Воспитание бережливости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 13.11.2019

Статья просмотрена: 1503 раза

Библиографическое описание:

Замятина, В. В. Воспитание бережливости / В. В. Замятина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 266-268. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63899/ (дата обращения: 18.12.2024).



Чем раньше начать учить детей беречь свою одежду, игрушки, мебель, посуду и другие вещи, тем быстрее они становятся аккуратными, у них формируется уважение к труду взрослых, нетерпимость к неряшливости.

Ключевые слова: воспитание, бережливость, труд, книга, хлеб

Опыт работы показывает, что привлечение ребёнка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другое.

Жизнь в детском саду предоставляет большие возможности для воспитания у детей бережного отношения к общественному добру. Этому способствуют занятия, совместные игры, прогулки, коллективный труд, развлечения.

Чем раньше начать учить детей беречь свою одежду, игрушки, мебель, посуду и другие вещи, тем быстрее они становятся аккуратными, у них формируется уважение к труду взрослых, нетерпимость к неряшливости.

С самого первого дня мы учим малышей аккуратно складывать свою одежду, самостоятельно убирать игрушки, не ломать их. Воспитывать маленьких детей бережливыми нам помогает методический прием, как одушевление игрушек: Зайке или Мишке больно, если у них оторвалась лапа или ухо, поэтому их нужно жалеть и обращаться с ними аккуратно.

Художественные произведения. Мы читаем малышам такие произведения, как «Маша растеряша» Л.Воронова, «Неумейка» Я. Акима и другие.

Когда дети подрастают, перед ними встает более важная и ответственна задача: раскрыть смысл понятий «мое» и «наше», научить относиться к общественному имуществу как к своему личному, объяснить, что все созданное вокруг нас является результатом человеческого труда.

Чувство бережливости воспитываем в детях при непосредственном общении с природой. Широко используем в соответствии с возрастом детей.

Воспитанники активно ухаживают за растениями на огороде детского сада, в цветнике, поэтому они знают, как много труда надо затратить, чтобы вырастить хороший урожай. Так же дети узнали, что из семян можно вырастить разнообразные растения, которые снова летом будут радовать глаз своей красотой. Наблюдения за растениями на огороде детского сада способствуют развитию интереса у детей к окружающему миру и наблюдательности, помогают расширить представление ребят о растениях, как живых существах, об условиях необходимых для их роста и развития.

Летом используем все возможности, чтобы научить ребят беречь и охранять родную природу. На прогулках в лесу рассказать о том, как трудно вырастить большое дерево, сколько опасностей подстерегает молодой неокрепший росточек. Знакомим с правилами поведения в лесу: не подходить близко к гнездам, не трогать муравейники, не уничтожать полезных и нужных земле дождевых червей. Наблюдаем с детьми за поведением бабочек, стрекоз, майскими жуками в привычной для них среде обитания, ребята узнают, что их нельзя ловить, так как они в неволе погибнут.

Стало хорошей традицией с наступлением холодов проявлять заботу о пернатых. Не только холодно, но и голодно стало птичкам-невеличкам. Обсудив с детьми проблему, как помочь птицам выжить зимой, решили открыть птичьи столовые, подкармливать и заботиться о них в суровые зимние холода.

Большое внимание уделяем воспитанию бережного отношения к книге. Не всегда в книжном уголке внешний вид книг был привлекательным. Воспитанники относились к книгам небрежно, не ставили на место после того, как посмотрят; углы страниц были потрепаны, обложки согнутые. Однажды собрав в группе все потрепанные книги, прочитали им стихотворение С. Я. Маршака:

У Скворцова Гришки жили, были книжки

Грязные, лохматые, рваные, горбатые, -

Без конца и без начала, переплеты — как мочала.

На листах каракули, книжки громко плакали.

Затем предложила ребятам починить книжки, подклеить страницы. Все работали с большим энтузиазмом.

Воспитанники на занятии познакомились с профессией библиотекаря, с ее профессиональными действиями. Воспитанники узнали, что в библиотеке живут на полках книги. Они бывают разные: о природе, сказки, рассказы, стихи. Постепенно дети усвоили правила общения с книгой

− прежде чем взять книгу, проверь, чистые ли руки;

− книгу читают и рассматривают за столом;

− береги книгу: не пачкай ее, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивая палец слюной. Не играй с книгой, она от этого портится;

− после того как посмотрел и почитал книгу, не забудь положить ее на место;

− правильно храни книгу, в специально отведенном для нее месте — в книжном шкафу или на полке, а не среди игрушек;

− если заметил, что книга не в порядке (порвалась или отклеилась обложка, выпала страница), почини ее сам или с помощью взрослого.

Особенно большое значение мы придаем воспитанию бережного отношения к хлебу.

