических навыков;
– Написание и самостоятельное выписывание рецептов (работа с электронными фармакологическими блокнотами)
– Работа с лабораторией — интерпретация лабораторных показателей
Заключение практической части занятия — это выработка алгоритма тактики ВОП. Данная часть процесса осуществляется путем проведения клинического экзамена на кафедре или в симуляционном центре. Только при качественном, пошаговом выполнении практического навыка студент может пройти через клинический экзамен. При неправильном выполнении хотя бы одного шага экзамен пересдаётся повторно.
Межкафедральная (междисциплинарная) интеграция актуальна и жизненно необходима (например, если на кафедрах ИКП и БКП практические навыки не будут полностью усвоены, то качество работы с ними в вышестоящих курсах будет проблематично). Багаж знаний и самостоятельное качественное выполнение практических навыков у студентов при переходе из одного курса на другой должны пополняться и обогащаться. Ниже приводим результаты собственных исследований по анализу клинического экзамена на кафедре Неонатологии.
Анализ клинического экзамена на кафедре по курсам
Заключение. Исходя из нашего опыта мы сделали выводы по преимуществам симуляционного обучения — это:
– Приобретение навыков без риска для пациентов;
– неограниченное число повторов для отработки навыков для ликвидации ошибок;
– объективная оценка выполнения манипуляций;
– возможность изучения клинических ситуаций;
– нет стресса для обучаемого.
– при правильной постановке целей и задач симуляционного центра и освоения практических навыков, перед педагогами и студентами станет задача осознания важности данного процесса (тяжесть обучения) и ответственность за свою деятельность в дальнейшем.
Литература:
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53. Ст. 7598.
- Багаутдинова Алия Шамильевна, Клещева И. В. Инновационные образовательные технологии в высшем образовании // Экономика и экологический менеджмент. 2016. № 1.
- Сайгушева Л. И. К вопросу об инновационных образовательных технологиях в вузе //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2017. № 30. С. 105–109.
- Сюсюкина И. Е. Понятие об инновационных образовательных технологиях // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 8. С. 56–61.