В настоящее время наша страна переживает один из непростых исторических периодов. И проблема заключается в том, что в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Формирование основ моральных качеств, как известно, начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, и зависит духовно-нравственное развитие ребенка. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы и есть главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Однако нравственные качества нельзявоспитать, лишь разъясняя ребёнку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым. Ребёнок может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что обманывать стыдно, но говорить неправду. Необходимо, чтобы ребёнок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре, прежде всего ребёнок учится полноценному общению со сверстниками, учит подчинять себя правилам игры, совершенствуются нравственные оценки.
Понаблюдав за детьми, мы обратили внимание, что в их играх часто присутствуют такие качества как: злость, жестокость, самолюбие, жадность. Перед нами встала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми.
Познакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, мы выбрали путь, который нам показался самым верным — это развивать нравственные качества личности ребёнка черезрусские народныеподвижные игры. Поэтому приняли решение использовать их во всех видах деятельности дошкольников. Русская педагогика всегда отзывалась о народном наследии не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Народные подвижныеигры представляют собой богатый материал для нравственного воспитания детей. Такая игра учит ребёнка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры. [3, 46–47]
Так почему же не воспользоваться народным наследием в деле формирования нравственных качеств у дошкольников?
Воспитательное значение русских народных подвижных игр усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих переживаний, интересов. Каков ребенок в игре, таким он будет в жизни, поскольку через игру он входит в систему взаимоотношений людей. В процессе игры он усваивает систему норм и правил поведения, овладевает определенными социальными ролями, учиться подчиняться и брать ответственность на себя. [2, 18–19]
Народные подвижные игры не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что народная подвижная игра — незаменимое средство формирования у ребенка ценных морально-волевых качеств, интереса к русскому народному наследию.
Целью нашей работы является воспитание нравственной личности ребенка и приобщение его к истокам русской народной культуры через использование народных подвижных игр в различных видах деятельности дошкольников.
Для достижения цели были поставлены следующиезадачи:
− формирование устойчивого интереса к русским народным подвижным играм;
− содействие развитию двигательных способностей детей;
− воспитание нравственных качеств личности: доброты, честности, милосердия, отзывчивости, тактичности, сочувствия, взаимоуважения, чувства коллективизма;
− формирование способности справедливого оценивания своих поступков и поступков других детей;
− формирование навыков культурного поведения.
Чтобы работа по формированию нравственных качеств у дошкольников средствами народных подвижных игр велась систематически и целенаправленно, нами был разработан перспективный план для младших и старших дошкольников. Большую помощь в составлении плана оказало методическое пособие «Парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть во двор» (разработанная в рамках проекта «Дошкольник Белогорья»). Программа соответствует задачам ФГОС ДО. В плане нами было выделено четыре блока (по временам года), где запланированы народные подвижные игры в различных видах деятельности дошкольников — в образовательной деятельности, утренней гимнастике, прогулке, развлечениях и праздниках, самостоятельной игровой деятельности.
Для более эффективной работы в данном направлении нами была создана картотека народных подвижных игр. В ней даны описания игр для детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Народная подвижная игра может способствовать воспитанию нравственных качеств при соблюдении ряда условий:
− правильная организация и руководство игрой;
− правильно сформированная мотивация;
− многообразие народных подвижных игр, их эстетичность и привлекательность;
− учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.
Существует классификация народных подвижных игр:
− хороводные;
− игры-забавы;
− состязательные игры;
− сезонные (обрядовые);
− игры-ловишки;
− бытовые;
− драматические (с элементами театрализованного действия);
− игры, отражающие отношение человека к природе. [7, 78–79]
Практически каждая народная подвижная игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка — это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опаснуюработу между людьми. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.
Для большего удобства нами был составлен сборник русских народных считалок. В русских народных считалках сохранились особенные черты русского характера. Благодаря этому они являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают.
В своей работе последнее время используем народные подвижные игры в разных видах деятельности с детьми. Стараемся следовать разработанному перспективному плану. Дошкольники активно участвуют в народных подвижных играх во время образовательной деятельности. Например, на физкультурных занятиях они с радостью откликаются на предложение поиграть в игры-ловишки и состязательные игры. («Воробушки и кот», «У медведя во бору», «Жмурки обыкновенные», «Горелки», «Салки» и др.). Народные игры-состязания влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка.
В других видах образовательной деятельности используем игры малой подвижности, например, для проведения физкультминуток. Здесь подойдут такие игры, как «По ровненькой дорожке», «Пузырь», «Зайка серенький сидит», «Карусель» и др. Они помогают детям размяться и ненадолго отключиться от занятия, получив порцию положительных эмоций. Игры малой подвижности включаем и в некоторые режимные моменты. Например, в утреннюю гимнастику. Проводя их в заключении комплекса, детям дарится хорошее настроение на предстоящий день.
Во время образовательной деятельности по познавательному развитию детей очень кстати приходятся календарные народные игры, в которых принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое участие их от возраста к возрасту. В этих играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Это такие игры, как: «Утки и гуси», «Капуста», «Морская фигура», «Слепец и поводырь» и др.