Воспитанники во время познавательной деятельности, выяснили, откуда берется хлеб. Как он растет, кто его печет и какой он бывает. Ребята выяснили, что злаки, из которых получается хлеб выращивают люди и делают много разнообразных и вкусных хлебобулочных изделий. Дети совместно с воспитателем замесили соленое тесто и начался творческий процесс. Ребята лепили пирожки, булочки, баранки и другие хлебобулочные изделия, как настоящие пекари. Дети получили массу положительных эмоций и пообещали бережнее относиться к хлебным изделиям

Много художественной литературы было прочитано детям: В. Н. Крупин «Отцовское поле», «Откуда хлеб пришел?» и др. Совместно с музыкальным руководителем провели музыкально –литературный концерт «Хвала рукам, что пахнут хлебом!». Театральное представление по сказке «Колосок».

Свои знания и представления о бережливости дети реализуют в дидактических играх: «Угадай профессию», «Кем я буду?», «Что нужно для работы?», «Узнай, где растет?».

Успешному использованию знаний воспитание бережливости у детей дошкольного возраста способствует целенаправленная работа с родителями. Большое место детский сад уделяет пропаганде знаний среди родителей по воспитанию у детей бережливости. В этом вопросе педагоги стремятся сделать родителей своими первыми помощниками.

Для родителей оформлялись фотовыставки, в родительских уголках папах передвижках имеется материал, отражающий работу с детьми по воспитанию бережливости. В группе имеется библиотека для родителей по пропаганде педагогических знаний.

Работа по воспитанию бережливости у детей очень важна и дает хорошие результаты. Воспитанники стали аккуратнее обращаться с игрушками, вещами, к природе родного края, к книгам, ценить и уважать труд людей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, книга, бережное отношение, воспитание бережливости, воспитание, воспитанник, игрушка, ребята, труд взрослых.


Похожие статьи

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники ...

Художественная литература как средство воспитания уважительного отношения к людям у старших дошкольников

В статье раскрывается актуальность воспитания уважительного отношения у старших дошкольников именно на основе художественной литературы, через ее восприятие в процессе беседы воспитателя. Так как именно беседы воспитателя по художественной литературе...

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной ...

Духовно-нравственное воспитание как одно из средств формирования личности дошкольника

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения — одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно это направление предполагает формировани...

Формирование основ культуры питания у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к здоровому образу жизни

В статье говорится о методах и приемах овладения детьми старшего дошкольного возраста полезными навыками. А также рассказывается об играх и пособиях, изготовленных своими руками, направленных на формирование стремления к здоровому питанию и здоровому...

Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Патриотическое воспитание в детском саду — сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружение в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мир...

Проблемы и условия формирования представлений о здоровом образе жизни в теории и практике дошкольного образования

В статье автором рассматривается вопрос формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни устанавливает качество жизни и долголетие. Формирование представлений о здоровом образе жизни в теории и пра...

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в современных условиях

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через формирование бережного отношения к природе

Целью духовно-нравственного воспитания является уровень бережного отношения ребенка к природе и окружающей действительности, основанной на поддержании равновесия между ним и окружающей средой, его компетентном участии и внесении в мир нравственных ид...

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе по патриотическому воспитанию «Мой город — я здесь живу»

Одна из главных задач педагогов и родителей — научить ребенка чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, ...

Похожие статьи

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники ...

Художественная литература как средство воспитания уважительного отношения к людям у старших дошкольников

В статье раскрывается актуальность воспитания уважительного отношения у старших дошкольников именно на основе художественной литературы, через ее восприятие в процессе беседы воспитателя. Так как именно беседы воспитателя по художественной литературе...

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной ...

Духовно-нравственное воспитание как одно из средств формирования личности дошкольника

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения — одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно это направление предполагает формировани...

Формирование основ культуры питания у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к здоровому образу жизни

В статье говорится о методах и приемах овладения детьми старшего дошкольного возраста полезными навыками. А также рассказывается об играх и пособиях, изготовленных своими руками, направленных на формирование стремления к здоровому питанию и здоровому...

Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Патриотическое воспитание в детском саду — сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружение в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мир...

Проблемы и условия формирования представлений о здоровом образе жизни в теории и практике дошкольного образования

В статье автором рассматривается вопрос формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни устанавливает качество жизни и долголетие. Формирование представлений о здоровом образе жизни в теории и пра...

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в современных условиях

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через формирование бережного отношения к природе

Целью духовно-нравственного воспитания является уровень бережного отношения ребенка к природе и окружающей действительности, основанной на поддержании равновесия между ним и окружающей средой, его компетентном участии и внесении в мир нравственных ид...

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе по патриотическому воспитанию «Мой город — я здесь живу»

Одна из главных задач педагогов и родителей — научить ребенка чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, ...

Задать вопрос