В статье рассматривается общая характеристика нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. Выявлены вопросы ведения субъектов Федерации. Проанализировано право законодательной инициативы на региональном уровне.
Ключевые слова: субъект Российской Федерации, региональный закон, норма права, законодательная инициатива, вопросы регионального значения, региональное правотворчество.
Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации и акты регионального законодательства строятся на базе Конституции России и федеральных законов. Данными нормативно-правовыми актами устанавливаются статус и полномочия органов государственной власти субъектов России, а также вопросы социальной жизни в том или ином субъекте.
Статья 72 Конституции РФ находит в себе определение вопросов (предметов), находящихся в совместном ведении Российской Федерации и ее регионов [1]. По вопросам федерального и регионального значения происходит издание федеральных законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 73 и ч. 4–6 ст. 76 Конституции РФ вне данных пределов ведения, субъектам России принадлежит вся полнота государственной власти и право осуществления собственного правового регулирования, включая право принимать законы и иные нормативные правовые акты. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не должны быть противоречащими федеральному законодательству, принятому в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В том случае, если региональный закон противоречит федеральному, действует последний. В том случае, если региональный закон вопросов ведения субъекта Федерации, противоречит федеральному, действует первый.
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно [2].
Субъекты Российской Федерации имеют право осуществления собственного правового регулирования по вопросам совместного ведения до принятия федеральных законов. После того, как будет принят соответствующий федеральный закон, нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации подлежит приведению в соответствие с данным федеральным законом в пределах трех месяцев.
Законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации:
− принимается конституция субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не устанавливает конституция субъекта Российской Федерации, принимается устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;
− происходит осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;
− происходит осуществление иных полномочий, которые устанавливает Конституция РФ, федеральные законы, конституция (устав) и законы субъекта Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, которое осуществляют данные органы самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относят решение следующих вопросов:
− по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности региональных органов государственной власти и региональных государственных организаций, в том числе по вопросам оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;
− по организационному и материально-техническому обеспечению проведения выборов в региональные органы государственной власти, региональных референдумов;
− по формированию и содержанию региональных архивных фондов;
− по предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
− по предупреждению ситуаций, могущих нарушить функционирование систем жизнеобеспечения населения, и ликвидация их последствий;
− по передаче объектов региональной собственности в муниципальную;
− по созданию и обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения;
− по ведению Красной книги субъекта Российской Федерации;
− по поддержке сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами);
− по строительству и содержанию автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;
− по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в региональном ведении;
− по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), которые принадлежат субъектам Российской Федерации, по государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения и другим.
Непосредственно закон субъекта Российской Федерации, в частности:
1) производит утверждение бюджета субъекта Российской Федерации и отчета о его исполнении, представленный высшим должностным лицом субъекта России;
2) в пределах полномочий, которые определены федеральным законом, происходит установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории региона;
3) происходит утверждение программ регионального социально-экономического развития;
4) происходит установление региональных налогов и сборов;
5) происходит утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении;
6) происходит установление порядка управления и распоряжения региональной собственностью;
7) происходит регулирование иных вопросов, относящихся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации» [2].
Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации имеют депутаты, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, представительный орган местного самоуправления. При этом Конституция (устав) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может предоставить иному органу, общественному объединению, а также гражданам, которые проживающим на территории данного региона.
Так, например, согласно ст. 68 Устава Саратовской области, «право законодательной инициативы в областной Думе принадлежит депутатам областной Думы, Губернатору области, Правительству области, представительным органам местного самоуправления, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представителям от Саратовской областной Думы и исполнительного органа государственной власти области. Право законодательной инициативы принадлежит также Саратовскому областному суду, Арбитражному суду Саратовской области, прокурору Саратовской области, Уполномоченному по правам человека в Саратовской области, Уполномоченному по правам ребенка в Саратовской области, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Саратовской области, избирательной комиссии Саратовской области, Общественной палате Саратовской области, Федерации профсоюзных организаций Саратовской области, Торгово-промышленной палате Саратовской области по вопросам их ведения» [3].
Законопроекты, внесенные в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом этого субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта), рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
Таким образом, закон субъекта Российской Федерации — это нормативный правовой акт, юридическая сила которого производна от Конституции России и федерального законодательства, изданный в особом порядке органами законодательной (представительной) власти субъекта или непосредственно народом, устанавливающий, отеняющий или изменяющий нормы права в пределах самостоятельного или совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, по важнейшим вопросам социальной жизни региона.
В заключение хотелось бы сказать, что нормативно-правые акты субъектов Федерации определяют природу федеративного устройства государства. Наделение правотворческими правомочиями региональных органов власти позволяет учитывать особенности социальных интересов граждан в регионах.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
- Устав Саратовской области № 46-ЗСО от 02.06.2005г. // Неделя области. 2005. № 38 (156).