Повышение речевой культуры школьников является одной из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Это определяется задачами образования на современном этапе развития общества и теми высокими государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся, которые заявлены в программах для общеобразовательных учреждений и требованиях ФГОС НОО. В данных документах акцентируется внимание на необходимость формирования духовно богатой личности, развития творческого потенциала младшего школьника, повышения его культуры речевого общения. В соответствии с обозначенными требованиями приоритетным направлением в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие культуры речевого общения обучающихся.
Понятие «культура» является категорией таких наук, как история, философия, культурология. Оно обозначает совокупность материальных и духовных ценностей, которые были созданы человечеством [8].
Культура создана человеком в процессе деятельности, создана для человека, который является и объектом, и субъектом культуры, и творцом культуры. Культура представляет собой результат деятельности человека, богатство, накопленное человечеством. Значение культуры заключается в том, что она дает возможность человеку самовыразиться, проявить себя творчески и запечатлеть в определенных духовных и материальных объектах. Культура раскрывает личность человека [3].
Культура речевого общения — это понятие многозначное, включающее владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики, стилистики) в процессе общения и речевое поведение в соответствии с нормами этикета.
Ш. А. Амонашвили принадлежит не только термин, но и конкретизация цели и задач речевого воспитания. Ученый уверен, что в основе речевого воспитания лежит общечеловеческая идея: «воспитание в ребенке умения и потребности доставлять людям радость с помощью речи, сопереживать, сочувствовать им в беде, облегчать страдания, сеять правду и доброту» [2]. Ш. А. Амонашвили определяет в качестве цели речевого воспитания очищение речи и поведения детей от «оскорбляющей окружающих грязи», привитие им вкуса «к нравственно стерилизованной, доброй речи» [1], а следовательно, «речевое воспитание — это воспитание любви к человеку, глубокого уважения к нему» [2].
Нельзя отрицать, что одной из целей обучения является развитие коммуникативной компетентности. Данную цель в современном образовании можно достичь не только на уроках, связанных с развитием речи, но и в воспитательной работе педагога. Приоритетными для решения данной педагогической задачи необходимо считать уроки русского языка и литературного чтения. Именно на этих уроках осуществляется межличностное общение с носителями языка не только средствами владения диалоговой (устной) речи, но и через прочтение художественных текстов (литературная речь).
В начальной школе ребенок сталкивается с понятием речевой нормы, начинает отличать литературный язык от просторечия, диалекта, жаргона, задумывается об уместности определения тех или иных средств языка в определенных ситуациях. Программа начальной школы не предусматривает введение понятия «культура речи» ввиду его сложности и неоднозначности, но предполагает осознанное усвоение и принятие младшим школьником правил и норм, регламентирующих речь ребенка в ситуациях устного и письменного общения. Иначе говоря, происходит совершенствование умений в области культуры речи и воспитание культуры речевого поведения.
Для того чтобы заложить основы культуры речевого поведения необходимо сделать речь (сначала чужую, а затем и свою) предметом наблюдения и внимательного отношения к ней учащихся. Для решения этой задачи в содержание обучения включается:
− формирование представлений о речи как способе общения между людьми, об основных требованиях к речи и разновидностях речи: устной и письменной;
− формирование представлений о стилевой дифференциации речи в зависимости от задачи и условий общения;
− формирование знаний о правилах речевого поведения и этикетных формулах, используемых в некоторых ситуациях, и умения следовать этим правилам в общении со знакомыми и незнакомыми людьми [6].
Такая работа проводится, как правило, в практическом плане: младшие школьники не заучивают определений, в большинстве случаев даже не пользуются соответствующими терминами, но овладевают содержанием вводимых понятий в процессе организованных учителем наблюдений за речью и речевым поведением людей в разных ситуациях общения. Так обучающиеся приучаются обращать внимание на речь окружающих и свою собственную, анализировать и оценивать чужое и свое речевое поведение.
Основным методом передачи знаний о речи и правилах речевого поведения является беседа, связанная с наблюдением за речью и речевым поведением людей в той или иной ситуации общения. Учитель подбирает, в зависимости от темы, примеры речевого поведения или организует деятельность обучающихся, в которой проявляется приобретенный ими ранее опыт речевого поведения, и с помощью системы вопросов направляет внимание детей на существенные признаки формируемых понятий или особенности речевого поведения, которые способствуют или, наоборот, препятствуют достижению взаимопонимания между участниками общения [7].
Материалом для проведения подобных наблюдений и формулирования выводов о правилах речевого поведения и особенностях речи могут служить не только положительные, образцовые примеры, но и негативные. В таких примерах нужные для выводов особенности могут проявляться более явно, что облегчит их усвоение учащимися.
Для закрепления у младших школьников полученных знаний об особенностях речевого поведения и выработки внимания к речи окружающих и своей собственной учителю необходимо делать следующее:
− привлекать внимание детей к соблюдению правил речи;
− побуждать обучающихся к анализу речи и установлению ее соответствия условиям и задачам общения;
− способствовать осознанию младшими школьниками цели любого высказывания при его подготовке [5].
Для того чтобы научить младших школьников культуре речевого поведения в актуальных для детей этого возраста ситуациях общения, учителю следует использовать такие приемы, как анализ и разыгрывание речевых ситуаций (ситуативные упражнения). Для анализа можно использовать ситуации, описанные в произведениях литературы, представленные в фильмах или в реальной жизни детей. Разыгрывание ситуаций, как никакой другой прием обучения, позволяет ребенку подготовиться к действиям в реальной ситуации общения.
Также большое значение для развития культуры речи имеет качественный дидактический материал: речевые ситуации, описанные в произведениях русских и зарубежных авторов, образцовая речь дикторов телевидения, актёров, в записи на электронных носителях, памятки по использованию этикетных форм общения, информационные бюллетени, карточки с адаптивной помощью для индивидуальной работы. Учителю необходимо вместе с детьми анализировать речевые ситуации и делать выводы, учить детей правильно, точно и последовательно излагать свои мысли и чувства [4].
Литература:
- Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М.: Просвещение, 1986. — 176 с.
- Амонашвили, Ш. А. Созидая человека. — М.: Знание, 1982. — 95 с.
- Воронцова Т. А. Культура речи. Учебное пособие. — Ижевск, 2011. — 141с.
- Иванова, С. Ф. Воспитание культуры речи у школьников. — М.: Просвещение, 2010. — 102 с.
- Казарцева, О. М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения. — М.: Флинта, 2008. — 496 с.
- Мизинина, И. Н. Русский язык и культура речи. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. — 237 с.
- Синицын, В. А. Современные подходы к развитию речи младших школьников // Начальная школа. — 2012. — № 2. — С. 10–19.
- Стрельчук, Е.Н. «Коммуникативная культура» и «культура речевого общения»: синонимичные понятия? // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. — 2011. — № 4. — С. 276 –278.