Данная статья посвящена рассмотрению существующей нормативной и правовой базы РФ при формировании системы менеджмента качества в организациях. Отражается сущность, цели и основные предпосылки внедрения СМК.
Ключевые слова: закон, система менеджмента качества (СМК), Федеральный закон, стандарты ИСО, конкурентоспособность, сертификация, стандартизация.
В условиях рыночной экономики проблемы, связанные с обеспечением качества, становятся особенно актуальными. Обусловлено это обострением конкурентной борьбы между предприятиями. Сложности экономики России проявляются не только во взаимных неплатежах, но и отражаются на качестве выпускаемой продукции. Пример развития крупных промышленных предприятий показывает, что добиться стабильного качества своей продукции возможно, если соблюдать в полной мере нормативные требования к выпускаемой продукции.
Нормативно-правовое управление в сфере качества продукции и услуг в России осуществляется на всех уровнях власти. Согласно Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) высшим органом, который регулирует основные направления политики в стране, является Государство, возглавляет его Президент. Вопросы, касающиеся нормативно-правового регулирования качества продукции и услуг, контролирует исполнительная власть Российской Федерации — Правительство РФ [1, гл. 4, ст. 80].
К органам отраслевой компетенции в сфере управления качеством продукции относятся Федеральные Министерства и подведомственные им агентства, службы, надзоры, в том числе Минстрой России, Минтранс России, Росжелдор, Ространснадзор и другие [2].
Государственный контроль качества продукции и услуг исполняется на основе законодательных и нормативных актов о качестве продукции, а также на основе указов и постановлений Правительства РФ и Президента РФ.
Гражданский кодекс РФ (принят Государственной Думой 21 октября 1994 г.) координирует отношения в области качества, в нем регламентируется качество, гарантия и проверка качества, результаты передачи продукции несоответствующей нормативным документам качества продукции.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019 г.) предусматривает ответственность за нарушение правил торговли (ст. 146 в ред. Закона РФ от 01.07.1993 № 5304–1), обман потребителей (ст. 14.7 в ред. ФЗ от 31.12.2014 № 530-ФЗ) и другие нарушения [3].
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 № 2300–1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей» регулирует отношения, которые возникают между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже продукции, выполнении работ или оказании услуг, а также устанавливает права потребителей на приобретение продукции, работ, либо услуг соответствующего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет совокупность мер по реализации данных прав [4].
В данном законе предусмотрены гарантии безопасности потребителей, которые были подвержены нарушению при продаже продукции ненадлежащего качества или оказании услуг, либо при выполнении работ, противоречащих нормам.
На сегодняшний день основным Федеральным законом в сфере сертификации и стандартизации является Федеральный Закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля, 23 ноября, 30 декабря 2009 г., 28 ноября 2018 г.). Закон «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении строгих требований к продукции, а также к связанным с требованиями к продукции процессами производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, предусматривает определение прав и обязанностей участников регулируемых данным Федеральным законом отношений [5].
Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами технического регулирования в сфере обращения продукции, выполнения процессов производства, работ и услуг. К таким принципам относятся:
− применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
− соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
− независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от производителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;
− единой системы и правил аккредитации;
− единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
− единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
− недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
− недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору) — за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц — с полномочиями по аккредитации или сертификации;
− недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
− недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
В результате применения ФЗ «О техническом регулировании» появились новые правовые акты — технические регламенты. Так, например, Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений. Принципы технического регламента носят необходимые для исполнения требования к продукции. Основная цель технических регламентов — это защита жизни и здоровья граждан, охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества [5, гл. 2].
Базируясь, на основных нормах ФЗ «О техническом регулировании», определены принципы, задачи и цели стандартизации в России. К основным целям стандартизации относятся повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства; защита интересов потребителя, государства и улучшение экономических показателей производства. Согласно Федеральному закону от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» ответственность за его нарушение несут юридические и физические лица и органы государственного управления [6].
