Встатье раскрываются особенности осуществления закупочной деятельности автономными учреждениями общего образования, отмечено положительное влияние появления автономных учреждений на конкурентную среду в образовании, рассмотрены особенности реестра недобросовестных поставщиков, раскрыты условия применения автономными образовательными учреждениями № 223-ФЗ, проанализированы основные способы осуществления конкурентных закупок.
Ключевые слова: конкурентные закупки, неконкурентные закупки, закупочная деятельность, автономные образовательные учреждения, реестр недобросовестных поставщиков.
В настоящее время в Российской Федерации основная задача, которую поставили Президент и Правительство РФ, заключается в формировании новой экономики, основанной на знаниях. Данной цели невозможно достигнуть без качественного образования на всех уровнях. Развитие полноценной системы образования в любом государстве имеет стратегическое значение. Образование во многом определяет экономическое развитие страны и ее конкурентоспособность на мировой арене. Естественно, необходимы реформы и экономической составляющей в деятельности образовательных учреждений. Одним из нововведений стало создание автономных образовательных организаций.
Рассмотрение административно-правового регулирования закупочной деятельности автономных общеобразовательных учреждений в современных условиях имеют существенную практическую значимость, так как обеспечение их финансовой самостоятельности и экономической мобильности является одной из задач современной бюджетной политики. Грамотно выстроенная система управления закупками позволяет обеспечить руководителя образовательного учреждения информацией, необходимой для своевременного принятия решений о пополнении товарных запасов и оптимизации стоимости закупаемой продукции.
Кроме того, появление автономных учреждений оказало положительное влияние на конкурентную среду в образовании и, как следствие, привело к повышению качества предоставляемых образовательных услуг. Для эффективной работы у автономного учреждения появилось существенно больше возможностей [8, с. 148].
Стоит отметить, что в настоящее время в Российской Федерации на законодательном уровне урегулированы разные сферы закупок. При этом понятие «закупка» законодателем не разъясняется, что приводит к отсутствию единообразного понимания данного термина и в научной литературе.
В общем, закупочная деятельность представляет собой специфический организационно-экономический механизм, в котором находит отражение целевая направленность закупок.
Обращаясь к особенностям закупочной деятельности в современных условиях, необходимо отметить, что закупочная деятельность развивается по пути способствования добросовестной конкуренции, обеспечению прозрачности закупочных процедур и предотвращения коррупции. С этой целью рынок государственных заказов был снабжен таким инструментом, как реестр недобросовестных поставщиков (далее — РНП), благодаря которому в сфере размещения публичных заказов стали фиксировать недобросовестных контрагентов.
Создание РНП по факту являет собой способ фиксирования положительной или отрицательной деловой репутации субъекта экономической деятельности [5, с. 324]. Определяя характер деловой репутации лица, среди прочего, обращают внимание на её членство в составе какого-либо объединения предпринимателей (как правило, такие объединения существуют в форме некоммерческих организаций), а также на кредитную историю — информацию об исполнении им как заёмщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита), хранящуюся в бюро кредитных историй.
Закупки автономные образовательные учреждения осуществляют в соответствии с ФЗ № 233-ФЗ, начиная с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования (ч.8 ст.8 Закона № 223-ФЗ).
Для того чтобы иметь право расходовать средства по 223-ФЗ, автономные учреждения должны были в течение трех месяцев со дня вступления в силу ФЗ № 223-ФЗ утвердить и разместить на официальном информационном ресурсе Единой информационной системы в сфере закупок [6] положение о закупке. В противном случае автономное учреждение в своей закупочной деятельности обязано руководствоваться нормами ФЗ № 44-ФЗ в части определения поставщика до момента опубликования положения о закупке (ч.4 ст. 8 Закона № 223-ФЗ).
Автономным учреждениям, которые были созданы после вступления в силу Закона № 223-ФЗ, необходимо в течение 3 месяцев с даты регистрации в ЕГРЮЛ утвердить и разместить в установленном порядке Положение о закупке, иначе они также обязаны руководствоваться Законом № 44-ФЗ в части определения поставщика до момента опубликования утвержденного Положения.
В 2014 года из общего правила расходование средств по закону № 223-ФЗ, было закреплено два исключения (ч. 4 и ч.6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ). В соответствии со ст. 15 Закона № 44-ФЗ, автономные учреждения обязаны руководствоваться Законом № 44-ФЗ в следующих случаях расходования средств:
1) Автономному учреждению предоставляются средства из бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. В таком случае автономное учреждение должно руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ.
2) Автономному учреждению на безвозмездной основе на основании соглашений переданы полномочия государственного или муниципального заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность. В этом случае автономное учреждение при осуществлении закупочной деятельности в пределах переданных полномочий от лица, передавшего полномочия, руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ, регулирующими деятельность государственного и муниципального заказчиков.
Во всех прочих случаях при расходовании средств автономные учреждения руководствуются Законом № 223-ФЗ.
