Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество, оно не наследуется, а формируется. Поэтому одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения является формирование понятий: Родина, Отечество, Отчизна.
Оптимальным решением построения целостной системы патриотического образовательного пространства является музейная педагогика. Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в типовых программах. Поэтому возникла необходимость включение музеев в единое воспитательно -образовательное пространство. Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить способности ребёнка, помогает осознать себя гражданином и патриотом, именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду. В нравственно — патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек — участников Великой Отечественной войны) возможно привить детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству».
Ко Дню воинской славы России- Дню снятия блокады города Ленинграда в нашем детском саду состоялось открытие «Музея Победы». В музейной комнате представлены экспонаты военных лет: подлинные предметы быта советских солдат, документы, фотографии, есть боевые шинели, тельняшки, гильзы. В феврале 2019 г. наш «Музей Победы» занял почётное второе место на муниципальном конкурсе мини-музеев.
Организация работы по патриотическому воспитанию на основе исторических событий Великой Отечественной войны сложна, исторический материал труден для восприятия дошкольников. Поэтому весь материал был адаптирован к возрастным особенностям дошкольников и давался через комплекс различных форм образовательного процесса.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС; в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Новизна. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом, именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду.
Цель проекта: повышение качества образовательного процесса через создание единого целостного образовательного пространства для обеспечения познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития детей, воспитание нравственности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Задачи проекта:
− Внедрять музейную педагогику, создающую условия для развития свободной, творческой, инициативной личности, путем включения воспитанников в многообразную деятельность музея детского сада.
− Совершенствовать экспозиционно-выставочное пространство с использованием современных музейных технологий и эстетики, способствующих повышению привлекательности музея.
− Координировать и объединять деятельность участников образовательного процесса и социальных партнеров по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный.
Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители.
Сроки реализации проекта: 2019–2020 г.г.
Стадии реализации проекта: проект в стадии реализации.
Ожидаемые результаты:
− у детей будут сформированы представления о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
− появится интерес к военно-патриотической музыке;
− сформируются навыки выразительного чтения;
− сформируется чувство единения и гордости за старшее поколение;
- изменятся приоритеты родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания детей;
- усовершенствуется система взаимодействия между детьми, родителями и педагогами;
Этапы реализации проекта:
1 этап — Информационно-накопительный.
Изучить контингент участников проекта (дети, родители, педагоги).
− Поиск инновационных форм, методов и способов по работе с вышеуказанным контингентом.
− Пополнить предметно-развивающую среду для реализации участников проекта.
− Подобрать консультативный и наглядный материал для родителей, педагогов.
− Организовать выставку методической литературы для родителей и педагогов по теме проекта.
− Провести анкетирование родителей с целью определения их отношения к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
2 этап— Аналитический.
После того, как были определены тема и цель проекта, подбирался наглядный материал, фото, аудио и видео материалы, книги; разрабатывались конспекты НОД по заданным темам. Были проведены обсуждения со специалистами, педагогами и родителями ДОУ о материальных и технических возможностях реализации проекта. Результатом проделанной работы явилось составление перспективного плана развития музея и работы с родителями и воспитанниками дошкольного учреждения.
№ |
Содержание |
1. |
Работа с музейным фондом. Инвентаризация имеющихся музейных предметов. |
Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. |
|
Создание инвентарных книг (основного фонда, научно-вспомогательного фонда) |
|
2. |
Поисковая, научно-исследовательская работа. |
Подготовка материалов о Ветеранах ВОВ года. |
|
Подготовка поделок военной техники, оружия и т.п |
|
3. |
Экскурсионно- просветительская работа. Организация экскурсий в музей воспитанников по графику |
Проведение тематических занятий по теме: «Мужество и подвиг» |
|
4 |
Развитие сетевого взаимодействия. |
3 этап подведение итогов.
В результате проделанной работы у воспитанников появился устойчивый интерес к истории своего народа, чувство гордости за Отечество, уважительное отношение к старшему поколению, пополнились знания об исторических достопримечательностях, поселках и памятных мемориалах г. о. Подольск, повысилась заинтересованность родителей к историческим событиям, к экспонатам мини-музея детского сада, возросло желание пополнить их архивными материалами своей семьи.
Перспективный план работы сдетьми по формированию представлений оВеликой Отечественной войне
№ |
Срок |
Содержание мероприятия |
Ответственные |
Старшая группа (5–6 лет) |
|||
1. |
Январь |
1.ООД «Защитники нашей Родины» (формирование представлений об армии, военных профессиях). 2.Открытие «Музея Победы». |
Ст. воспитатель, воспитатели, родители. |
2. |
Февраль |
|
Ст. воспитатель, муз. руководитель, учитель-логопед, родители, воспитатели. |
3. |
Март |
тему: «Военная форма» 3.Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель». |
Ст. воспитатель, Воспитатели, Учитель- логопед. |
4. |
Апрель |
1.Беседа «Военная техника» (формирование представлений о военной технике, находящейся на вооружении российской армии) 2. Составление описательных рассказов на тему «Военная техника» 3. Беседа «На пограничной заставе» (расширение представлений о венных профессиях). 4.Прослушивание музыки Г. Свиридова «Военный марш». 5.Художественной чтение: В. Коржиков «Вот какой Пахомов!». |
Ст. воспитатель, муз. руководитель, учитель-логопед, родители, воспитатели. |
6 |
Май |
1.Заучивание стихотворения А. Усачева «Что такое День Победы?»
4.Встреча с ветераном Великой Отечественной Войны. 5.Возложение цветов к Вечному огню в мини-музее. 6.Минута Молчания. |
Ст. воспитатель, муз. руководитель, учитель-логопед, родители, воспитатели. |
Подготовительная кшколе группа (6–7 лет) |
|||
1. |
Январь |
1. Открытие «Музея Победы». 2.. Беседа «Начало войны» (закрепление знаний о начале войны). 3.Рассматривание плаката И. Тоидзе «Родина — мать зовет!» 4.Прослушивание записи объявления войны диктором Ю. А. Левитаном. |
Ст. воспитатель, муз. руководитель, учитель-логопед, родители, воспитатели. |
1 |
Февраль |
1.Прослушивание песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача) (формирование представлений о масштабах войны, что песня стала своеобразным гимном защиты Отечества) 2.Прослушивание марша В. Агапкина «Прощание славянки». 3. Экскурсии в мини-музей. Беседы о Великой Отечественной Войне. 4.Участие в муниципальном конкурсе мини-музеев. |
Ст. воспитатель, муз. руководитель, учитель-логопед, воспитатели. |
2 |
Март |
|
Воспитатели, родители. |
4 |
Апрель |
1.Музыкально-литературная гостиная «Кто сказал, что нужно бросить песню на войне?» (формирование представлений о песнях военных лет, истории их создания и значении в жизни людей в военное время) 2.Составление рассказов по репродукциям картин А. Локтионова «Письмо с фронта» и «У пепелища родного дома». 3.Экскурсия по мини-музею. Беседа о подвиге Подольских курсантов. |
Ст. воспитатель, муз. руководитель, учитель-логопед, родители, воспитатели |
7 |
Май |
4.Конкурс чтецов «Мы помним, мы гордимся!» |
Ст. воспитатель, муз. руководитель, учитель-логопед, родители, воспитатели |