Правовая природа неналоговых платежей в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 18.11.2019

Статья просмотрена: 403 раза

Библиографическое описание:

Кузнецова, С. А. Правовая природа неналоговых платежей в Российской Федерации / С. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63929/ (дата обращения: 16.11.2024).



Помимо платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации, существуют еще и неналоговые платежи, регулируемые иным законодательством. Данные неналоговые платежи не попадают под категорию налогов и сборов, однако по своей сути представляются таковыми, обладая основными признаками налогов и сборов. Помимо всего прочего они повышают процент налоговой нагрузки на физических и юридических лиц.

Вызывает трудности составление закрытого перечня таких обязательных платежей, не регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации. Появляются все новые и новые платежи обязательного характера. Обязательные платежи, не включенные в систему налогов и сборов, «представляют собой некую «бессистемную» совокупность иных («условно неналоговых») публичных обязательных платежей, регулируемых разного рода нормативными правовыми актами, отличающимися своей юридической силой и содержанием». [1, с. 87] Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что сложно говорить о совокупности обязательных бюджетных платежей как о системе. Исходя из различных потребностей, применяя, как правило, формальные критерии (в частности, отрасль законодательства, регулирующую тот или иной платеж), выделяют те или иные разновидности платежей обязательного характера, причем зачастую используют различные основания для деления. Особенно ярко это проявляется в делении бюджетных доходов на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.

В 2017 году на официальном сайте Правительства Российской Федерации был размещен План систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей, который имеет большое значение на пути к унификации таких платежей. В опубликованном документе предусмотрено несколько важных моментов:

 установление моратория на введение новых неналоговых обязательных платежей, до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия

 инвентаризация перечня уже существующих неналоговых платежей

 определение требований к составу информации, включаемой в реестр неналоговых платежей, порядку его формирования и ведения

 определение предельных размеров неналоговых платежей

 обеспечение формирования перечня неналоговых платежей и их учета, а также обеспечение свободного доступа к информации о данных платежах. [2]

На данный момент не принят федеральный закон с общими требованиями к порядку исчисления неналоговых платежей, а также не существует какой-либо систематизации таких платежей, поэтому мы приводим свою классификацию.

К первой группе отнесем неналоговые платежи, которые поступают в бюджет и имеют безвозмездный характер (экологический сбор, утилизационный сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду и др.)

Ко второй группе отнесем неналоговые платежи, которые поступают в бюджетную систему, но в отличии от первой группы носят возмездный характер (характер услуги) (плата за выписки из реестров, обязательная государственная экспертиза документации)

Третью группу составляют платежи, которые связаны с издержками организаций и направленные на выполнение обязательных требований (платежи за обязательные медицинские осмотры и диспансеризацию работников, платежи за специальную оценку условий труда, обязательные отчисления на противопожарную безопасность)

И четвертую группу составляют парафискальные сборы — платежи, которые в противовес первым двум группам поступают не в бюджетную систему, а устанавливаются в пользу юридических лиц, не являющихся органами государственной власти. К парафискалетам традиционно относят портовые сборы, страховые взносы банков в Фонд страхования вкладов.

Переходя к вопросу нормативно-правового регулирования неналоговых платежей обратимся к Налоговому кодексу Российской Федерации, где в абзаце 3 пункта 5 статьи 3 говориться о том, что ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов и сборов, обладающими налоговым законодательством признаками налогов и сборов, но не предусмотренные им, либо установленные в ином порядке, чем это предусмотрено. [3] Соответственно, если какой-либо вид налога или сбора не указан в Налоговом кодексе Российской Федерации, то его неуплата не несет нарушения конституционных положений.

Минфин России согласно данным Федерального портала проектов нормативных правовых актов опубликовал законопроект о дополнении действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации двумя новыми налогами и тремя сборами из числа неналоговых платежей. [4]

На данном этапе проводятся публичные обсуждения в отношении текста проекта и его антикоррупционная экспертиза.

