В условиях мировой информатизации и стремительного развития информационных средств человек должен уметь находить, анализировать, критически оценивать информацию в любой форме, владеть знаковой системой, уметь работать с разными информационными средствами и носителями информации, осуществлять трансформацию вербальной информации в невербальную, применять современные информационные технологии.
Ключевые слова: педагогическое образование, методические аспекты обучения, компьютерные технологии, информационные средства.
Реформы педагогического образования, по мнению многих исследователей (В. И. Аданенко, Х. А. Алижановой, Г. М. Гаджиева, Е. М. Котельниковой, М. Н. Кожевниковой, О. М. Омарова и др.) обязаны отвечать современным условиям развития образовательной среды, а также быть согласованы с происходящими в стране и в мире реформами образования и тенденциями в педагогическом образовании. Авторы отмечают, что философское осмысление реформ должно представить систему ключевых принципов — основание концепции содержания педагогического образования.
Основная цель современного образования (в рамках СПО) заключается в соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, в подготовке разносторонне развитой личности, способной к социальной адаптации в обществе, самообразованию и самосовершенствованию [1, c. 390]. Современный педагог (свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс) является гарантом достижения поставленных целей.
В организации учебного процесса при обучении иностранному языку находят все большее применение компьютерные программы.
При постоянной и систематической работе с компьютерными программами (по принципу систематичности и последовательности — от простого к сложному) реализуются следующие концептуальные дидактические возможности:
– возможность систематически работать с учебной информацией;
– предоставление преподавателю надежной обратной связи со студентом;
– возможность интенсивной коммуникации с КТ [1, c.391].
В целом, обучение иностранному языку посредством компьютерных технологий характеризуется такими особенностями, как возможность индивидуального двустороннего общения «преподаватель-студент» и широким доступом к источникам (колоссальным по объему и разнообразию языковой и неязыковой (культуроведческой)) информации.
В нашей статье мы выделили основные методические аспекты обучения иностранному языку с компьютерной поддержкой (представлено в Схеме 1).
Рис. 1. Методические аспекты обучения
На сегодняшний день главной особенностью работы в системе СПО г. Москвы является тот факт, что в средние образовательные учреждения приходят студенты с очень разными уровнями базовых знаний, что часто обусловлено миграционными процессами в стране и спецификой обучения в регионах [3, c. 153]. Традиционное решение проблемы обучения «разноуровневых» студентов — деление их на подгруппы примерно равной подготовки. Что считать дифференцированным обучением? Под этим понятием мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый студент имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом [1, c. 390].
В результате деления на подгруппы у преподавателя появляется возможность использовать специализированную программу при работе с каждой подгруппой. При этом в группах «А» среднего и продвинутого уровня (intermediate, upper-intermediate), имеющих практический навык чтения, письма и говорения, владеющих базовыми грамматическими структурами английского языка, появляется возможность уделять больше внимания профессиональной лексике и лексической сочетаемости слов.
В группе «В» (false beginners), где уровень начальный, упор делается на овладение базовой грамматикой английского языка. Чтобы сделать качественный рывок и приблизиться к уровню группы «А», студентам группы «В» часто не хватает практики, времени на осмысление и закрепление материала. В результате, студент подчас не достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений и навыков, и получает низкие отметки. Отсутствие «ситуации успеха» приводит к ещё большему снижению мотивации. Именно студенты группы «В» в наибольшей степени нуждаются в нестандартном мотивирующем подходе к обучению.
Современное развитие информационных средств, включая компьютерные технологии и техническое оснащение учебных заведений, позволяют изменить подход к образовательному процессу. У преподавателей появляется возможность предоставить студентам материал в виде специальных образовательных компьютерных программ, строго ориентированных на уровень подготовки этой группы студентов.
Представляется полезным организация так называемых дополнительных аудиторных занятий от уровня «Elementary» (для студентов группы «В») до уровня «Upper- Intermediate» (для студентов группы «А»). В основном студенты группы «А» не нуждаются в дополнительных занятиях, но выпускникам с углубленным изучением иностранного языка, и студентам, посещающих курсы, может недоставать темпа, сложности и оригинальности заданий.