Закон «О стандартизации» регламентирует следующие процессы: организацию работ по стандартизации; содержание и применение нормативных документов по стандартизации; организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, а также привлечение к ответственности за нарушение правил Закона «О стандартизации». Стандартизация включает восемь принципов, в том числе целесообразность разработки стандарта; безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, взаимозаменяемость продукции; необходимость учитывать международные стандарты, нормы и правила международных организаций и национальные стандарты других стран; разработка стандарта на основе взаимного согласия участвующих в ней сторон; соблюдение норм законодательства и правил государственного контроля при разработке нормативных документов. Стандарты не должны дублировать друг друга, не должны быть тормозом для научно-технического прогресса в стране. Обязательные требования стандартов должны быть пригодными для целей сертификации соответствия.
В Российской Федерации действует система стандартизации, основанная на Законе «О стандартизации». Государственная система стандартизации действует в рамках Закона РФ «О техническом регулировании». Основные положения системы изложены в ГОСТ Р 1.0–2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения», а также в [7].
Работа по стандартизации в РФ реализовывается руководящим органом (национальным), рабочими органами и контролирующими организациями. Национальным органом по стандартизации в России является Госстандарт РФ — Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. Его задачами является государственное управление стандартизацией в стране, формирование и реализация государственной политики в области стандартизации.
Принятая система стандартизации в России гарантирует и соблюдает в актуальном состоянии систему строительных норм, систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ. Руководство и контроль работ по стандартизации в сфере строительства осуществляет Госстрой России. Госстандарт и Госстрой определяют стратегические направления по государственной стандартизации, планируют государственную стандартизацию, анализируют все заказы, планы работ технических комитетов. Выполнение планов государственной стандартизации финансируется из государственного бюджета и контролируется Госстандартом РФ (Госстроем РФ) [8].
Для облегчения взаимодействия с зарубежными партнерами Российская Федерация применяет национальную систему стандартов качества, соответствующую требованиям мировых стандартов. Таким образом, российский стандарт ГОСТ Р 9000–2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» идентичен международному стандарту ISO 9000:2015. На текущий момент практически все российские ГОСТы соответствуют стандартам ISO [9].
Федеральный Закон «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102-ФЗ (с изм. на 13 июля 2015 года) регулирует отношения государственных органов управления РФ с юридическими и физическими лицами, связанные с вопросами изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи, импорта средств измерений. Данный Федеральный закон защищает потребителя от последствий недостоверных результатов измерений [10].
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
- Для эффективной организации работы предприятия по критерию качества необходимо разрабатывать документы систем менеджмента качества (СМК) на основе стандартов ИСО серии 9000, которые позволяют создать на предприятии такую систему управления качеством продукции, работ и услуг, которая поможет добиться повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и международном рынках. Стандарты ИСО предлагают методику построения такой системы, которая может быть сертифицирована.
- Сертификацию СМК проводят специализированные сертификационные организации, аккредитованные при соответствующих государственных и международных органах стандартизации. Сертификация СМК не обеспечивает повышение качества продукции и услуг, но показывает другим субъектам рынка, что система качества предприятия организована в соответствии с определенными требованиями, эффективно функционирует и обеспечивает стабильное качество.
- Сертификация СМК носит добровольный характер. Однако получение сертификата является обязательным в том случае, если деятельность предприятия связана со строительством особо опасных, уникальных и технически сложных объектов.
- Наличие сертификата на СМК существенно повышает степень доверия к организации, а также расширяет возможности сотрудничества с иностранными компаниями.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2013. — 80 с.
- Кодекс — Профессиональные справочные системы. http://www.kodeks.ru (дата обращения 12.11.2019).
- Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2013. — 739 с. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей».
- Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ.
- Фетисова М. А., Козыркин В. А. Современное нормативно-правовое регулирование контроля качества строительной продукции. //Молодой ученый. Ежемесячный журнал № 12. — Казань.: ООО Изд- во «Молодой ученый», 2016. — С. 426–428.
- Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
- Вдовин, С.М., Салимова, Т.А., Бирюкова, Л. И. Система менеджмента качества организации / С. М. Вдовин. — М.: Инфра-М, 2012. — 299 с. ISBN: 978–5-16–005070–6.
- ГОСТ Р ИСО 9000–2015 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь (с Поправкой)», введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. № 1390-ст.
- Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102-ФЗ.