Компетентностный подход в системе профессиональной подготовки на уровне высшей школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 13.11.2019

Статья просмотрена: 596 раз

Библиографическое описание:

Столбова, И. И. Компетентностный подход в системе профессиональной подготовки на уровне высшей школы / И. И. Столбова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 312-313. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63924/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается задача подготовки преподавателей высшей школы в условиях компетентностного подхода. Приводятся целевая основа и содержание компетентностной модели подготовки преподавателя высшей школы.

Ключевые слова: преподаватель высшей школы, компетентность, профессиональная компетентность, компетентностный подход, компетентностная модель.

Система образования Российской Федерации подверглась глубокому реформированию. И в настоящее время продолжается процесс реформации образования, направленный на приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, на повышение доступности качественных образовательных услуг. Педагогическая подготовка преподавателей вузов, удовлетворяющая требованиям обучения и воспитания студентов в рамках традиционной образовательной системы, оказалась малоэффективной для обеспечения действительного профессионализма и компетентности будущих специалистов. Эта ситуация в высшей школе привела к возникновению противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к уровню подготовки специалистов в новых социально-экономических условиях, и уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателей, осуществляющих подготовку специалистов нового типа [4].

Одна из задач реформы высшего образования, на которое уделяется повышенное внимание, является подготовка преподавателей высшей школы. Вступление России в Болонский процесс и появление документов, определяющих направления развития российского образования с учётом мировых тенденций привело к изменению целей высшего образования и требует от преподавателя вуза освоения новых управленческих функций, содержания деятельности, нового взгляда на все субъекты образовательного процесса форм и технологий [1,2,5].

Компетентностный подход в системе профессиональной подготовки преподавателей на уровне высшей школы — новый этап в подготовке профессиональных кадров. В психолого-педагогической литературе, в настоящее время, подробно описаны требования к профессиональным компетенциям преподавателя высшей школы. «Преподаватель должен не просто понимать сущность проводимых реформ, принимать и реализовывать идеи современного образования, но и формировать, развивать и совершенствовать свои профессионально-педагогические компетенции. Преподаватель высшей школы должен обладать педагогической культурой, которую входят: гуманистическая позиция по отношению к студенту; психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление; владение содержанием преподаваемого предмета; владение традиционными и новыми педагогическими технологиями; опытом творческой деятельности; умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему, включающую дидактическую, воспитательную и методическую компоненты; способность разработать авторский образовательный проект; культура профессионального поведения, умение саморегуляции собственной деятельности и общения» [3, c. 37–38]. Профессиональную компетентность рассматривают в своих работах В. Г. Афанасьев, В. С. Безрукова, Т. Г. Браже, Э. Ф. Зеер, Г. С. Сухобская, О. Н. Шахматова.

Направленность компетентностного подхода в образовании в основном заключается в обеспечении личностного развития, в формировании активной профессиональной и жизненной позиции специалиста, то есть компетентностная парадигма является новой методологической основой высшего образования. Разработка компетентностной модели начинается с анализа реальных потребностей конкретного вуза, что обеспечивает осознанность выбора и реализации модели. Компетентностные модели преподавателя высшей школы разрабатываются под цели [5]:

  1. Создание образа преподавателя для повышения результативности взаимодействия администрации вуза и его структурных подразделений с профессорско-преподавательским составом.
  2. Создание инструмента для более объективного отбора претендентов на должность преподавателя.
  3. Обеспечение обоснованности формирования кафедральных и индивидуальных планов развития преподавательского состава на основе анализа разницы между желаемым и фактическим уровнем сформированности компетентности.
  4. Повышение имиджа. Университет получит реальный инструмент, позволяющий наглядно показать работодателям, педагогическому сообществу в целом, какие компетенции выпускников вуз стремится обеспечить и какие соответствующие требования вуз предъявляет к своему профессорско-преподавательскому составу.

Компетентностная модель преподавателя высшей школы ориентирована на основные виды деятельности, его ключевые роли и комплекс актуальных на сегодняшний день профессиональных задач. У претендента на должность преподавателя вуза должны быть сформированы способности выступать субъектом специальной предметной, инновационной, научно-исследовательской видов деятельности, коллективного самоуправления и саморазвития. В каждом виде деятельности ставятся и решаются определённые типы профессиональных задач, выполняются соответствующие действия. На основании сказанного, данная компетентностная модель представляет собой достаточно полный ранжированный набор ключевых знаний (когнитивный компонент), умений (ориентировочный, операциональный компоненты), опыта и других характеристик, которые необходимы преподавателю высшей школы для решения комплекса профессиональных задач, достижения стандартов качества и эффективности трудовой деятельности в вузе [5].

