В статье проанализированы особенности поликультурного воспитания дошкольников. Сосредоточено внимание на условиях и специфике данного феномена как значимого качества формирующейся личности.
Ключевые слова: поликультурное воспитание, дошкольники, образование.
The article analyzes the features of multicultural upbringing of preschoolers. It is focused on the conditions and specificity of this phenomenon as a significant quality of the emerging personality.
Key words: multicultural education, preschoolers, education.
Становление страны как демократического государства, усиление ее взаимодействия со странами Европы на всех уровнях, интеграция Украины в Европейское образовательное пространство позволила дополнить и усовершенствовать систему национального образования РФ.
С развитием общества происходит закономерное изменение политических, экономических, поликультурных потребностей общества и, как следствие, возникает актуальность внедрения инновационных технологий в систему непрерывного образования, начиная с начального звена — дошкольного образования.
Постепенно отходя от советского образца воспитания, которому было присуще скептическое отношение к индивидуальности и стремление к самореализации воспитанника, на первый план выходит гуманизация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования, применение инновационных технологий обучения и воспитания с целью развития креативной, творчески мыслящей личности, умеет находить решение в нестандартных ситуациях.
Осуществление образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования включает в себя [1]:
– личностно-ориентированный подход к развитию личности ребенка;
– демократизацию и гуманизацию педагогического процесса;
– соответствие содержания, уровня и объема дошкольного образования особенностям развития и состояния здоровья ребенка дошкольного возраст;
Приоритетными инновационными технологиями в изменении дидактических и воспитательных задач образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования стали достижения отечественных и зарубежных педагогов. Стоит отметить, что инновационная деятельность в учреждениях дошкольного образования является постоянным явлением, поэтому целесообразно выделить условное разграничение инновационных технологий на группы [2, С. 18]:
- Системные инновационные педагогические технологии:
– гуманно-личностная педагогика Василия Сухомлинского, раскрывает понятие ребенкоцентризма и подчеркивает целесообразность воспитания и обучения в условиях приближенных к естественным возможностям ребенка;
– «национальный детский сад» Софии Руссовой имеет целью сочетание развития ребенка с его врожденными задатками и возможностями, уделяя значительное внимание воспитанию национального самосознания и общечеловеческой морали;
– технология саморазвития Марии Монтессори является одной из наиболее апробированных, применимых и осмысленных педагогами современности. Феномен педагогики М. Монтессори заключается в ее вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить любой авторитарный давление на человека, который формируется, в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности;
– технология свободного развития (педагогика Р. Штайнера «Вальдорфский детский сад») предлагает постепенное овладение знаниями в гармонии с телесно-душевным развитием ребенка будет лучший результат.
- Модульные и локальные инновационные педагогические технологии:
– технологии раннего обучения (Программа М. Зайцева, Г. Домана, В. Лищука, Б. Никитина),
– технология развития творческой личности Г. Альтшуллера («ТРИЗ»);
– личностно ориентированное образование «Шаг за шагом» и др.
- Здоровьесберегающие, оздоровительные и здоровьеформирующие технологии:
– система естественного оздоровления Порфирия Иванова «Детка»;
– театр физического воспитания и оздоровления детей Николая Ефименко;
– образовательно-оздоровительные программы по валеологии;
– психогимнастика;
– оздоровительные системы народов.
- Авторские альтернативные педагогические технологии:
– Методика использования схем-моделей в лексически — грамматической работе Екатерины Крутой;
– Технология речевого и творческого развития Н. Гавриш;
– Методика развития речевой компетентности дошкольников А. Богуш;
– интегрированная личностно ориентированная технология Светланы Якименко;
– технология психолого-педагогического проектирования (программа «Радость развития») Тамары Пироженко;
– естественное воспитание Лилии Блудов;
– школа игрового мастерства Николая Шутя.
Современные потребности общества, кроме целостной системы универсальных, жизненно знаний и практических умений, требуют от дошкольников опыта и самостоятельной деятельности.
Социальный запрос на самостоятельную, творческую, здоровую, любопытную личность выступает основополагающим ориентиром в структурировании и содержательном наполнении современного дошкольного образования. И только умелое использование и применение на практике инновационных технологий в учреждениях дошкольного образования будет неоспоримый результат — сложившуюся социально зрелую, трудолюбивую, творческую личность, способную к сознательному общественному выбору и обогащение интеллектуального, духовного, экономического, социально-политического и культурного потенциала своего народа.
Одной из стержневых проблем образования выступает формирование полилингвальной и поликультурной личности с соответствующим уровнем развития коммуникативной компетенции. Научить будущих специалистов общаться на иностранном языке для удовлетворения своих профессиональных потребностей, реализации личных планов, дальнейшего самосовершенствования — одни из главных задач языкового образования. Базовой составляющей языковой компетенции выступает лексическая, поскольку именно она составляет основу для осуществления эффективной коммуникации, обусловливая автоматизм отбора и использования лексической единицы.
Формирование толерантности, по мнению Л.Майковской, направленная на гуманизацию общественных отношений, которая должна направляться, прежде всего, на толерантную позицию преподавателя, формирует эмоционально-эмпатийную сферу личности в атмосфере сотрудничества и партнерства.
Разделяя взгляды Л. Майковской, Е.Койкова обосновала понимание толерантности как одного из главных принципов поликультурного образовательного пространства и определила педагогические условия, критерии и уровни сформированности воспитания толерантности у детей в условиях поликультурного пространства. Е. Койкова считает, что «музыкальное искусство является ведущим средством воспитания толерантности, которое способно через рефлексию влиять на личностное отношение друг к другу» [2 с. 39].
Таким образом, процесс формирования толерантности рассматривается в контексте поликультурного образовательного пространства с опорой на лучший опыт воспитания и культуры межнационального общения.
Литература:
- Духовный потенциал человека: монография / В. Савчин. — Второе изд., переработанное и доп. — М., 2010. — 508 с.
- Койкова Е. И. Воспитание толерантности в условиях поликультурного пространства: Дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13. 00. 07 / Койкова Эльзара Имдатовна. — Луганск. — 2008. — 242 с.
- Майковская Л. С. Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании: Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора пед. наук: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Л. С. Майковская. — Москва, 2009. — 48 с.