Использование электронных образовательных ресурсов при изучении курса биологии в 7-м классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 17.11.2019

Статья просмотрена: 903 раза

Библиографическое описание:

Щавелева, Ю. С. Использование электронных образовательных ресурсов при изучении курса биологии в 7-м классе / Ю. С. Щавелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 321-326. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64011/ (дата обращения: 18.12.2024).



В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно естественнонаучные дисциплины дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие окружающего мира. Они играют значительную роль и в формировании личности в целом [2].

Снижение интереса школьников к изучению биологии связано в первую очередь применением морально и физически устаревших наглядных пособий, схем и таблиц.

Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является внедрение современных информационных технологий.

К одному из таких внедрений можно отнести электронные образовательные ресурсы.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [1].

Основными достоинствами электронных образовательных ресурсов можно назвать то, что они создают яркую интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и преподавателя, и учащегося.

Преимущества использования электронных образовательных ресурсов по сравнению с традиционной подачей материала велики. Кроме возможности более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приемов в работе преподавателя.

С целью выявления состояния исследуемой проблемы в практике работы массовой школы нами были разработана и апробирована анкета для преподавателей биологии, которая позволила нам получить представление о роли и значении электронных образовательных ресурсов в преподавании биологии в основной школе. В анкетировании приняли участие 45 педагогов, представители общеобразовательных организаций Нижегородской области.

Нас интересовало, используют ли учителя биологии компьютер на своих уроках. Исследование показало, что абсолютно все преподаватели используют компьютер (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение ответов педагогов на вопрос анкеты «Используете ли Вы компьютер на уроке биологи» (в %)

Проанализировав соотношение ответов на вопрос «Что Вы понимаете под термином электронный образовательный ресурс» не все педагоги смогли дать точный ответ. Лишь 21 человек (47 %) смогли дать точное определение термину «электронные образовательные ресурсы» (рис. 2).

Рис. 2. Соотношение ответов учителей на вопрос анкеты: «Знакомы ли вы с понятием Электронный образовательный ресурс» (в %)

На вопрос «Есть ли у Вас опыт использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в курсе биологии 7 класса?» ответ «нет, я никогда не использую ЭОР на своих уроках» был получен 2 раза (4,44 %), «есть небольшой опыт, было проведено несколько занятий с использованием ЭОР» был получен 28 раз (62,2 %), достаточный опыт использования имеют 8 педагогов (17,78 %), и 9 учителей (20 %) постоянно используют ЭОР на уроках биологии. Эти данные представлены на рис. 3.

Рис. 3.Соотношение ответов учителей на вопрос анкеты: «Есть ли у Вас опыт использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в обучении» (в %)

20 учителей биологии (44 %) отметили высокую эффективность использования ЭОР на уроке, 22 педагога (48 %) выразили убежденность, что эффективность применения ЭОР на уроке биологии средняя. 4 педагога (8 %) убеждены в низкой эффективности использования ЭОР на уроке (рис. 4).

Рис. 4. Соотношение ответов учителей на вопрос анкеты: «Оцените эффективность использования ЭОР на уроках биологии» (в %)

Также нас интересовало, достаточно ли электронных образовательных ресурсов находятся в распоряжении педагогов. Полностью обеспеченными ЭОР оказались всего лишь 4,44 % педагогов. Обеспеченными ЭОР, но испытывающими определенными трудности оказалось 8,89 % педагогов. Не хватает конкретных ЭОР по предмету 71,11 % педагогов. Отсутствуют необходимые ЭОР у 15,5 % учителей (рис. 5).

Рис. 5. Соотношение ответов учителей на вопрос анкеты: «Достаточно ли электронных образовательных ресурсов, которые находятся в вашем распоряжении (в %)

На вопрос анкеты «Оцените роль использования ЭОР в обучении» педагогам было предложено из предложенных вариантов ответов выбрать три, по их мнению, самые важные.

Ответы на предложенный вопрос наглядно отражены на рис. 6.

Рис. 6. Соотношение ответов учителей на вопрос анкеты: «Оцените роль использования ЭОР в обучении»

Так же нас интересовал вопрос, считают ли педагоги, что электронные образовательные ресурсы более эффективны или менее эффективны, чем традиционные средства обучения. Ответ «Да, ЭОР существенно эффективнее» дали 14 опрошенных педагогов (31,1 %). Равными по эффективности традиционные средства обучения и ЭОР считают 24 педагога (53,3 %). Неэффективными ЭОР считают 5 опрашиваемых (11,1 %). «Затрудняюсь ответить» ответили двое опрашиваемых (4,5 %) (рис.7).

Рис. 7. Соотношение ответов учителей на вопрос анкеты: «Оцените роль использования ЭОР в обучении»

Таким образом, результаты анкетирования показали, что учителя биологии в целом готовы использовать и используют электронные образовательные ресурсы, считают, что они обладают высокой эффективностью, но часто сталкиваются с проблемами при их использовании.

Так же нами были разработаны технологические карты уроков по биологии 7 класса, предусматривающие использование ЭОР по следующим темам: «Тип хордовые. «Подкласс Бесчерепные», «Подтип позвоночные. Надкласс Рыбы», «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся».

Контрольный срез знаний учащихся, перед началом и после проведения экспериментального обучения, показал, что разработанные и проведенные нами уроки позволили улучшить результаты знаний учащихся на 26,2 % (рис. 8).

Рис. 8. Результаты обучающего эксперимента

Подводя итоги, можно сказать, что электронные образовательные ресурсы способствуют повышению качества образования в современной школе. Грамотный подход к использованию ЭОР в школьном курсе биологии может способствовать сформировать целостную образовательную траекторию, что в немалой степени будет способствовать достижению целей современного образования.

Таким образом, активное использование ЭОР приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Вывод один — нужно не стоять на месте, а совершенствовать приемы и методы, чтобы достичь успехов в своей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Национальный стандарт Российской Федерации: ГОСТ Р 52653–2006 информационно-коммуникационные технологии в образовании: Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. N 419-ст [Текст] // Национальные стандарты от 1 июля 2008г.
  2. Тищенко А. О. Применение компьютерных технологий на уроках биологии [Текст] / А. О. Тищенко // Научные исследования в образовании. — 2010. — № 5. — С. 57–61.
Основные термины (генерируются автоматически): соотношение ответов учителей, педагог, ресурс, анкета, роль использования, учитель биологии, опыт использования, традиционное средство обучения, урок биологии, Электронный образовательный ресурс.


Похожие статьи

Использование жизненного опыта обучающихся при решении математических задач в первом классе

Эффективная подготовка к ВПР по английскому языку в 7-м классе

Использование облачных интернет-технологий на дистанционных уроках русского языка при обучении учащихся с ОВЗ

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Применение дистанционных форм обучения на уроках математики и информатики (из опыта работы)

Внедрение предметно-языковой интеграции на уроках физики в 8 классе

Использование сравнительно-исторического метода на уроках русского языка в 5 классе

Использование технических средств обучения на уроках русского языка и литературы

Похожие статьи

Использование жизненного опыта обучающихся при решении математических задач в первом классе

Эффективная подготовка к ВПР по английскому языку в 7-м классе

Использование облачных интернет-технологий на дистанционных уроках русского языка при обучении учащихся с ОВЗ

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Применение дистанционных форм обучения на уроках математики и информатики (из опыта работы)

Внедрение предметно-языковой интеграции на уроках физики в 8 классе

Использование сравнительно-исторического метода на уроках русского языка в 5 классе

Использование технических средств обучения на уроках русского языка и литературы

Задать вопрос