В статье рассматривается задача подготовки преподавателей высшей школы в условиях компетентностного подхода. Приводятся целевая основа и содержание компетентностной модели подготовки преподавателя высшей школы.
Ключевые слова: преподаватель высшей школы, компетентность, профессиональная компетентность, компетентностный подход, компетентностная модель.
Система образования Российской Федерации подверглась глубокому реформированию. И в настоящее время продолжается процесс реформации образования, направленный на приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, на повышение доступности качественных образовательных услуг. Педагогическая подготовка преподавателей вузов, удовлетворяющая требованиям обучения и воспитания студентов в рамках традиционной образовательной системы, оказалась малоэффективной для обеспечения действительного профессионализма и компетентности будущих специалистов. Эта ситуация в высшей школе привела к возникновению противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к уровню подготовки специалистов в новых социально-экономических условиях, и уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателей, осуществляющих подготовку специалистов нового типа [4].
Одна из задач реформы высшего образования, на которое уделяется повышенное внимание, является подготовка преподавателей высшей школы. Вступление России в Болонский процесс и появление документов, определяющих направления развития российского образования с учётом мировых тенденций привело к изменению целей высшего образования и требует от преподавателя вуза освоения новых управленческих функций, содержания деятельности, нового взгляда на все субъекты образовательного процесса форм и технологий [1,2,5].
Компетентностный подход в системе профессиональной подготовки преподавателей на уровне высшей школы — новый этап в подготовке профессиональных кадров. В психолого-педагогической литературе, в настоящее время, подробно описаны требования к профессиональным компетенциям преподавателя высшей школы. «Преподаватель должен не просто понимать сущность проводимых реформ, принимать и реализовывать идеи современного образования, но и формировать, развивать и совершенствовать свои профессионально-педагогические компетенции. Преподаватель высшей школы должен обладать педагогической культурой, которую входят: гуманистическая позиция по отношению к студенту; психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление; владение содержанием преподаваемого предмета; владение традиционными и новыми педагогическими технологиями; опытом творческой деятельности; умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему, включающую дидактическую, воспитательную и методическую компоненты; способность разработать авторский образовательный проект; культура профессионального поведения, умение саморегуляции собственной деятельности и общения» [3, c. 37–38]. Профессиональную компетентность рассматривают в своих работах В. Г. Афанасьев, В. С. Безрукова, Т. Г. Браже, Э. Ф. Зеер, Г. С. Сухобская, О. Н. Шахматова.
Направленность компетентностного подхода в образовании в основном заключается в обеспечении личностного развития, в формировании активной профессиональной и жизненной позиции специалиста, то есть компетентностная парадигма является новой методологической основой высшего образования. Разработка компетентностной модели начинается с анализа реальных потребностей конкретного вуза, что обеспечивает осознанность выбора и реализации модели. Компетентностные модели преподавателя высшей школы разрабатываются под цели [5]:
- Создание образа преподавателя для повышения результативности взаимодействия администрации вуза и его структурных подразделений с профессорско-преподавательским составом.
- Создание инструмента для более объективного отбора претендентов на должность преподавателя.
- Обеспечение обоснованности формирования кафедральных и индивидуальных планов развития преподавательского состава на основе анализа разницы между желаемым и фактическим уровнем сформированности компетентности.
- Повышение имиджа. Университет получит реальный инструмент, позволяющий наглядно показать работодателям, педагогическому сообществу в целом, какие компетенции выпускников вуз стремится обеспечить и какие соответствующие требования вуз предъявляет к своему профессорско-преподавательскому составу.
Компетентностная модель преподавателя высшей школы ориентирована на основные виды деятельности, его ключевые роли и комплекс актуальных на сегодняшний день профессиональных задач. У претендента на должность преподавателя вуза должны быть сформированы способности выступать субъектом специальной предметной, инновационной, научно-исследовательской видов деятельности, коллективного самоуправления и саморазвития. В каждом виде деятельности ставятся и решаются определённые типы профессиональных задач, выполняются соответствующие действия. На основании сказанного, данная компетентностная модель представляет собой достаточно полный ранжированный набор ключевых знаний (когнитивный компонент), умений (ориентировочный, операциональный компоненты), опыта и других характеристик, которые необходимы преподавателю высшей школы для решения комплекса профессиональных задач, достижения стандартов качества и эффективности трудовой деятельности в вузе [5].
Следует уточнить, что определить ключевые компетенции преподавателя высшей школы можно только относительно конкретной образовательной системы, в которой он работает или будет работать. Разрабатываемая нами компетентностная модель и определение желаемого арсенала личностных качеств преподавателя высшей школы, по сути, являются инструментом, который ни в коем случае не должен восприниматься в качестве жёсткой нормы, замыкающей в перечень требований личностную и профессиональную индивидуальность преподавателя. Однако наличие такого инструмента позволит достаточно результативно и оперативно решать стратегические и текущие задачи, связанные с достижением требуемых стандартов качества в вузе, причём как на индивидуальном, так и на организационном уровне [5].
Литература:
- Акулова О. В. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: метод. рекомендации преподавателям вузов по вхождению в Болонский процесс [Текст] / О. В. Акулова, Н. А. Вершинина, О. Б. Даутова; под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 175 с.
- Грачев В. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Текст] / В. В. Грачев, О. А. Жукова, А. А. Орлов // Педагогика. — 2009. — № 2. — С. 107–112.
- Ефимова О. С., Нестерова А. В. Профессиональные компетенции преподавателя вуза // Педагогика и психология образования. — 2013. — № 4. — С. 37–39.
- Исаев В.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
- Ставринова Н. Н., Захожая Т. М. Компетентностная модель и личностные качества преподавателя высшей школы // Вестник Сургутского государственного педагогического университета.- 2012.-№ 3 (18). — С. 125–131.