Ключевые слова: заторовые ситуации, основные узлы «вход-выход» УДС, пропускная способность, затор, интенсивность.
Волгоград — один из крупнейших городов России. Уникальность нашего города в его протяженности. Протяженность города составляет около 90 км вдоль реки Волги. Такое расположение делает Волгоград весьма специфическим, так как для того чтобы пересечь город, потребуется почти 4 часа. Из-за своей протяженности и занимаемой территории город территориально поделен на 8 административных районов:
Центральный район Волгограда существует с XVI века. Он значительно видоизменялся и перестраивался, но именно его можно назвать основным. Именно на этой территории начиналось возведение и развитие города. Через эту территорию происходит связка всех районов города. Более 49 офисных центров, 30 крупных предприятий, 111 средних организаций расположено в центральном районе. Это все обуславливает совершение трудовых поездок в центральную часть города, тем самым создается утренняя и вечерняя неравномерность дорожного движения.
По утрам в будние дни заторы начинают образовываться с 7:00. Скорость движения на основных улицах снижается вследствие заторов в часы пик до 20 км/ч, делая малоэффективным использование автомобилей в качестве средства передвижения. В силу специфики (протяженности) в основном фигурируют в заторовых ситуациях продольные улицы. Продольные улицы города исчерпали пропускную способность и работают на ее пределе и тем самым пагубное влияние проявляется на дорогах с 8:00 до 9:20 — в это время заторы обычно достигают 6 баллов (согласно сервису «Яндекс. Пробки»).
Затем, к 10:00, уровень загруженности опускается до нормальных отметок, но уже к 17:00 начинает резко расти. Во время вечернего часа пик, с 17:20 до 19:00, загруженность дорог в Волгограде достигает отметки в 6–7 баллов по шкале «Яндекс. Пробки». Пятница — исключение среди будничных дней, так как вечерний час пик начинается на час раньше с 16:00 до 18.00.
В центральном районе существует 15 внешних входов и 6 внутренних параллельных улиц. В самом районе существует 10 вариантов проезда с Севера на Юг по основным улицам.
На рисунке 1 показана карта Центрального района г. Волгограда и обозначены основные пересечения улиц. На рисунках 2 и 3 показаны типичные заторовые ситуации, возникающие утром и вечером.
Рис. 1. Основные дорожные пересечения
|
|
а) в 8:30 утра б) в 18.30
Рис. 2. Заторовые ситуации по времени
Таким образом, анализ результатов позволяет сделать вывод, что УДС не справляется с пользовательским спросом [3].
Во время исследования была рассчитана пропускная способность проспекта Ленина на входе в Центральный район в обоих направлениях, интенсивности утром, и вечером, на основании этих данных были построены графики пропускной способности по участкам проспекта Ленина (рисунок 3), графики загрузки проспекта Ленина в прямом и обратном направлении (рисунки 4 и 5) [1].
Рис. 3. График пропускной способности проспекта Ленина
Рис. 4. График загрузки проспекта Ленина утром
Рис. 5. График загрузки проспекта Ленина вечером
Рост автомобилизации и транспортных заторов в крупных городах в том числе г. Волгограде приводит к неблагоприятным последствиям как с точки зрения экологии, так и со стороны транспортной сферы.
В отработавших газах автомобилей содержатся канцерогенные компоненты — окислы углерода и азота, углеводороды, альдегиды, сернистый газ, свинец, хлор, бром, фосфор. Эти вещества оказывают вредное воздействие на здоровье людей, отрицательно влияют на животный и растительный мир. По данным ряда зарубежных стран на автомобильный транспорт приходится около 50 % общего объема выбрасываемых в атмосферу вредных веществ (в городах — до 70 %). В Российской Федерации автомобили выбрасывают в атмосферу более 14 млн. т. загрязняющих веществ ежегодно. В Волгоградской области эти выбросы по данным РОСПРИРОДНАДЗОР за 2017г. составили 297,6 тыс. т.
Отрицательно воздействует на организм человека и шум, который является причиной более 70 % нервных расстройств жителей городов, вызывает развитие усталости, раздражительности, бессонницы, сердечно-сосудистых заболеваний. Уровень транспортного шума в городах недопустимо велик и часто в жилых помещениях, больницах, местах отдыха, расположенных вблизи городских магистралей, достигает 70–75 дБА (при норме для жилых помещений 40–50 дБА днем и 30–40 дБА ночью).
Установлено, что уровень шума зависит от интенсивности движения и повышается примерно на 10 дБА при возрастании интенсивности на 1000 авт/ч. Уровень шума в значительной степени зависит также от скорости движения. В среднем можно считать, что увеличение скорости транспортного потока на 10 км/ч приводит к возрастанию уровня шума примерно на 6 дБА [2].
Темпы роста протяжённости сети дорог значительно отстают от роста интенсивности различных транспортных и пешеходных потоков, что, в свою очередь, не благоприятно влияет на условия движения: снижается эффективность работы дорог, увеличиваются потери времени и, самое главное, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. Это приводит к негативным последствиям для экономической составляющей нашей страны.
Увеличение транспортных заторов приводит к потере времени населения, совершающих трудовые перемещения (утром и вечером), которые экономически сложно оценить, перерасходу горюче-смазочных материалов, увеличенному износу техники и т. д.
Поэтому научная работа по совершенствованию организации дорожного движения на данных участках является актуальной.
Литература:
- ОДМ 218.2.020–2012. Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог [Электронный ресурс]: распоряж. Росавтодора от 17.02.2012 № 49-р. — Доступ из справ. — правовой системы «Консультант Плюс».
- СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. [Электронный ресурс]: утв. Пост-ем Госстроя СССР ред. от 30.06.2003 № 233. — Доступ из справ. — правовой системы «Консультант Плюс».
- Кременец, Ю. А. Технические средства организации дорожного движения: учеб. пособие / Ю. А. Кременец, М. П. Печерский, М. Б. Афанасьев. — Москва: ИКЦ «Академкнига», 2005. — 279 с