И здесь роль преподавателя кардинально меняется. Теперь одной из основных задач становится: выявление недостаточно усвоенного материала, наиболее слабых мест у каждого студента и подбор индивидуальных лексических и грамматических заданий. Из строгого судьи преподаватель превращается в консультанта и советчика (teacher-advicer).
Приступая к самостоятельной работе с обучающей программой, каждый студент проходит компьютерный тест. Как правило, это выбор правильного варианта из нескольких предложенных. Компьютер обрабатывает результат, и студент получает определенный балл по 100 бальной шкале. Если набранный балл меньше 60, студенту рекомендуется вернуться к отработке материала. Контроль «на входе» дает возможность проанализировать специфику ошибок студента.
Более того, кроме выявленной ошибки, заложенная компьютерная программа выдает правильный ответ с комментарием и анализом. В случае традиционного письменного теста, студент узнает только свою оценку. Таким образом, программа выполняет не только контролирующую, но и обучающую функцию. А это верный признак эффективности процесса обучения.
После отработки материала с использованием компьютерной программы рекомендуется провести повторное тестирование. Как правило, результат «на выходе» улучшается не менее, чем на 20 %. Очевидный прогресс, зафиксированный компьютерной программой, исключает предвзятость преподавателя и оказывает стимулирующее действие. Программа снабжена электронным журналом успеваемости, фиксирующим набранные баллы: и студент и преподаватель могут следить за поступательностью процесса.
Такая система дополнительных практических занятий предоставляет шанс каждому студенту организовать обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности. Практика показывает, что подростки — уверенные компьютерные пользователи, охотно занимаются в компьютерном классе, предпочитая самостоятельную работу с программой традиционной консультации педагога. Новизна и необычность формы работы делает привычные грамматические и лексические задания более увлекательными [3, c.89].
В компьютерном классе студенты чувствуют себя более свободно, у них нет смущения, что их ошибки подвергаются придирчивой корректировке и оценке преподавателя или вызовут смех одногруппников. Их работа автономна и самостоятельна. Еще одно очевидное преимущество использования компьютерного метода в обучени «разноуровневых» студентов заключается в том, что в учебном режиме файл «HELP» предоставляет им теоретический материал в адаптированном варианте в соответствии с уровнем пользователя, более того, к программе прилагается электронный словарь, что позволяет существенно экономить время на выполнение задания.
У компьютера нет выходных, но есть терпение при необходимости повторять одно и то же действие. При желании студенты могут использовать предлагаемые программы на персональном компьютере дома. Таким образом, мотивированные студенты могут достигать очень высоких результатов.
Следует отметить, что активная самостоятельная работа студентов группы «В», имеющих базовый уровень elementary позволяет за 1–2 года сократить до минимума отставание от студентов группы «А».
Используемые обучающие программы служат, в основном, для развития навыков письма, чтения и автоматизации употребления лексико-грамматических конструкций. При условии активной работы студентов с этой программой у преподавателя появляется возможность использовать аудиторные занятия для развития разговорных видов деятельности и совершенствования коммуникативных навыков, не тратя времени на механическое выполнение подстановочных и паузированных упражнений [2, c. 67].
Процесс обучения метафорически можно представить в виде лестницы. Разрабатывая методы преподавания, педагог выстраивает эту лестницу, ведущую к различным этажам знаний. И очень важно рассчитать высоту ступеней. Дифференцированное обучение с использованием компьютерных обучающих программ позволяет студентам самостоятельно подниматься по лестнице знаний. Таким образом, в программе выдерживается важный принцип обучения — систематичность и последовательность («от простого к сложному»).
Несомненно, компьютер занял важное место в нашей жизни и потому, принимая во внимание огромный обучающий потенциал компьютерных программ, необходимо разрабатывать методы преподавания, сделав компьютер нашим помощником.
Литература:
- Авдеева Г. Ф. Приоритетные направления повышения квалификации работников СПО в условиях реализации ФГОС. В сборнике: Наука XXI века: опыт прошлого — взгляд в будущее Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). 2015. С. 389–391.
- Омаров О. М., Демченко М. О. Формирование готовности будущих педагогов к проектной деятельности министерство образования и науки РФ; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет». Махачкала, 2019.
- Омарова М. О., Алижанова Х. А., Омаров О. М. Формирование и развитие умений педагогического проектирования в системе профессиональной подготовки современного учителя. Образование личности. 2016. № 3. С. 29–38.