Очень большое значение в воспитании нравственных качеств имеют русские народные хороводные игры. Чаще всего их используем во время проведения праздников и развлечений. Это — игры, включающие в себя хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, которую изображают участники, передвигаясь по кругу. [6, 26–27] Вот некоторые из них: «Хоровод», «Заря», «Петушок», «У дядюшки Трифона», «Каравай» и др. С помощью этих игр дети усваивают нормы и правила поведения в обществе, как девочек, так и мальчиков, получают представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, терпимости и совестливости. [4, 31–32]
Во время проведения в детском саду сезонно-обрядовых праздников народные подвижные игры также нами используются. Например, на Масленицу дети вместе с педагогами с удовольствием участвуют в играх: «Гори, гори ясно», «Два Мороза», «Салки», а на Вербной неделе «Верба-вербочка», «Ручеек» и т. п. Данная категория игр помогает естественно приобщить детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Очень значительное место в нашей работе занимают народные подвижные игры напрогулке. Дети себя чувствуют на улице более раскованно, поэтому здесь им можно предложить практические любые народные подвижные игры. «Гуси-гуси», «Стадо», «Птицелов», «Бабушка-Маланья», Цепи кованые», «Водяной», Колечко», «Казаки-разбойники» и др. Вот только некоторые из игр, в которые играли и играют наши воспитанники.
Но особое внимание в своей деятельности решили уделить народной подвижной игре «Городки».Для этого был разработан и реализован краткосрочный проект «Как правильно играть в народную подвижную игру «Городки». Дошкольники в наше время слабо знают эту игру. Пришлось начинать с нуля. В проекте были выделены 5 этапов: подготовительный, проектировочный (составлен план действий), практический, аналитический, заключительный (презентация). Игра в «Городки» вызвала у детей неподдельный интерес и восторг. Она оказалась непохожей на остальные подвижные игры. И овладение этой игрой было сопряжено с некоторыми трудностями, но дошкольники справились и это стало их гордостью.
Игра в «Городки» у дошкольников воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки, терпеливости, целеустремленности. Развивает способность своевременно принимать верные решения.
Помимо этого, городки являются одной из форм организации семейного досуга и укрепления связи поколений. При обучении игре в «Городки» сначала необходимо познакомить детей с битой. Важно помнить условие для игры — детские биты должны быть доступны ребёнку по весу. Затем знакомят детей с построением городошных фигур. На карточках дети рассматривают разнообразные фигуры. А уже затем рекомендуется попросить установить первоначальные для показа фигуры классической партии — «Пушку», «Звезду», «Самолет», «Ворота», «Колодец», «Пулеметное гнездо».
После ознакомления с игровой площадкой и инвентарем для игры, участники делятся на команды. Необходимо, чтобы в каждой команде был взрослый, который объяснит детям основы техники броска и придёт в необходимый момент им на помощь — подскажет, поддержит, похвалит или, наоборот, сделает замечание, если что-то делается неправильно. Выигрывает та команда, которая выбьет большее количество городков, при меньшем количестве бросков. [5, 82–84]
В своей работе особое внимание мы старались уделять установлению тесных контактов с семьей.Ведь игра объединяет педагогов и родителей в деле воспитания нравственной культуры детей. Родители, как никто другой, заинтересованы в формировании нравственной личности, будущего гражданина своей Родины. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Родители нам помогают в приобретении атрибутов к народным подвижным играм или в его изготовлении своими руками. При проведении праздников и развлечений мамы и папы с удовольствием принимают участие в играх-забавах и играх-состязаниях. Создание условий для совместной двигательной деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Опыт работы по формированию нравственных качеств дошкольников средствами русских народных подвижных игр показал, что ориентация в игре на сверстника, интерес и внимание к нему, стремление понять его особенности имеют важное значение в формировании у ребенка нравственных чувств. В ходе народных подвижных игр дошкольники постигают умение внимательно слушать, выполнять определенные правила, согласовывать свои действия с движениями других игроков, находить взаимопонимание и дружить со сверстниками. Дети учатся подчиняться и руководить, работать только на себя и трудиться в команде. И что особенно важно, дети приобретают способность направлять свои эмоции на достижение цели, а не на соперников. Учатся не только побеждать, но и проигрывать. [1, 10–14]
Русские народные подвижные игры способствуют тому, чтобы усваиваемые в игре нормы нравственного поведения, гуманные чувства, зародившиеся и проявившиеся в ходе игры, применялись и вне игровой ситуации, в реальных детских поступках и взаимоотношениях.
Литература:
- Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. — 2007, № 4 с. 10–14
- Иванчикова Р. И. Народные игры с детьми. Дошкольное воспитание. — 2005, № 4 с. 18–19
- Левицкая М. Ф. Народные подвижные игры. — СПб, Издательство Политехнического университета, 2008, с. 46–47
- Литвинова М. Н. Русские народные подвижные игры для дошкольного и младшего школьного возраста.: Практическое пособие. — М., Айрис — пресс, 2003, с. 31–32
- Лямина Л. А. Народные игры в детском саду. — М., МТЦ, Сфера, 2008, с. 82–84
- Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез. 2009, с. 26–27
- Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2–7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2014, 78–79.