Современные образовательные стандарты и общество, поставило перед образовательными учреждениями, важные задачи, подготовить выпускников которые способны:
– Уметь ориентироваться в жизненных ситуациях, приобретать самостоятельно необходимые для жизни умения и знания, применять эти знания в конкретных ситуациях, уметь применять полученные навыки для решения жизненных проблем;
– Мыслить творчески и критически, суметь предвидеть возможные проблемы и сложности, вовремя найти правильные пути для их решения, использовав при этом современные технологии; понимать, в какой сложившейся ситуации выпускник может применить полученные знания, быть способным генерировать идеи;
– Уметь правильно работать с любой информацией (подбирать необходимые факты, для решения поставленных вопросов, проводить их анализ, обобщать, сопоставлять с другими возможными вариантами решения вопроса, делать выводы, качественно и максимально верно принимать знания для выявления и решения поставленных задач)
– Быть максимально контактными и общительными в различных общественных и социальных группах, уметь сообща работать в команде, уметь вовремя предотвращать спорные ситуации;
– Работать самостоятельно над повышением своего культурного уровня, развитием интеллекта и собственной нравственности.
Новые стандарты и приоритеты, вынуждают наших учителей искать новые методы, эффективные технологии для использования в своей работе, которые позволяют достигать более высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
В результате поиска новых направлений, возникает такое понятие как «Педагогическая технология». Она занимается поиском, изучением, исследованием более рациональных методов обучения.
Кроме научной точки зрения, такое понятие как «педагогическая технология» описано процессуальным аспектом (процесс, цели, принципы, методы средства, а также осуществление самого педагогического процесса) [5].
Что же такое «педагогическая технология»? Это целый комплекс составляющих:
- Современное обучение, которое основывается не только на изучении определенного материала, а еще и на развитие определенных компетенций ученика, позволяющих применять их и ориентироваться в процессе жизнедеятельности.
- Активные методы обучения, которые основываются на взаимодействии учеников, вовлекая их в учебный процесс.
- Обучение, складывающееся на основе взаимодействия информационной, технологической, коммуникационной и организационной составляющих.
На сегодняшний день учителями применяются самые различные технологи и педагогические инновации. Но важную роль в обучении и воспитании школьника имеет такая творческая и важная технология, как «Дебаты».
Технология дебатов очень популярна в образовательном процессе. Данная технология вызывает у учеников интерес к изучению материала и самого предмета. Изначально, методика планировалась для изучения иностранных языков, но в процессе освоения данной технологии, она приобрела невероятную популярность и на других уроках. Особенно, когда в начале XXI века, ЕГЭ и тестирование стали ограничивать возможность развития учеников, связанную с письменной и устной речью, технология «Дебаты» стала действительно необходима. Именно такой, универсальный подход, личностно-ориентируемый, целостный, предполагающий самообразование и непосредственное самообучение, имеет огромную роль для развития ученика на уроках [1].
Предварительная тщательная разработка и подготовка урока занимает большое количество времени. Но именно хорошо подготовившись, качественно реализовав задуманное, учитель и ученики разовьют и сохранят неподдельный интерес к изучаемой теме.
В современный образовательный процесс внедрены и успешно реализуются ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) [2]. Реализуемые стандарты направлены в первую очередь на формирование метапредметных, личностных и предметных универсальных учебных действий учащихся (далее УУД) [3].
Дебаты — это современная педагогическая технология, которая представляет собой форму дискуссии, данная технология хорошо формирует и развивает УУД для успешной деятельности и решения жизненных проблем учеников. Дебаты — структурированная модель дискуссии, целенаправленная, это упорядоченный и обдуманный обмен данными, идеями, своими рассуждениями, выводами и мнениями [4, 12]. Модель формирует у учеников коммуникативные навыки, совершенствуя мыслительные и личностные процессы и качества учащихся [2].
Рассмотрим, какие же УДД формируются в процессе применения данной технологии на уроках:
- Личностные УДД. Активное включение учеников в процесс поисковой, учебно-познавательной деятельности, организованной внутренней мотивацией учащихся, то есть учеником устанавливается связь между мотивом и целью обучения. Установление связи между результатом обучения, получения знаний и того, что побуждает ученика к учебной деятельности.
- Нравственно-этические УДД. Включение учащихся в воспитательный процесс, в педагогические отношения. Оценивание содержания материала, его усвоения, исходя из личностных и социальных ценностей, формируя моральный выбор ученика. Школьник учится соотносить события и поступки с принятыми моральными нормами и этическими принципами и правилами поведения. Учится ориентироваться в социальных ролях, оценивать поступки и события, обеспечивать личностный моральный выбор.
- Познавательные УДД. Это общеучебные, логические действия, включающие в себя формулировку и поиск решения проблемы. Школьник учится ориентироваться в потоке разнообразной информации в процессе учебной деятельности. Учится выбирать наиболее эффективные методы решения поставленных задач, при конкретных условиях. Уметь оценивать свою деятельность, анализировать, регулировать.
- Коммуникативные УДД. Организация совместной деятельности, планирование сотрудничества между учеником и учителем и другими детьми. Ведение диалогов, постановка вопросов и решаемых задач, разрешение конфликтных ситуаций, оценка и управление поведением участников дискуссий, умение выражать свои мысли [3].
УДД формируется на основе определенных функций:
– Социализирующая функция (Личностные УДД). Помогают ориентироваться в окружающей обстановке, ориентироваться в ней, отстаивать свою позицию, конкурировать.
– Воспитательная функция. (Личностные и коммуникативные УДД). Развивает навык слушания, подвергать сомнению собственное, ранее сложенное мнение, уметь совершенствовать его.
– Развивающая функция (Регулятивное УУД). Способствуют развитию мышления, воли, памяти, внимания учащихся.
– Обучающая функция. Умение выбирать нужный материал, важный материал по теме, его конспектировать, составлять в виде графиков, схем, чертежей [3].
Литература:
- Кривошапова Н. В., Педагогические эффекты технологии дебатов /Н. В. Кривошапова // Инновационные технологии в современном образовании. Материалы Республиканской научно-практической конференции. Г Тирасполь. 2018. С. 128–131.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года: принят 21 дек. 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г.
- Литовченко О. А., Технология «Дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся/ О. А. Литовченко // Педагогическое образование в России. 2016. № 8. С. 118–122.
- Алексеева М. П. Метод телекоммуникационных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетентности обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009 № 3. С. 50–52
- Сивашинская, Е. Ф. Педагогические системы и технологии: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов / Е. Ф. Сивашинская, В. Н. Пунчик; под. общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. — Минск: Экоперспектива, 2015. — 196 с.