Договор о присоединении можно назвать одним из самых противоречивых в российском гражданском праве. Его нормативное закрепление в Гражданском кодексе Российской Федерации происходит в главе 27 среди предварительных соглашений; особенность договора о присоединении заключается в том, что он ограничивает применение принципа свободы договора. В целом, договор о присоединении представляет собой объективно установленную правовую конструкцию, основной договор, который влечет за собой правовые последствия для сторон, и независимый вид договора, к которому применяется общий правовой режим. В статье раскрывается понятие договора присоединения, анализируются основные нововведения действующего законодательства, регулирующего договор присоединения, раскрываются проблемы исполнения договора присоединения.
Ключевые слова: договор присоединения, принцип публичность договора, гражданское законодательство, гражданско-правовой договор, потребительский договор.
The accession agreement can be called one of the most controversial agreements in Russian civil law. Its normative enshrining in the Civil Code of the Russian Federation, takes place in chapter 27 among preliminary agreements, the peculiarity of the contract of accession is that it limits the application of the principle of freedom of contract. In general, the contract of accession is an objectively established legal construction, the main contract that gives rise to legal consequences for the parties and an independent type of contract to which the general legal regime applies. The article reveals the concept of a merger agreement, analyzes the main novelties of the current legislation governing the merger agreement, discloses the problems of enforcement of the merger agreement.
Keywords: accession agreement; principle of publicity of the contract; civil law; civil contract; consumer contract.
Актуальность статьи обусловлена тем, что с 1 июня 2015 г. действует новая редакция ст. 428 ГК РФ, регулирующая договор присоединения, и складывается судебная практика по ее применению.
Цель статьи: Изучить сущность и особенности правовой конструкции договора присоединения, его значение в современных условиях, правовое регулирование.
Задачи:
– Рассмотреть новеллы законодательства РФ в сфере договоров присоединения.
– Проанализировать, на какие договоры может распространяться правовой режим договора присоединения.
– Выявить договоры, имеющие публичный характер;
– Исследовать законодательство и судебную практику, с целью выделить группы договоров присоединения.
Возникновение договоров присоединения связано с рационализацией права и основывается на потребностях участников гражданского оборота в массовом заключении однородных соглашений. Необходимость использования стандартных форм обусловлена практической невозможностью согласования условий сделки с каждым из контрагентов [10].
Правовой режим дает возможность выявить особенности правового регулирования определенной сферы деятельности, особенности правовых инструментов. Под «режимом» в целом понимают конкретные пути и средства достижения функций правового регулирования.
Специфика правовых режимов заключается в том, что к конкретному сектору общественных отношений применяются особые нормативные требования, которые нельзя использовать как общеотраслевые. Сложность и значительная оригинальность многих общественных отношений, подпадающих под сферу правового регулирования, требуют использования нетривиальных правовых инструментов для их упорядочения с целью достижения эффективности правового воздействия. [1] Именно поэтому классические принципы гражданского права (особенно принцип свободы договора) применяются к соглашениям о присоединении с определенными ограничениями. Использование специальных правовых режимов не нарушает целостность отрасли, а, напротив, опосредует ее гибкость в регулировании определенных групп общественных отношений.
Правовой режим договоров о присоединении характеризуется использованием методов и средств компенсационного характера: неспособность аффилированной стороны влиять на условия будущей сделки сочетается с ее полномочиями расторгнуть договор на дополнительных основаниях.
Следует отметить, что существующие правовые инструменты не в полной мере соответствуют задачам, которые возложены на него законодателем. Целевая направленность правового режима договоров о присоединении заключается в обеспечении оптимального баланса интересов договаривающихся сторон. Между тем, вряд ли возможно говорить о юридическом равенстве сторон в договоре присоединения.
Правовой режим договора о присоединении должен быть в большей степени ориентирован на предоставление присоединяющейся стороне дополнительных юридических гарантий. В отношении контрагента, разрабатывающего стандартную форму, должны быть предусмотрены ограничительные меры. Такие ограничения должны быть всеобъемлющими. Во-первых, законодательство должно однозначно определять возможности применения соглашений о присоединении для регулирования конкретных отношений. Во-вторых, общие требования к содержанию стандартной формы должны быть обязательными, что даст присоединяющейся стороне определенные базисные правовые гарантии. [11]
Учитывая особенности правового режима, следует отметить, что его функционирование обеспечивается применением мер государственного влияния. Что касается правового режима договоров о присоединении, то обеспечительные меры должны носить имущественный характер.
