Основные приоритеты конституционной политики (как, впрочем, и любого иного вида деятельности) являются ее важнейшими характеристиками, раскрывающими суть и характер данного явления. При этом, исходя из превалирования конституционной политики в конгломерате правовой политики в целом [1, с. 16–21], приоритеты конституционной политики доминируют и оказываю непосредственное влияние на становление и реализацию принципов и приоритетов иных разновидностей правовой политики государства.
Подобное, однако, не означает полного отождествления принципов и приоритетов правовой политики и конституционно-правовой политики. Их соотношение, на наш взгляд, остается неизменным — целое (правовая политика) и часть (конституционно-правовая политика).
В контексте рассуждения приоритетах конституционно-правовой политики необходимо понимать, что речь идет именно о приоритетах, а не о принципах; принципы и приоритеты хотя и о тесно взаимосвязанные, но не тождественные феноменах. На наш взгляд, их разграничение детерминировано категориями статика и динамика.
Принципы — руководящие идеи, стержневые начала, на которых в свою очередь формируются те или иные приоритеты, выступающие в качестве векторов, направлений развития какого-либо процесса вообще, и правовой политики — в частности.
Именно на основе принципов как статичного явления и формируются приоритеты конституционной политики.
Например, принцип социальной обусловленности выступает одним из фундаментальных принципом конституционной политики.
Между тем на базе принципа социальной обусловленности эволюционирует и один из приоритетов современной конституционной политики страны, о чем подробно будет сказано ниже.
Приоритеты конституционной политики обладают более динамичной природой, нежели принципы, и служат показателями политической (а, следовательно, и правовой) направленности. Приоритеты конституционно-правовой политики пишет Е. С. Аничкин «… есть первоочередные вопросы, требующие незамедлительного решения. Однако они по своей природе являются подвижными и динамично изменяются под воздействием различных политических, экономических, духовных и даже субъективных обстоятельств» [2, с. 245].
По нашему мнению, в настоящий момент приоритетами конституционной политики выступают: социальная защищенность граждан и обеспечение их безопасности.
Социальная защищенность, детерминированная признаком социальной обусловленности конституционной политики, наиболее выпукло проявляется в таких действиях государства как индексация пенсий, установление системы социальных пособий, различного рода социальных выплат (например, так называемый «материнский капитал»), постоянное увеличение МРОТ, борьба с безработицей и т. д.
Конечно, о каких-либо особых успехах в социальном благополучии граждан России говорить пока преждевременно. Как думается, социальная роль государства не должна заключаться в создании ситуации, когда не работать выгоднее чем работать. Во многом, недавний кризис экономики стран Западной Европы обусловлен беспрецедентной нагрузкой на социальную сферу. Приоритет социального благополучия заключается в действенной государственной помощи нуждающимся, а не создании условий для существования паразитического общества.
Вместе с тем нельзя не признать, что российское государство не просто выполняет «классическую» функцию: социальную, а реально, на уровне конституционной политики, ставит во главу угла обеспечение государственной поддержки человека, создания условий, благодаря которым индивид может развить свой потенциал и обеспечить себе и своим близким достойное существование.
Наряду с социальным развитием, приоритетом современной конституционной политики является безопасность людей.
Эскалация в современном мире различных факторов насилия: страшные террористические акты, катастрофы природного и техногенного характера, различного рода войны и военные конфликты, эпидемии, ужасающая в своей повседневности статистика гибели в ДТП, заставляют задуматься о месте и роли государства при обеспечении безопасности каждого конкретного человека.
На наш взгляд, в контексте конституционной политики уместно говорить об юридической безопасности субъектов. Признанным специалистом в теории юридической безопасности считается А. А. Фомин, по мнению которого юридическая безопасность является составной частью общего понятия «безопасность» и представляет собой состояние правовой защищенности жизненно важных интересов субъектов права [3, с. 6].
Конституционно-правовая политика должна предусматривать целый комплекс соответствующих мероприятий, направленных на минимизацию риска и снижения угроз субъектам.
Н. В. Витрук абсолютно верно писал, что свойством приоритета конституционной политики служит создание и эволюция конституционно-правовой безопасности общества, государства как особой организации власти и любого индивида [4, с. 9]. Это можно достичь целым комплексом мер, затрагивающих в том числе и систему правоохранительных органов.
В настоящее время приоритетом конституционной политики выступает надлежащее оформление системы правоохранительных органов.
Так, до сих пор не определен конституционно-правовой статус прокуратуры РФ, несмотря на всю очевидную важность этого органа в механизме российского государства.
В свою очередь провозглашенное в ст. 10 Конституции РФ разделение государственной власти на три ветви детерминирует вопрос о принадлежности прокуратуры к какой-либо из них. При этом, как думается, очевидно, что прокуратура не относится ни к законодательной ветви власти, ни к судебной власти [5], ни к исполнительным органам [6].
Тоже самое характерно и для Следственного комитета РФ, статус которого в системе разделения властей до сих пор не определен.
В этих условиях весьма тяжело говорить о наличии в государстве реальной правоохранительной политики; поэтому приоритет конституционной политики как базовой разновидности политики правовой заключается в установлении четкого правового статуса органов, призванных по своему целевому назначению защищать и охранять права и свободы граждан.
На наш взгляд, подобная оптимизация самым благоприятным образом скажется и на борьбе с таким негативным явлением как коррупция. Преодоление коррупции, бесспорно, является приоритетом современной конституционной политики. Отмечая положительную роль создания целого пласта законодательства, направленного на противодействие коррупции [7], хотелось бы именно на конституционном уровне установить правовую оценку коррупции и определить ограничения и запреты, распространяющиеся на лиц, признанных по приговору суда виновными в коррупционных деяниях.
При освещении приоритетов конституционной политики хотелось бы еще раз подчеркнуть их по большому счету тактический характер: направленность на разрешение проблем, непосредственно стоящих перед обществом и государством в конкретный исторический период. В этом их отличие от целей, имеющих, по сути, стратегическое значение.
Таким образом, приоритеты конституционной политики более конкретны, отражают непосредственные задачи государства в определенный исторический этап существования.
К таким приоритетам относятся: социальная защищенность граждан, обеспечение безопасности субъектов правоотношений, совершенствование системы правоохранительных органов, борьба с коррупционными проявлениями.
Литература:
- Захарова Л. Н. Конституционная правовая политика как доминирующая форма правовой политики российского государства // Юридические записки. 2013. № 2. С.16–21
- Аничкин Е. С. Конституционно-правовая политика Российской Федерации: природа, стратегия, характерные черты // Право и политика. 2012. № 2 (146). С. 243–247.
- Фомин А. А. Юридическая безопасность субъектов российского права: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2008.
- Витрук Н. В. Содержание конституционно-правовой политики в современной России // Российское правосудие. 2008. № 12. С. 4–10.
- ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
- Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2754.
- ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ.2008. № 52 (часть I). Ст. 6228; ФЗ от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