Следует уточнить, что определить ключевые компетенции преподавателя высшей школы можно только относительно конкретной образовательной системы, в которой он работает или будет работать. Разрабатываемая нами компетентностная модель и определение желаемого арсенала личностных качеств преподавателя высшей школы, по сути, являются инструментом, который ни в коем случае не должен восприниматься в качестве жёсткой нормы, замыкающей в перечень требований личностную и профессиональную индивидуальность преподавателя. Однако наличие такого инструмента позволит достаточно результативно и оперативно решать стратегические и текущие задачи, связанные с достижением требуемых стандартов качества в вузе, причём как на индивидуальном, так и на организационном уровне [5].

Литература:

  1. Акулова О. В. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: метод. рекомендации преподавателям вузов по вхождению в Болонский процесс [Текст] / О. В. Акулова, Н. А. Вершинина, О. Б. Даутова; под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 175 с.
  2. Грачев В. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Текст] / В. В. Грачев, О. А. Жукова, А. А. Орлов // Педагогика. — 2009. — № 2. — С. 107–112.
  3. Ефимова О. С., Нестерова А. В. Профессиональные компетенции преподавателя вуза // Педагогика и психология образования. — 2013. — № 4. — С. 37–39.
  4. Исаев В.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
  5. Ставринова Н. Н., Захожая Т. М. Компетентностная модель и личностные качества преподавателя высшей школы // Вестник Сургутского государственного педагогического университета.- 2012.-№ 3 (18). — С. 125–131.
Основные термины (генерируются автоматически): высшая школа, высшее образование, вид деятельности, вуз, модель преподавателя, профессиональная компетентность, профессорско-преподавательский состав.


Похожие статьи

Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Статья является результатом теоретического изучения содержания понятий «профессиональная компетентность личности» и «коммуникативная компетентность личности». В ней рассмотрен психолого-педагогический подход к личности и деятельности преподавателя ву...

Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка

В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.

Самостоятельная работа как средство формирования компетенции выпускников вузов

В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях реализации к...

Концептуальные основы компетентностного подхода к управлению персоналом организации

В статье рассмотрены теоретические подходы к применению в практике управления персоналом современной организации компетентностного подхода, представлена классификация компетенций и дана их характеристика

Компетентностный подход в образовании

Профессиональная компетентность на сегодняшний день выступает в качестве неотъемлемого элемента компетентностного подхода к образованию. Она основывается на таком понятии, как «деятельность» и приводит к созданию у обучающихся определенного перечня к...

Компетентностный подход как основа в обучении иностранному языку в техническом вузе

В статье представлен анализ понятий компетентность, компетенция и компетентностный подход в системе образования, которые обсуждаются в современных научно-педагогических исследованиях, рассмотрена роль компетентностного подхода в обучении иностранному...

Компетентностный подход в подготовке конкурентоспособного специалиста

В статье актуализируются основные положения компетентностного подхода в подготовке будущих учителей.

Компетентностный подход как стратегическая основа организации военного образования

В данной статье рассматриваются отдельные вопросы компетентностного подхода в сфере высшего военного образования; причины, сдерживающие обновление высшего образования, а также направления формирования компетенций.

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности

В данной статье рассмотрены вопросы подготовки компетентного педагога и профессиональной компетенции учителя начальных классов в области воспитания.

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Похожие статьи

Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Статья является результатом теоретического изучения содержания понятий «профессиональная компетентность личности» и «коммуникативная компетентность личности». В ней рассмотрен психолого-педагогический подход к личности и деятельности преподавателя ву...

Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка

В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.

Самостоятельная работа как средство формирования компетенции выпускников вузов

В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях реализации к...

Концептуальные основы компетентностного подхода к управлению персоналом организации

В статье рассмотрены теоретические подходы к применению в практике управления персоналом современной организации компетентностного подхода, представлена классификация компетенций и дана их характеристика

Компетентностный подход в образовании

Профессиональная компетентность на сегодняшний день выступает в качестве неотъемлемого элемента компетентностного подхода к образованию. Она основывается на таком понятии, как «деятельность» и приводит к созданию у обучающихся определенного перечня к...

Компетентностный подход как основа в обучении иностранному языку в техническом вузе

В статье представлен анализ понятий компетентность, компетенция и компетентностный подход в системе образования, которые обсуждаются в современных научно-педагогических исследованиях, рассмотрена роль компетентностного подхода в обучении иностранному...

Компетентностный подход в подготовке конкурентоспособного специалиста

В статье актуализируются основные положения компетентностного подхода в подготовке будущих учителей.

Компетентностный подход как стратегическая основа организации военного образования

В данной статье рассматриваются отдельные вопросы компетентностного подхода в сфере высшего военного образования; причины, сдерживающие обновление высшего образования, а также направления формирования компетенций.

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности

В данной статье рассмотрены вопросы подготовки компетентного педагога и профессиональной компетенции учителя начальных классов в области воспитания.

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Задать вопрос