Законодательство предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки. В зависимости от вида закупки будет устанавливаться и порядок её осуществления. Если участники конкурентной закупки только субъекты малого и среднего предпринимательства, то она осуществляется только в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не закреплено в положении о закупке (п. 2 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ).
Можно выделить несколько способов осуществления конкурентных закупок:
1) путем проведения торгов: конкурс (открытый, в электронной форме, закрытый); аукцион (открытый, закрытый и также в электронной форме); запрос котировок (закрытый или в электронной форме); запрос предложений (закрытый или в электронной форме);
2) иные способы могут быть установлены положением о закупке в случае соответствия требованиям п. 3 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ.
Неконкурентная закупка представляет собой закупку, условия осуществления которой не соответствуют требованиям п.3 ст. 3 ФЗ № 233-ФЗ. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
В соответствии с действующим законодательством, Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме [3].
Для проведения закупок и подведения итогов закупок в учреждении создается постоянно действующий коллегиальный орган — закупочная Комиссия. При этом стоит отметить, что правовое положение закупочной комиссии конкретно не определено, так как сам факт ее образования, так и персональный, количественный состав и компетенция на уровне нормативных правовых актов не регулируются. На практике функционал закупочной комиссии корпоративного заказчика достаточно широк. Это не только определение победителя процедуры закупки, но и открытие «входа» в нее, то есть проведение стадии допуска. Комиссия не является структурным подразделением заказчика, а члены комиссии могут быть не связаны трудовыми отношениями с заказчиком. Потому квалификационные требования к специалисту и эксперту в сфере корпоративных нужд, разработанные Министерством труда Российской Федерации, в отношении членов закупочной комиссии применяться не могут. «Член комиссии» — не должность и не трудовая функция. Комиссия — это орган заказчика, который может быть сформирован им на временной или постоянной основе. Вероятно, коллегиальное принятие таких важных решений, как определение круга участников и присуждение победы, обусловлено антикоррупционными намерениями, стремлением погасить возможные конфликты интересов. Закон о закупках о комиссии не упоминает, поэтому ее правовое положение регламентируется каждым корпоративным заказчиком самостоятельно.
Также автономное учреждение должно разработать Положение о закупке и план закупки. Далее направить Положение своему учредителю на утверждение, после чего Положение о закупке и план закупки в ЕИС. План закупки товаров (работ, услуг) формируется и размещается в единой информационной системе в срок до 31 декабря текущего года в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» [4].
Относительно порядка участия в закупках, стоит отметить, что с 01.07.2018 вступили в силу изменения, в соответствии с которыми заказчики при описании предмета закупки должны соблюдать ряд правил: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) и др.
В дальнейшем предполагается, что автономные образовательные учреждения могут перевести на использование ФЗ № 44-ФЗ, так как в 2017 году была предпринята первая попытка внести подобный законопроект в Государственную Думу [7].
Подводя итого, следует отметить, что выбор закона, в соответствии с которым автономное учреждением будет осуществлять закупочную деятельность, зависит от источников финансирования и целей финансирования. Для проведения закупок в рамках ФЗ № 223-ФЗ обязательным требованием является наличие положения о закупках, документа, который будет описывать всю закупочную деятельность организации. Преимуществом закона № 223-ФЗ по сравнению с законом № 44-ФЗ является возможность внесения изменений в уже заключенный с поставщиком контракт — продление срока, увеличение цены, изменение объема и др.
Также необходимо отметить, что, принимая Федеральный закон № 223-ФЗ, государство преследовало цель оптимизировать расходование денежных средств, поспособствовать развитию добросовестной конкуренции, а также максимально гарантировать прозрачность и гласность осуществления закупок, предотвратив при этом возможные коррупционные проявления. Достижения перечисленных целей в полном объеме препятствует множество факторов. Среди таковых необходимо выделить недобросовестных заказчиков, которые вступают в сговоры с теми или иными исполнителями, что в результате становится причиной нерационального расходования денежных средств. С целью искоренения коррупционной составляющей в процессе осуществления закупочной деятельности необходимо более активно автоматизировать процессы, протекающие в сфере закупок — от формирования закупочной документации, до подведения итогов.
Литература:
- Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Российская газета. № 159. 22.07.2011.
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2019) // Российская газета. № 80. 12.04.2013.
- Постановление Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 (ред. от 30.12.2015) «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» // Российская газета. № 144. 27.06.2012.
- Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 (ред. от 14.12.2016) «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» // Собрание законодательства РФ. 24.09.2012. № 39. Ст. 5272.
- Беляева О. А. Корпоративные закупки: проблемы правового регулирования: научно-практическое пособие. — Москва, 2018. — С. 324.
- Единая информационная система в сфере закупок [Электронный ресурс]. URL: www.zakupki.gov.ru (дата обращения: 27.08.2019).
- Как проводят закупки автономные учреждения [Электронный ресурс]. URL: https://goscontract.info (дата обращения: 28.08.2019).
- Чулкова А. С. Повышение качества государственных и муниципальных услуг и пути оптимизации сети учреждений, оказывающих их // Финансы и кредит. — 2017. — № 3. — С. 143–159.