В свете грядущих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации рассмотрим, какими налогами и сборами будет дополнена новая редакция:

  1. Экологический налог. Под экологическим налогом будет приниматься существовавшая ранее плата за негативное воздействие на окружающую среду урегулированная на настоящий момент Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Суть закона сводится к тому, что негативное воздействие на окружающую среду является платным с указанием видов негативного воздействия.
  2. Утилизационный сбор. Данный вид сборов объединит уже существующие неналоговые экологический и утилизационные сборы, которые на настоящий момент урегулированы Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  3. Налог на операторов сети связи общего пользования. На настоящий момент данный вид сбора урегулирован в законодательстве в качестве источника формирования резерва универсального обслуживания в виде обязательных отчислений операторов связи общего пользования Федеральным законом от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».
  4. Гостиничный сбор. Данный вид сбора заменит существующий курортный сбор, введенный Федеральным законом от 29.07.2017 г. № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае», являющийся платой за пользование курортной инфраструктурой в пределах субъекта Российской Федерации определенного законом.
  5. Сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения. Предполагается, что данный сбор заменит существующую плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 504.
  6. Что же касается иных неналоговых платежей, не вошедших в проект внесения изменений в Налоговых кодекс Российской Федерации, то возможными причинами, поспособствовавшими этому, являются их возмездный характер относительно налогов и сборов, указанных выше, или указанные неналоговые платежи вовсе не поступают в бюджетную систему государства.

Рассмотрим нормативное правовое регулирование некоторых из таких платежей:

– плата за проведение государственной проектной документации регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;

– плата на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируется Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

– патентные пошлины регулируются Постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 941 «Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода…», от 14 сентября 2009 г. № 735 «Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лица и договоров распоряжения этим правом»;

– консульские сборы регулируются Федеральным законом «Консульский устав Российской Федерации» от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ. К данному виду сборов относятся сборы за совершение должностными лицами консульских действий, а также сборы в счет возмещения фактических расходов, которые связаны с совершением указанных действий;

– портовые сборы регулируются Приказом Минтранса РФ от 31 октября 2012 г. № 387 «Об утверждении перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации», в соответствии с которым сборы данного вида подразделяются на: корабельные, канальные, лоцманские, маячные, навигационные, ледокольные, транспортной безопасности акватории морского порта и экологические;

– страховые взносы банков в фонд обязательного страхования вкладов регулируются Федеральным законом от 23 декабря 2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации».

Приведенные выше примеры неналоговых платежей не являются полным перечнем. Упорядочивание и систематизация данной категории платежей – процесс достаточно сложный и долгий, и остается только ждать в скорейшем времени завершения работы по формированию реестра и перечня таких платежей.

Литература:

  1. Васильева Н. В. Система обязательных платежей в Российской Федерации: современное состояние и проблемы правовой регламентации // Вестник университета им. Кутафина. — 2018. — № 9. — С. 87–96.
  2. План мероприятий по систематизации неналоговых платежей и формированию единого перечня неналоговых платежей, закреплению в законодательстве Российской Федерации единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, а также повышению эффективности их администрирования (утв. Правительством РФ 09.08.2017) // Правительство России. URL: http:government.ru (дата обращения: 10.11.2019).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ // СПС Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.11.2019).
  4. Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации» (подготовлен Минфином России) // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: http:regulation.gov.ru (дата обращения: 10.11.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, платеж, сбор, Налоговый кодекс, негативное воздействие, окружающая среда, общее пользование, Постановление Правительства, бюджетная система, возмездный характер.


Похожие статьи

Правовая характеристика межбюджетных трансфертов в Российской Федерации

Специальные правовые режимы налогообложения доходов организаций в Российской Федерации

Правовые аспекты регулирования лизинговой деятельности в России

Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Гражданско-правовое регулирование электронной торговли в Российской Федерации

Правовое регулирование государственной пенсионной системы РФ

Налоговая система Российской Федерации

Уровни правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Характеристика и особенности правовых документов, регламентирующих процессы ценообразования в РФ

Административная и налоговая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах: соотношение и перспективы правового регулирования

Похожие статьи

Правовая характеристика межбюджетных трансфертов в Российской Федерации

Специальные правовые режимы налогообложения доходов организаций в Российской Федерации

Правовые аспекты регулирования лизинговой деятельности в России

Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Гражданско-правовое регулирование электронной торговли в Российской Федерации

Правовое регулирование государственной пенсионной системы РФ

Налоговая система Российской Федерации

Уровни правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Характеристика и особенности правовых документов, регламентирующих процессы ценообразования в РФ

Административная и налоговая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах: соотношение и перспективы правового регулирования

Задать вопрос