Системы менеджмента качества как основной вид контроля качества в строительстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 16.11.2019

Статья просмотрена: 1634 раза

Библиографическое описание:

Боброва, Н. Е. Системы менеджмента качества как основной вид контроля качества в строительстве / Н. Е. Боброва, Л. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63994/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассмотрены системы стандартов в сфере строительства. Главной задачей для строительной организации является разработка системы менеджмента качества, которая позволит отвечать запросам проектной и нормативно- технической документации, учитывать охрану труда и окружающей среды, строить экономически выгодные объекты, все это позволит удовлетворить потребности Заказчика. В виду того, когда не существует механизмов, формирующие качество продукции либо услуг на всех ее этапах, то сама нормативная база будет не в состоянии обеспечить должного качества. Поэтому на сегодняшний день на территории Российской Федерации приняты международные стандарты ИСО 9000, которые содержат запросы к системам менеджмента качества организаций. Выдвинуты принципы управления в строительных организациях, всего их семь. Также рассмотрены этапы формирования и внедрения системы ИСО 9000 при понятии качества

Ключевые слова: строительная отрасль, стандарт, строительные работы, объекты, строительная организация, стандарты ИСО 9000, система менеджмента качества (СМК)

В рыночных отношениях хорошо известно такое понятие как «конкуренция». Оно появилось благодаря потребителю, который выбирает для себя наиболее предпочтительные ему свойства. Современная рыночная экономика выдвигает жесткие требования в отношении качества.

В любой строительной деятельности основой исполнения любой задачи является нормативная документация. Если отсутствуют механизмы, формирующие качество продукции на всех этапах, то нормативная база не сможет гарантировать должного качества в конечном результате. На текущий момент в Российской Федерации признаны международные стандарты ИСО 9000 [1]. В данных стандартах прописаны необходимые требования, применительно к системе менеджмента качества. Согласно ИСО 9000 система менеджмента качества (СМК) является средством достижения целей, сформулированных руководством компании. Однако, не любая система является эффективной, способной оправдать ожидания заинтересованных сторон. Полезная система позволяет получить достижения поставленных целей при оптимальных затратах и в заданные временные рамки. Данная система предусматривает строго упорядоченную, регламентированную деятельность понятную и для менеджеров, и для рядовых сотрудников.

Основной задачей для строительной организации является формирование и внедрение такой системы менеджмента качества, которая позволит обеспечить соответствие готовой строительной продукции требованиям проектной и нормативно-технической документации, соблюдать государственные стандарты, строить экономически выгодные объекты для страны, а также учитывать охрану труда и окружающей среды [2]. Такая система менеджмента качества призвана так организовать деятельность организации, чтобы гарантированно обеспечивать качество продукции и выполняемых услуг и настраивать это качество на ожидания Заказчиков. Обязанность за создание и введение системы менеджмента качества в любой строительной организации полностью лежит на генеральном директоре. Понятие «менеджмент» предполагает проектирование и эффективное управление всеми процессами и видами деятельности, к которым относятся: изучение и анализ рынка, маркетинг; обеспечение: юридическое, нормативно- правовое, метрологическое, геодезическое; финансово-хозяйственную деятельность; разработка и управление проектно-технической документации; строительные работы, подготовка кадров, а также контроль и оценка качества и приемка выполненных работ.

Система стандартов серии ИСО 9000 целиком охватывает вышеперечисленные направления и выдвигает ряд условий в отношении каждого пункта. Разработанная система качества должна быть документально оформлена. Система менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000 должна включать, во-первых, политику, в которой определены цели и задачи организации в области качества, а также принципы их достижения; во-вторых, соответствующую политике систему взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов; в-третьих, нормативную основу, соответствующую системе взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов и представляющую собой совокупность непротиворечивых нормативных документов; в-четвертых, эффективный механизм реализации норм, регламентированных документами нормативной основы; в-пятых, персонал организации, который должен знать политику, нормативную основу, механизм реализации ее требований и уметь применять данные знания на практике. Требования, обусловленные политикой и нормативной основой системы, должны уважаться и соблюдаться [3, 4].

