Анализ использования исследовательской деятельности в практике работы массовой школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 13.11.2019

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Карева, Е. В. Анализ использования исследовательской деятельности в практике работы массовой школы / Е. В. Карева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 279-284. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63921/ (дата обращения: 20.10.2024).



Для выявления современного состояния вопроса использования исследовательской деятельности в практике изучения школьной биологии было проведено анкетирование среди 32 учителей естественнонаучного цикла Нижегородской области. Анкетирование осуществлялось по разработанной нами анкете (приложение 1).

Анализ первого вопроса анкеты, в котором спрашивалось: «Знакомы ли Вы с понятием исследовательская деятельность», позволил нам установить, что 100 % анкетируемых учителей знакомы с понятием «исследовательская деятельность» (рис.1).

Рис. 1. Графическое изображение ответа на 1 вопрос анкеты

Анализ второго вопроса анкеты, в котором спрашивалось: «Что вы понимаете под понятием «исследовательская деятельность», позволил нам установить, что 65 % опрошенных учителей понимают под исследовательской деятельностью «деятельность учащихся под руководством учителя, связанную с решением творческой, исследовательской задачи». 20 % опрошенных понимают под исследовательской деятельностью «формирование познавательной активности и развитие УУД через исследовательскую деятельность». 15 % опрошенных понимают под исследовательской деятельностью «полный цикл исследования от постановки гипотезы до анализа полученных результатов».

Как видно из приведенных определений, учителя в целом понимают сущность исследовательской деятельности школьников, но определение формируют с разной степенью детализации.

Мы хотели узнать организуют ли учителя научные исследования своих учеников. Более наглядно анализ полученных результатов представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Графическое изображение ответа на вопрос номер 3 анкеты

Как видно из приведенного выше рисунка 2, большинство учителей биологии (85 %) организуют исследовательскую деятельность с учениками. 15 % учителей указали, что не организуют исследовательскую деятельность.

Анализируя четвертый вопрос анкеты, мы выяснили формы работы с учащимися. Полученные результаты представлены на рис. 3.

Рис. 3. Графическое изображение ответа на вопрос номер 4 анкеты

На данный вопрос анкеты ответило только 85 % опрошенных учителей биологии. Как видно из приведенного рисунка 4, основной формой организации научных исследований по биологии является индивидуальный проект. Наименьшей выбранной формой является реферативное исследование.

Нас интересовал вопрос, в чем видят учителя значение исследовательской деятельности. Более наглядно анализ полученных результатов представлен на рисунке 4.

Рис. 4. Графическое изображение ответа на вопрос номер 5 анкеты

Как видно из приведенного выше рисунка 4, основное значение в проведении исследовательских работ учителя видят в расширении биологического кругозора учеников и в развитии их познавательного интереса.

Мы хотели узнать, чем руководствуются учителя при отборе тем исследования. 100 % опрошенных учителей, которые занимаются исследовательской работой ответили, что при отборе тем исследования руководствуются личными интересами школьников.

Анализируя седьмой вопрос анкеты, испытывают ли учителя сложности при организации исследовательской деятельности со школьниками. Более наглядно анализ полученных результатов представлен на рисунке 5.

Рис. 5. Графическое изображение ответа на вопрос номер 7 анкеты

Исследование показало, что большинство учителей (75 %) испытывают сложности при организации исследовательской деятельности.

Анализируя восьмой вопрос анкеты, мы выяснили, с какими трудностями сталкиваются учителя биологии при организации исследовательской деятельности с учащимися. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ ответов на 8-й вопрос анкеты

Варианты ответов

Ответы

Абсолютные

Относительные (%)

а) Трудность в выборе тематики исследования;

7

21,8 %

б) Слабая материально-техническая база;

8

25 %

в) Низкая мотивация учащихся к исследовательской деятельности;

8

25 %

г) Нехватка времени;

9

28,1 %

Как видно из приведенной выше таблицы 1, мы выявили, что наибольшие затруднения у учителей в организации исследовательской деятельности со школьниками является нехватка времени.

Анализируя девятый вопрос анкеты, мы выяснили, каким способом учителя преодолевают трудности при организации исследовательской деятельности. Полученные результаты представлены на рисунке 6.

Рис. 6. Графическое изображение ответа на вопрос номер 9 анкеты

Как видно из приведенного выше рисунка 6, мы выявили, что основными способами преодоления трудностей являются, разработка авторских материалов и поиск единомышленников.

Мы хотели узнать, как долго учителя занимаются исследовательской деятельностью со школьниками. Более наглядно анализ полученных результатов представлен на рисунке 7.

Рис. 7. Графическое изображение ответа на вопрос номер 10 анкеты

Как видно из приведенного выше рисунка 7, большинство учителей организуют исследовательскую деятельность более 3 лет.