Говоря о классическом общеотраслевом методе воздействия на гражданско-правовые отношения, нельзя не учитывать административно-правовые средства, положительное использование которых будет дисциплинировать участников гражданского оборота. Конечно, административное воздействие на договорную сферу должно быть соразмерным и соответствовать целям, которые на нее возложены. Применение таких мер не чуждо российскому гражданскому праву, и их успешное функционирование уже подтверждено устоявшейся практикой (прежде всего речь идет о государственной регистрации прав).
В юридической литературе было уделено внимание правовому режиму сделок, при этом было отмечено, что этот правовой режим создан для выполнения функций сделок и представляет собой набор нормативных требований к ним [5].
Ученые отмечают, что правовой режим позволяет направить метод на конкретную область правового регулирования и дает возможность указать методы и методы правового регулирования применительно не к отрасли в целом, а к ее отдельным институтам как элементы индустрии.
Учитывая целевую направленность правового режима договоров о присоединении, этот режим должен характеризоваться сочетанием всех методов правового регулирования. Более того, каждый из этих методов (запрет, авторизация, позитивное обязательство) может выступать в качестве эффективного инструмента обеспечения баланса интересов сторон в договорах о присоединении.
Правовой режим договоров присоединения должен характеризоваться следующими признаками:
– во-первых, само понятие правового режима договоров присоединения представляет собой целостную систему инструментов правового регулирования, применяемых к общественным отношениям по поводу использования стандартных форм;
– во-вторых, данный правовой режим применяется в сфере гражданского оборота к его участникам, характеризующимся юридическим равенством, автономией воли и имущественной самостоятельностью;
– в-третьих, характер правового режима договоров присоединения определяется спецификой возникающих общественных отношений;
– в-четвертых, основой данного правового режима являются юридические отраслевые и межотраслевые нормы, применяемые с учетом особенностей возникающих отношений;
– в-пятых, правовой режим договоров присоединения имеет целью предотвращение недобросовестного поведения контрагентов.
Несмотря на широкое использование договоров присоединения в современных условиях, российское законодательство не уделяет большого внимания вопросам правового регулирования этих соглашений. Гражданский кодекс содержит только общие положения, оставляя широкие возможности для усмотрения сторон. Нередки ситуации, когда договоры о присоединении являются способом навязывания неблагоприятных для присоединяющейся стороны условий и предотвращения преддоговорных споров. Стандартные формы включают условия, которые создают дисбаланс в правах и обязанностях сторон, условия, направленные на одностороннюю выгоду контрагента, предлагающего форму. Присоединяющаяся сторона оказывается лишенной правовой защиты. Экономически сильные контрагенты используют соглашения о присоединении в качестве удобного инструмента для навязывания своей собственной воли: доминирующая сторона устанавливает договорные преимущества по отношению к себе, которых она не может получить, используя свободное обсуждение условий договора. Эти обстоятельства не способствуют добросовестности контрагентов, негативно влияют на характер регулирования договорных отношений, постепенно превращая гражданское право в отрасль формальных соглашений. Наиболее важные принципы гражданского права — равенство субъектов и свобода договора — притесняются [10].
В научной литературе неоднократно высказывалось мнение относительно необходимости совершенствования правового режима договора присоединения, однако ст. 428 ГК РФ оставалась неизменной более 20 лет.
Наконец, Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» внес определенные коррективы в законодательное регулирование данных договоров, направленные на последовательное проведение в правовую жизнь принципа добросовестности и достижение баланса интересов участников гражданско-правовых отношений, которые заслуживают внимания и надлежащей оценки [10].
В первую очередь изменения коснулись п. 2 ст. 428 ГК РФ. Статья дополнена новым абзацем, нормами которого устанавливается, что если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства, в случае изменения или расторжения договора судом по требованию присоединившейся к договору стороны договор считается действовавшим в измененной редакции либо соответственно не действовавшим с момента его заключения [10].