Основные положения по проектированию, внедрению, сертификации, проверке и совершенствованию СМК изложены в международных стандартах ISO серии 9000, которые приняты в Российской Федерации в качестве национальных. В настоящее время стандарты ГОСТ Р ИСО серии 9000 являются руководящими при обеспечении качества строительства в России и при разработке отечественной нормативной базы управления качеством.

К таким стандартам в актуальной редакции относятся следующие [5]:

  1. ГОСТ Р ИСО 9000–2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» — провозглашает фундаментальные вопросы и определяет терминологию для систем менеджмента качества.
  2. ГОСТ Р ИСО 9001–2015 «Системы менеджмента качества. Требования» — выявляет запросы к системам менеджмента качества в случае, когда предприятию необходимо показать свою способность выпускать продукцию, отвечающую требованиям потребителей и применимым обязательным требованиям, направленным на усиление удовлетворенности потребителей.
  3. ГОСТ Р ИСО 9004–2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» — направлен на развитие деятельности организации и удовлетворение потребителей. Данный стандарт не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.
  4. ГОСТ Р ИСО 19011–2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента» — содержит методические указания по проверке систем менеджмента качества.

Для оказания практической помощи строительным организациям при разработке и поддержании систем менеджмента качества Национальным объединением строителей разработаны стандарты Р НОСТРОЙ 2.35.2–2011 «Системы менеджмента качества. Руководство по применению стандарта ГОСТ Р ИСО 9001–2008 в строительных организациях».

В международных стандартах ISO 9000:2015 сформулированы семь принципов менеджмента качества:

− первый принцип «Ориентация на потребителя», согласно которому предприятия зависят от своих потребителей и должны учитывать их интересы и возможные в будущем потребности;

− второй принцип «Лидерство» предусматривает способность руководителя обозначить первоочередные задачи с целью достижения высокого уровня качества работы всего предприятия;

− третий принцип «Взаимодействие работников» позволяет продемонстрировать всю мощь строительной компании, вовлечение сотрудников дает возможность с выгодой применить их способности;

− четвертый принцип «Процессный подход» означает, что при его применении желаемый результат достигается более эффективно и результативно, если необходимые ресурсы и действия функционируют как согласованная система;

− пятый принцип «Улучшение» подчеркивает, что постоянное улучшение деятельности предприятия в целом следует рассматривать как его неизменную цель;

− шестой принцип «Принятие решений, основанное на свидетельствах» говорит о том, что эффективные решения принимаются на основе анализа и оценки достоверной информации;

− седьмой принцип «Менеджмент взаимоотношений» говорит о том, что предприятия и поставщики взаимозависимы, и, следовательно, отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Результат дальнейшего существования построенного нового строительного объекта определяется качеством выполненных работ, применяемых материально-технических ресурсов [1], а также полнотой, достоверностью и качеством исполнительной документации. Грамотно оформленная исполнительная документация дает понимание о техническом состоянии объекта, что очень важно для соблюдения условий эксплуатации на всем протяжении срока службы объекта. В состав исполнительной документации входят акты приемки геодезической основы; исполнительные геодезические схемы возведения конструкций; общий журнал работ; специальные журналы работ, а также журналы входного и операционного контроля качества, авторского надзора; акты освидетельствования скрытых работ; исполнительные схемы расположения зданий и сооружений на местности; рабочие чертежи на строительство объекта. При сдаче объекта исполнительная документация передается на постоянное хранение эксплуатирующей организации. Если документ оформлен в установленном порядке, подписан всеми участниками строительства объекта, то он подтверждает соответствие качества строительной продукции законодательству Российской Федерации.

На сегодняшний день в сфере строительного производства система нормативных документов является одной из главных составляющих частей системы технического регулирования, которая базируется на основе Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 2002 года № 184- ФЗ «О техническом регулировании». В данном законе прописаны обязательные требования к продукции, стандарты, которые необходимо учесть при проектировании, производстве, монтаже, наладке оборудования, а также в процессе хранения и эксплуатации.

Цель формирования и ввода в действие системы менеджмента качества в организации — осуществление бесперебойной работы самой организации и производственных процессов в ней, а также постоянное ее совершенствование, предупреждение препятствий постоянному росту уровня качества. Начальным этапом ее внедрения является выбор самой модели системы менеджмента качества. Следующий этап — разработка и внедрение документации СМК, согласно стандартам системы менеджмента. Заключительным этапом является получение сертификата на использование системы менеджмента качества, которая основана на постоянном ее совершенствовании.

