Порядок осуществления закупочной деятельности в автономных учреждениях общего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 15.11.2019

Статья просмотрена: 412 раз

Библиографическое описание:

Кремёнов, И. Н. Порядок осуществления закупочной деятельности в автономных учреждениях общего образования / И. Н. Кремёнов, С. С. Колкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63822/ (дата обращения: 16.11.2024).



Встатье раскрываются особенности осуществления закупочной деятельности автономными учреждениями общего образования, отмечено положительное влияние появления автономных учреждений на конкурентную среду в образовании, рассмотрены особенности реестра недобросовестных поставщиков, раскрыты условия применения автономными образовательными учреждениями № 223-ФЗ, проанализированы основные способы осуществления конкурентных закупок.

Ключевые слова: конкурентные закупки, неконкурентные закупки, закупочная деятельность, автономные образовательные учреждения, реестр недобросовестных поставщиков.

В настоящее время в Российской Федерации основная задача, которую поставили Президент и Правительство РФ, заключается в формировании новой экономики, основанной на знаниях. Данной цели невозможно достигнуть без качественного образования на всех уровнях. Развитие полноценной системы образования в любом государстве имеет стратегическое значение. Образование во многом определяет экономическое развитие страны и ее конкурентоспособность на мировой арене. Естественно, необходимы реформы и экономической составляющей в деятельности образовательных учреждений. Одним из нововведений стало создание автономных образовательных организаций.

Рассмотрение административно-правового регулирования закупочной деятельности автономных общеобразовательных учреждений в современных условиях имеют существенную практическую значимость, так как обеспечение их финансовой самостоятельности и экономической мобильности является одной из задач современной бюджетной политики. Грамотно выстроенная система управления закупками позволяет обеспечить руководителя образовательного учреждения информацией, необходимой для своевременного принятия решений о пополнении товарных запасов и оптимизации стоимости закупаемой продукции.

Кроме того, появление автономных учреждений оказало положительное влияние на конкурентную среду в образовании и, как следствие, привело к повышению качества предоставляемых образовательных услуг. Для эффективной работы у автономного учреждения появилось существенно больше возможностей [8, с. 148].

Стоит отметить, что в настоящее время в Российской Федерации на законодательном уровне урегулированы разные сферы закупок. При этом понятие «закупка» законодателем не разъясняется, что приводит к отсутствию единообразного понимания данного термина и в научной литературе.

В общем, закупочная деятельность представляет собой специфический организационно-экономический механизм, в котором находит отражение целевая направленность закупок.

Обращаясь к особенностям закупочной деятельности в современных условиях, необходимо отметить, что закупочная деятельность развивается по пути способствования добросовестной конкуренции, обеспечению прозрачности закупочных процедур и предотвращения коррупции. С этой целью рынок государственных заказов был снабжен таким инструментом, как реестр недобросовестных поставщиков (далее — РНП), благодаря которому в сфере размещения публичных заказов стали фиксировать недобросовестных контрагентов.

Создание РНП по факту являет собой способ фиксирования положительной или отрицательной деловой репутации субъекта экономической деятельности [5, с. 324]. Определяя характер деловой репутации лица, среди прочего, обращают внимание на её членство в составе какого-либо объединения предпринимателей (как правило, такие объединения существуют в форме некоммерческих организаций), а также на кредитную историю — информацию об исполнении им как заёмщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита), хранящуюся в бюро кредитных историй.

Закупки автономные образовательные учреждения осуществляют в соответствии с ФЗ № 233-ФЗ, начиная с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования (ч.8 ст.8 Закона № 223-ФЗ).

Для того чтобы иметь право расходовать средства по 223-ФЗ, автономные учреждения должны были в течение трех месяцев со дня вступления в силу ФЗ № 223-ФЗ утвердить и разместить на официальном информационном ресурсе Единой информационной системы в сфере закупок [6] положение о закупке. В противном случае автономное учреждение в своей закупочной деятельности обязано руководствоваться нормами ФЗ № 44-ФЗ в части определения поставщика до момента опубликования положения о закупке (ч.4 ст. 8 Закона № 223-ФЗ).