Особый интерес представляет новая редакция п. 3 ст. 428 ГК. Справедливости ради отметим, что новой редакцией именовать ее возможно только с высокой долей условности, поскольку фактически прежняя норма п. 3 ст. 428 ГК утратила силу, а ст. 428 ГК дополнена пунктом абсолютно нового содержания.
Ранее действующая формулировка п. 3 ст. 428 ГК фактически не оставляла возможностей для расторжения договора присоединения субъектами предпринимательской деятельности по основаниям п. 2 ст. 428 ГК. Хотя законодатель и предусматривал возможность применения специальных оснований изменения или расторжения договора в отношении присоединившегося контрагента-предпринимателя, на практике такая возможность исключалась в силу того, что предприниматель всегда знал или должен был знать, на каких условиях заключает договор [10].
Обновленный п. 3 ст. 428 ГК по сути устанавливает дополнительное основание для изменения или расторжения гражданско-правового договора при неравенстве переговорных возможностей сторон, при котором одна из сторон поставлена в положение, существенно затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора, определенных контрагентом [10].
В данной норме предпринята попытка преодолеть договорный произвол сильной стороны договора. Принятая поправка является воплощением устоявшейся судебной практики.
В п. 9 постановления пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах» было разъяснено, что в тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), суд вправе применить к такому договору положения п. 2 ст. 428 ГК РФ о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию такого контрагента. Подобная позиция суда вполне понятна, однако говорить об ее соответствии действующему на тот момент законодательству возможно только при условии признания подобных договоров договорами присоединения, разъяснение же о необходимости распространения положений ст. 428 ГК на в общем-то, свободно обсуждаемые договоры можно квалифицировать как попытку нормотворчества, а не правоприменение [10].
Согласимся, что новеллы п. 3 ст. 428 ГК пока еще лишены должной теоретической подготовки. Формулировка данного пункта содержит в себе ряд положений, затрудняющих его применение. В частности, остается открытым вопрос относительно доказывания явности неравенства переговорных возможностей сторон.
Обозначенные недостатки правового регулирования договоров присоединения указывают на необходимость дальнейшего развития и совершенствования действующего законодательства о договорах присоединения [10].
Для применения статьи 428 ГК РФ на практике важно понять, какие гражданско-правовые договоры могут являться договорами присоединения. В законе не закреплен перечень таких договоров, следовательно, договором присоединения может быть признано любое соглашение, отвечающее признакам, перечисленным в статье 428 ГК РФ. Это подтверждается и определением Конституционного Суда РФ от 17 июня 2010 г. N 888–0-0, в котором указано, что пункт 1 статьи 428 ГК РФ сам по себе лишь устанавливает способ упрощения порядка достижения соглашения в отношении условий договора и не указывает на то, какие виды договоров могут быть заключены подобным способом [11].
Договоры присоединения можно разделить на следующие группы:
1) Договоры, в отношении которых законодателем прямо указано на то, что они являются договорами присоединения. Так, в отношении договора розничной купли-продажи в статье 493 ГК РФ законодатель, ссылаясь на статью 428 ГК РФ, указывает, что данный договор может быть заключен путем присоединения покупателя к условиям формуляров или иных стандартных форм. [11]
2) Договоры, имеющие публичный характер. В соответствии со ст. 426 ГК РФ дано определение публичного договора. В законе очерчена примерная сфера применения таких договоров: розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п. Данная группа договоров присоединения наиболее обширна, так как они сильнее всего распространены в потребительской сфере, что связано с необходимостью быстрого массового заключения однотипных сделок. При этом договор розничной купли-продажи, который в соответствии со статьей 493 ГК РФ является договором присоединения, одновременно относится к договорам присоединения, имеющим публичный характер. Все его условия, за исключением наименования и количества товара, в большинстве случаев определяются продавцом в одностороннем порядке в формулярах или иных стандартных формах. [11] Конституционный Суд РФ в постановлении от 23.02.1999 N 4-П указал, что к договорам присоединения, имеющим публичный характер, относится и договор срочного банковского вклада с гражданами (п. 2 ст. 834 ГК РФ), условия которого в соответствии с п. 1 ст. 428 ГК РФ определяются банком в стандартных формах. [11]. Данное постановление Конституционного Суда РФ оказывает значительное влияние на судебную практику. Проведенный анализ решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов показал, что подавляющее большинство случаев применения статьи 428 ГК РФ относится к сделкам с финансово-кредитными учреждениями.