В настоящее время, чтобы завоевать доверие со стороны Заказчика, повысить конкурентоспособность организации в целом, необходимо, чтобы строительная организация имела сертификат СМК, который показывает другим субъектам рынка, что система качества предприятия организована в соответствии с требованиями отечественных стандартов ИСО серии 9000 (или международных стандартов ISO серии 9000) и эффективно функционирует, обеспечивая стабильное и высокое качество продукции (работ, услуг) предприятия. Действующая система должна быть направлена на удовлетворение потребностей и требований Заказчика, соблюдение сроков строительства, выполнения работ в соответствии с проектной и нормативной документацией, в рамках установленного бюджета строительства. Никто не обязывает разрабатывать и внедрять систему менеджмента качества, а также получать сертификат соответствия отечественным и международным стандартам. Однако наличие сертификата ИСО серии 9000 свидетельствует о принадлежности строительной организации к цивилизованному деловому миру. Разработка, внедрение и сертификация системы менеджмента качества происходит по желанию руководителя организации. При этом повышается конкурентоспособность фирмы, ее деловая репутация, создается возможность для ее участия в тендерах на государственном и международном уровнях и для вывода продукции (работ, услуг) на международные рынки.

На основании сказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Качество продукции, наряду с ценой и надежностью поставок, становится наиболее важным фактором в конкурентной борьбе. Контроль качества рассматривается на двух уровнях: на низшем — в целях уменьшения количества некачественной продукции, а также на уровне предприятия — как стиль и политика организации по отношению к поставщикам, производимой продукции и к заказчикам.
  2. Система стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000 является методической основой построения систем менеджмента качества в организации. Это система руководящих документов при обеспечении качества строительства в России и при разработке нормативной базы управления качеством.
  3. Стандарты ИСО серии 9000 не устанавливают требований к продукции. Требования к СМК являются общими и применимыми к организациям, работающим в любых секторах промышленности и экономики независимо от категории продукции.
  4. При разработке и внедрении СМК в организациях, специализирующихся в сфере строительства мостов, применяются требования и рекомендации следующих стандартов: ISO 9001:2015, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007, ГОСТ Р 12.0.006–2002 ССБТ.

Литература:

  1. Фетисова М. А., Козыркин В. А. Современное нормативно-правовое регулирование контроля качества строительной продукции. //Молодой ученый. Ежемесячный журнал № 12. — Казань.: ООО Изд-во «Молодой ученый», 2016. — С. 426- 428
  2. Дикман Л. Г. Организация строительного производства: учебное издание. — М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2006. — 608 с.
  3. Кудяков А. И. Качество строительной продукции — как мы его понимаем?// Строительные материалы: бизнес. — 2008, № 8. — С.91- 92.
  4. Летчфорд А. Н. Руководство по контролю качества строительно-монтажных работ/ А. Н. Летчфорд, В. А. Шинкевич, С.А., Платонов и др. — СПб., 2013. — 614 с.
  5. Мазаник Н. Т., Басин Б. М. Система менеджмента качества строительных организаций: учебное пособие. — Хабаровск: Изд- во ТОГУ, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): система менеджмента качества, ISO, ГОСТ Р, стандарт, строительная организация, Российская Федерация, качество продукции, требование, исполнительная документация, должное качество.


Похожие статьи

Использование специализированного программного обеспечения в процессе разработки и внедрения системы менеджмента качества

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме эффективности управления системой менеджмента качества в системе электронного документооборота, использования специализированного программного обеспечения в процесс разработки и внедрения систе...

Применение интеллектуальных технологий в процессе сертификации программного обеспечения

Сертификация программного обеспечения (ПО) на соответствие требованиям безопасности является мощнейшим инструментом управления безопасностью. Базовые требования, характеризующие безопасность ПО, изложены в руководящих документах Федеральной службы по...

Определение условий для применения каскадной и гибкой методик управления проектами

Текущие реалии управления проектами подразумевают высокую степень неопределенности и непредсказуемости результатов, что заставляет компании менять привычный подход к организации проектной деятельности. Классический каскадный метод управления проекта...

Разработка стратегий управления изменениями в развитии строительной организации

В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды,...