Автономным учреждениям, которые были созданы после вступления в силу Закона № 223-ФЗ, необходимо в течение 3 месяцев с даты регистрации в ЕГРЮЛ утвердить и разместить в установленном порядке Положение о закупке, иначе они также обязаны руководствоваться Законом № 44-ФЗ в части определения поставщика до момента опубликования утвержденного Положения.

В 2014 года из общего правила расходование средств по закону № 223-ФЗ, было закреплено два исключения (ч. 4 и ч.6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ). В соответствии со ст. 15 Закона № 44-ФЗ, автономные учреждения обязаны руководствоваться Законом № 44-ФЗ в следующих случаях расходования средств:

1) Автономному учреждению предоставляются средства из бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. В таком случае автономное учреждение должно руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ.

2) Автономному учреждению на безвозмездной основе на основании соглашений переданы полномочия государственного или муниципального заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность. В этом случае автономное учреждение при осуществлении закупочной деятельности в пределах переданных полномочий от лица, передавшего полномочия, руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ, регулирующими деятельность государственного и муниципального заказчиков.

Во всех прочих случаях при расходовании средств автономные учреждения руководствуются Законом № 223-ФЗ.

Законодательство предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки. В зависимости от вида закупки будет устанавливаться и порядок её осуществления. Если участники конкурентной закупки только субъекты малого и среднего предпринимательства, то она осуществляется только в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не закреплено в положении о закупке (п. 2 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ).

Можно выделить несколько способов осуществления конкурентных закупок:

1) путем проведения торгов: конкурс (открытый, в электронной форме, закрытый); аукцион (открытый, закрытый и также в электронной форме); запрос котировок (закрытый или в электронной форме); запрос предложений (закрытый или в электронной форме);

2) иные способы могут быть установлены положением о закупке в случае соответствия требованиям п. 3 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ.

Неконкурентная закупка представляет собой закупку, условия осуществления которой не соответствуют требованиям п.3 ст. 3 ФЗ № 233-ФЗ. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

В соответствии с действующим законодательством, Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме [3].

Для проведения закупок и подведения итогов закупок в учреждении создается постоянно действующий коллегиальный орган — закупочная Комиссия. При этом стоит отметить, что правовое положение закупочной комиссии конкретно не определено, так как сам факт ее образования, так и персональный, количественный состав и компетенция на уровне нормативных правовых актов не регулируются. На практике функционал закупочной комиссии корпоративного заказчика достаточно широк. Это не только определение победителя процедуры закупки, но и открытие «входа» в нее, то есть проведение стадии допуска. Комиссия не является структурным подразделением заказчика, а члены комиссии могут быть не связаны трудовыми отношениями с заказчиком. Потому квалификационные требования к специалисту и эксперту в сфере корпоративных нужд, разработанные Министерством труда Российской Федерации, в отношении членов закупочной комиссии применяться не могут. «Член комиссии» — не должность и не трудовая функция. Комиссия — это орган заказчика, который может быть сформирован им на временной или постоянной основе. Вероятно, коллегиальное принятие таких важных решений, как определение круга участников и присуждение победы, обусловлено антикоррупционными намерениями, стремлением погасить возможные конфликты интересов. Закон о закупках о комиссии не упоминает, поэтому ее правовое положение регламентируется каждым корпоративным заказчиком самостоятельно.

Также автономное учреждение должно разработать Положение о закупке и план закупки. Далее направить Положение своему учредителю на утверждение, после чего Положение о закупке и план закупки в ЕИС. План закупки товаров (работ, услуг) формируется и размещается в единой информационной системе в срок до 31 декабря текущего года в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» [4].

Относительно порядка участия в закупках, стоит отметить, что с 01.07.2018 вступили в силу изменения, в соответствии с которыми заказчики при описании предмета закупки должны соблюдать ряд правил: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) и др.