3) Иные договоры, не относящиеся к первым двум выделенным группам, но соответствующие признакам договора присоединения. В частности, интересен вопрос о том, распространяется ли статья 428 ГК РФ на договор найма. Так, Московский городской суд в решении от 22 июля 2013 г. указал, что действующим законодательством публичными по своей юридической природе, относящимися к договорам присоединения (ст. 428 ГК РФ) являются только договор социального найма и найма специализированных жилых помещений. Суд аргументировал свою позицию тем, что в связи с существованием типовых договоров фактически отсутствует согласование условий указанных договоров между сторонами (ч. 2 ст. 63, ч. 8 ст. 100 ЖК РФ). В отношении договора коммерческого найма же, напротив, типовой договор может применяться по желанию сторон, следовательно, возможно индивидуальное согласование условий. [11] Полагаем, что изложенная судом позиция не совсем верна. Во-первых, статья 428 ГК РФ действует и в отношении договоров, не являющихся публичными (поскольку иное не следует ни из указания закона, ни из правовой природы договора присоединения). Во-вторых, при коммерческом найме наймодатель, являясь сильной стороной, может отказаться согласовывать условия договора с нанимателем, который будет вынужден присоединиться к типовому договору или отказаться от его заключения. В таком случае будут основания признать такое соглашение договором присоединения. Рассуждая, таким образом, в определенных случаях к договорам присоединения можно также отнести договор поставки (ст. 506 ГК РФ), перевозки груза (ст. 785 ГК РФ) и т. д. [11].
Таким образом, договоры присоединения можно разделить на следующие группы: 1) договоры, в отношении которых законодателем прямо указано на то, что они являются договорами присоединения (ст. 493 ГК РФ, ст. 1286, ст. 1286.1 ГК РФ); 2) договоры, имеющие публичный характер; 3) иные договоры, соответствующие признакам статьи 428 ГК РФ [11].
На основании анализа изученной судебной практики можно сделать вывод, что суды склонны применять статью 428 ГК РФ только в отношении первых двух групп договоров. Можно полагать, что это связано со сложностью доказывания наличия признаков договора присоединения в конкретном соглашении.
Литература:
- Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // Справочная правовая система «Консультант+».
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 86. — Ст. 1097.
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2002 95-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 84. — Ст. 1034.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Общие положения о договоре. Постатейный комментарий к главам 27–29 / В. В. Витрянский [и др.]; под ред. П. В. Крашенинникова. — М.: Статут, 2016. — 223 с.
- Мандрюков, А. В. Основные изменения положений ГК РФ о договорах // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. — 2015. — № 6. — С. 60–69.
- Новак, Д. Реформа договорного права: некоторые итоги / Д. Новак [и др.] // Закон. — 2015. — № 6. -С. 22–33.
- Сафарьянова И. Р. Правовая сущность договора присоединения // Гражданское законодательство Российской Федерации: современное состояние, тенденции и перспективы развития: сборник научно-практических статей Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар: Изд-во «Научно-исследовательский институт актуальных проблем современного права», 2016. С. 96–98.
- Решение Московского районного суда от 22.05.2014 по делу N 2–2345/2014 // [Электронный ресурс] — режим доступа. — СПС «Консультант-плюс» (дата обращения 26.05.2018).
- Пашенцев Д. А., Чернявский А. Г. Социальные основания гражданско-правовой ответственности. М., 2015. С. 15.
- Мечетин Д. В. ДОГОВОР ПРИСОЕДИНЕНИЯ: НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Статья в журнале — научная статья, 2016. С 47. Мечетин Д. В. Договоры присоединения в гражданском праве. 2010
- Ахвердова Т. А. К ВОПРОСУ ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ ДОГОВОРОВ ПРИСОЕДИНЕНИЯ. Статья в журнале — научная статья, 2018. С 14.