Профессиональная деятельность внутреннего аудитора: цели и развитие

Развитие в России корпоративного менеджмента во многом зависит от постановки внутреннего аудита в организации. Однако, эффективной система внутреннего аудита не будет, даже если она будет наполнена качественным методическим материалом. Важным условие...

Цифровизация как инструмент повышения эффективности управления многоквартирным домом

Большая часть традиционных методов управления МКД не отвечает современным растущим требованиям к их эффективности. Мероприятия по повышению качества управления, которые предписаны современным жилищным законодательством, направлены не только на сохран...

Расчет эффекта от внедрения процессного подхода в монолитном домостроении

На сегодняшний день бизнес-процессы включают в себя большой спектр подразделений, выполняющих отведенную им функцию. Формирование этих функций зависит от типа выполняемых работ, а также от особенностей самой организации. Чем больше участников того ил...

Понятие и признаки государственной службы

Целью данной статьи является исследование теоретические подходы к определению понятия государственной службы. Отмечаются ее наиболее приоритетные признаки и особенности, дается их подробная характеристика. Методическая основа работы заключается в ис...

Значение факторов профессиональной и социокультурной подготовки кадров в обеспечении качества продукции

Актуальность темы. Управление персоналом в организации занимает одно из важных мест, так как сотрудники имеют непосредственное влияние на процесс деятельности и развития компании. Каждая компания работает по направлению улучшения системы управления п...

Эффективность государственной службы. Проблемы правового обеспечения

Эффективной может считаться такая государственная служба, которая является продуктивной, результативной. Под оценкой эффективности государственной службой понимается соотношение ее полезного результата и объема использованных или затраченных для этог...

Похожие статьи

Использование специализированного программного обеспечения в процессе разработки и внедрения системы менеджмента качества

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме эффективности управления системой менеджмента качества в системе электронного документооборота, использования специализированного программного обеспечения в процесс разработки и внедрения систе...

Применение интеллектуальных технологий в процессе сертификации программного обеспечения

Сертификация программного обеспечения (ПО) на соответствие требованиям безопасности является мощнейшим инструментом управления безопасностью. Базовые требования, характеризующие безопасность ПО, изложены в руководящих документах Федеральной службы по...

Определение условий для применения каскадной и гибкой методик управления проектами

Текущие реалии управления проектами подразумевают высокую степень неопределенности и непредсказуемости результатов, что заставляет компании менять привычный подход к организации проектной деятельности. Классический каскадный метод управления проекта...

Разработка стратегий управления изменениями в развитии строительной организации

В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды,...

Профессиональная деятельность внутреннего аудитора: цели и развитие

Развитие в России корпоративного менеджмента во многом зависит от постановки внутреннего аудита в организации. Однако, эффективной система внутреннего аудита не будет, даже если она будет наполнена качественным методическим материалом. Важным условие...

Цифровизация как инструмент повышения эффективности управления многоквартирным домом

Большая часть традиционных методов управления МКД не отвечает современным растущим требованиям к их эффективности. Мероприятия по повышению качества управления, которые предписаны современным жилищным законодательством, направлены не только на сохран...

Расчет эффекта от внедрения процессного подхода в монолитном домостроении

На сегодняшний день бизнес-процессы включают в себя большой спектр подразделений, выполняющих отведенную им функцию. Формирование этих функций зависит от типа выполняемых работ, а также от особенностей самой организации. Чем больше участников того ил...

Понятие и признаки государственной службы

Целью данной статьи является исследование теоретические подходы к определению понятия государственной службы. Отмечаются ее наиболее приоритетные признаки и особенности, дается их подробная характеристика. Методическая основа работы заключается в ис...

Значение факторов профессиональной и социокультурной подготовки кадров в обеспечении качества продукции

Актуальность темы. Управление персоналом в организации занимает одно из важных мест, так как сотрудники имеют непосредственное влияние на процесс деятельности и развития компании. Каждая компания работает по направлению улучшения системы управления п...

Эффективность государственной службы. Проблемы правового обеспечения

Эффективной может считаться такая государственная служба, которая является продуктивной, результативной. Под оценкой эффективности государственной службой понимается соотношение ее полезного результата и объема использованных или затраченных для этог...

Задать вопрос