В дальнейшем предполагается, что автономные образовательные учреждения могут перевести на использование ФЗ № 44-ФЗ, так как в 2017 году была предпринята первая попытка внести подобный законопроект в Государственную Думу [7].

Подводя итого, следует отметить, что выбор закона, в соответствии с которым автономное учреждением будет осуществлять закупочную деятельность, зависит от источников финансирования и целей финансирования. Для проведения закупок в рамках ФЗ № 223-ФЗ обязательным требованием является наличие положения о закупках, документа, который будет описывать всю закупочную деятельность организации. Преимуществом закона № 223-ФЗ по сравнению с законом № 44-ФЗ является возможность внесения изменений в уже заключенный с поставщиком контракт — продление срока, увеличение цены, изменение объема и др.

Также необходимо отметить, что, принимая Федеральный закон № 223-ФЗ, государство преследовало цель оптимизировать расходование денежных средств, поспособствовать развитию добросовестной конкуренции, а также максимально гарантировать прозрачность и гласность осуществления закупок, предотвратив при этом возможные коррупционные проявления. Достижения перечисленных целей в полном объеме препятствует множество факторов. Среди таковых необходимо выделить недобросовестных заказчиков, которые вступают в сговоры с теми или иными исполнителями, что в результате становится причиной нерационального расходования денежных средств. С целью искоренения коррупционной составляющей в процессе осуществления закупочной деятельности необходимо более активно автоматизировать процессы, протекающие в сфере закупок — от формирования закупочной документации, до подведения итогов.

Литература:

  1. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Российская газета. № 159. 22.07.2011.
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2019) // Российская газета. № 80. 12.04.2013.
  3. Постановление Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 (ред. от 30.12.2015) «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» // Российская газета. № 144. 27.06.2012.
  4. Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 (ред. от 14.12.2016) «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» // Собрание законодательства РФ. 24.09.2012. № 39. Ст. 5272.
  5. Беляева О. А. Корпоративные закупки: проблемы правового регулирования: научно-практическое пособие. — Москва, 2018. — С. 324.
  6. Единая информационная система в сфере закупок [Электронный ресурс]. URL: www.zakupki.gov.ru (дата обращения: 27.08.2019).
  7. Как проводят закупки автономные учреждения [Электронный ресурс]. URL: https://goscontract.info (дата обращения: 28.08.2019).
  8. Чулкова А. С. Повышение качества государственных и муниципальных услуг и пути оптимизации сети учреждений, оказывающих их // Финансы и кредит. — 2017. — № 3. — С. 143–159.
Основные термины (генерируются автоматически): закупочная деятельность, автономное учреждение, закупка, электронная форма, Российская Федерация, учреждение, закупочная комиссия, муниципальная собственность, Положение, сфера закупок.


Ключевые слова

закупочная деятельность, реестр недобросовестных поставщиков, конкурентные закупки, неконкурентные закупки, автономные образовательные учреждения

Похожие статьи

Предложения по оптимизации организации закупочной деятельности промышленных предприятий

В статье рассмотрены основные положения стандарта закупочной деятельности промышленного предприятия. Проведен анализ основных требований к работе с поставщиками, рассмотрены формы закупок и особенности проведения конкурентных процедур. Сформулированы...

Оптимизация закупочной деятельности с помощью электронной системы управления закупками (на примере ООО «МСМР»)

В статье рассмотрена организация работы с электронной системой управления закупками на примере департамента закупок ООО «МСМР», представлены функции системы и предложены дополнительные функции, внедрение которых позволит оптимизировать закупочную дея...

Особенности принятия к учёту результатов конкурсных процедур в бюджетных учреждениях

В статье рассматриваются значение и принципы формирования результатов конкурсных закупок в бюджетном учреждении. Освещается понятие принимаемых обязательств и их отличие от принятых обязательств, а также способы учета экономии, полученной прибыли при...

Противодействие коррупции в сфере государственных закупок

В настоящей статье дается общая характеристика действующего законодательства РФ в рамках, которого рассматривается понятие государственных закупок, в том числе и противодействие коррупции в сфере государственных закупок. Предпринята попытка всесторон...