Нас интересовало, проводилось ли или проводится исследование по биологии в 7 классе в данном учебном году. Исследование показало, что 45 % опрошенных учителей организуют исследовательскую работу в 7 классе в данном учебном году.

Нас интересовал стаж работы учителя. Более наглядно анализ полученных результатов представлен на рисунке 8.

Рис. 8. Графическое изображение ответа на вопрос номер 13 анкеты

Мы хотели узнать о наличии квалификационной категории учителей биологии. Более наглядно анализ полученных результатов представлен на рисунке 9.

Рис. 9. Графическое изображение ответа на вопрос номер 14 анкеты

Приложение 1

Анкета для учителей

Уважаемые коллеги!

Просим Вас принять участие в анкетировании по проблеме организации исследовательской деятельности со школьниками по биологии 7 класса.

  1. Знакомы ли Вы спонятием «исследовательская деятельность»?

а) Да;

б) Нет.

  1. Что вы понимаете под понятием «исследовательская деятельность»?_______________________________________________
  2. Организуете ли Вы научные исследования своих учеников?

а) Да;

б) Нет.

  1. Если организуете, то, вкаких формах?

а) Индивидуальный проект;

б) Групповой проект;

в) Реферативное исследование;

г) Проведение опытов;

д) свой вариант ответа (укажите)______________________________

  1. В чем вы видите значение данной работы для учащихся?

а) Развитие познавательного интереса учащихся;

б) Расширение биологического кругозора;

в) Углубление биологических знаний;

г) Профориентационная работа;

д) Возможности исследовательской деятельности учащихся;

е) Свой вариант ответа (укажите)______________________________

  1. Чем Вы руководствуетесь при отборе, тем исследования?

а) Личный интерес школьного учителя;

б) Личный интерес школьника;

в) Заказ администрации школьников;

г) Заказ администрации населенного пункта;

д) Другой ответ, укажите ____________________________________

________________________________________________________

  1. Испытываете ли Вы сложности при организации исследовательской деятельности сучащимися?

а) Да;

б) Нет.

  1. Если испытываете, то укажите, какие именно:

а) Трудность в выборе тематики исследования;

б) Слабая материально-техническая база;

в) Низкая мотивация учащихся к исследовательской деятельности;

г) Нехватка времени;

д) Свой вариант ответа (укажите)___________.

  1. Укажите способы решения существующих сложностей:

а) Поиск единомышленников;

б) Создание сетевого сообщества;

в) Привлечение к этой работе родителей;

г) Разработка авторских материалов;

д) Свой вариант ответа (укажите)__________.

  1. Как долго Вы занимаетесь исследовательской деятельностью со школьниками:

а) До 1 года;

б) От 1–3 лет;

в) От 5–10 лет;

г) свыше 3 лет.

  1. Проводилась или проводится ли исследовательская деятельность по биологии в 7 классе вданном учебном году?

а) Да;

б) Нет.

  1. Если да, то укажите их темы: _______________________________

_____________________________________________________________

  1. Укажите стаж Вашей работы вшколе:

а) До 5 лет;

б) От 5 до 10 лет;

в) Свыше 10 лет.

  1. Укажите наличие уВас квалификационной работы:

а) Первая;

б) Высшая;

в) Не имеется.

Спасибо!

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, графическое изображение ответа, анкета, вариант ответа, рисунок, учитель, Нехватка времени, номер, Индивидуальный проект, Слабая материально-техническая база.


Похожие статьи

Методика формирования научной межкультурной коммуникации в высшей школе

Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе

Содержание экспериментальной работы по использованию метода проектов в процессе изучения лексики в начальной школе

Содержание экспериментальной работы по использованию метода проектов в процессе изучения лексики в начальной школе

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы студенческой молодежи

Феномен интенсивного обучения в контексте теории деятельности

Некоторые аспекты применения инновационных образовательных технологий в учебном процессе в условиях кризиса российской высшей школы

Анализ бизнес-процессов и их дальнейшее моделирование как фактор развития современной организации

Роль трудового воспитания в педагогической мысли

Значение организационного обучения в процессе развития организации

Похожие статьи

Методика формирования научной межкультурной коммуникации в высшей школе

Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе

Содержание экспериментальной работы по использованию метода проектов в процессе изучения лексики в начальной школе

Содержание экспериментальной работы по использованию метода проектов в процессе изучения лексики в начальной школе

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы студенческой молодежи

Феномен интенсивного обучения в контексте теории деятельности

Некоторые аспекты применения инновационных образовательных технологий в учебном процессе в условиях кризиса российской высшей школы

Анализ бизнес-процессов и их дальнейшее моделирование как фактор развития современной организации

Роль трудового воспитания в педагогической мысли

Значение организационного обучения в процессе развития организации

Задать вопрос