Сущность развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения

В статье раскрыта сущность развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и ее характеристика, описаны факторы и условия влияющие на успешность профессиональной деятельности, выделены уровни развития иннова...

Разработка и реализация образовательной услуги

В статье рассматриваются вопросы тенденции российского образования, формирования и развитие рынка образовательных услуг, что приводит к необходимости образовательных учреждений разрабатывать и предоставлять образовательные услуги, а так же представле...

Актуальные направления административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье автор анализирует актуальные организационно-правовые подходы административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в частности, механизмы общественного контроля за деятельностью многоф...

Разработка ценностного предложения для ведения маркетинговой деятельности образовательной организации

В настоящее время в учебных заведениях успешное ведение маркетинговой деятельности является залогом их высокой конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Для автоматизации рассматриваемой деятельности внедряются системы управления маркетин...

Некоторые проблемы правового регулирования контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках

В статье рассматривается система формирования контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках, регулируемых Федеральным законом № 44-ФЗ. Анализируются проблемы, возникающие при осуществлении закупок в российской Федерации. Рассматр...

Причины и условия коррупционных преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок

В статье рассматриваются причины и условия коррупционных преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок, обусловленные несовершенством законодательства. В результате анализа изменений, внесенных в законодательство о контрактной системе ...

Похожие статьи

Предложения по оптимизации организации закупочной деятельности промышленных предприятий

В статье рассмотрены основные положения стандарта закупочной деятельности промышленного предприятия. Проведен анализ основных требований к работе с поставщиками, рассмотрены формы закупок и особенности проведения конкурентных процедур. Сформулированы...

Оптимизация закупочной деятельности с помощью электронной системы управления закупками (на примере ООО «МСМР»)

В статье рассмотрена организация работы с электронной системой управления закупками на примере департамента закупок ООО «МСМР», представлены функции системы и предложены дополнительные функции, внедрение которых позволит оптимизировать закупочную дея...

Особенности принятия к учёту результатов конкурсных процедур в бюджетных учреждениях

В статье рассматриваются значение и принципы формирования результатов конкурсных закупок в бюджетном учреждении. Освещается понятие принимаемых обязательств и их отличие от принятых обязательств, а также способы учета экономии, полученной прибыли при...

Противодействие коррупции в сфере государственных закупок

В настоящей статье дается общая характеристика действующего законодательства РФ в рамках, которого рассматривается понятие государственных закупок, в том числе и противодействие коррупции в сфере государственных закупок. Предпринята попытка всесторон...

Сущность развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения

В статье раскрыта сущность развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и ее характеристика, описаны факторы и условия влияющие на успешность профессиональной деятельности, выделены уровни развития иннова...

Разработка и реализация образовательной услуги

В статье рассматриваются вопросы тенденции российского образования, формирования и развитие рынка образовательных услуг, что приводит к необходимости образовательных учреждений разрабатывать и предоставлять образовательные услуги, а так же представле...

Актуальные направления административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье автор анализирует актуальные организационно-правовые подходы административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в частности, механизмы общественного контроля за деятельностью многоф...

Разработка ценностного предложения для ведения маркетинговой деятельности образовательной организации

В настоящее время в учебных заведениях успешное ведение маркетинговой деятельности является залогом их высокой конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Для автоматизации рассматриваемой деятельности внедряются системы управления маркетин...

Некоторые проблемы правового регулирования контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках

В статье рассматривается система формирования контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках, регулируемых Федеральным законом № 44-ФЗ. Анализируются проблемы, возникающие при осуществлении закупок в российской Федерации. Рассматр...

Причины и условия коррупционных преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок

В статье рассматриваются причины и условия коррупционных преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок, обусловленные несовершенством законодательства. В результате анализа изменений, внесенных в законодательство о контрактной системе ...

Задать вопрос