План-конспект урока по литературе в 8-м классе на материале повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 17.11.2019

Статья просмотрена: 4064 раза

Библиографическое описание:

Каргополов, И. С. План-конспект урока по литературе в 8-м классе на материале повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» / И. С. Каргополов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64049/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье приводится пример плана-конспекта урока литературы по теме «Формирование личности Петра Гринёва».

Ключевые слова: «Капитанская дочка», Пётр Гринёв, план-конспект урока.

Тема урока: «ПовестьА.С.Пушкина «Капитанская дочка». Формирование личности Петра Гринёва».

Цели

Проследить по тексту начало личностного становления Петра Гринёва.

Задачи

Формирование гипотезы на основе текста.

Умение доказывать свою мысль текстом.

Развитие межпредметных навыков чтения, цитирования, анализа, презентации.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Нам необходимо проследить по тексту начало формирования характера Петра Гринёва, начало его личностного и духовного становления.

Каждым литературный персонаж на протяжении всего хода произведения претерпевает изменения с положительным или отрицательным знаком. Другими словами, персонаж в начальной точке А и в гипотетически конечной точке Ж — два разных персонажа, порой с кардинально изменёнными морально-нравственными ценностями, или же вообще без таковых. Человек ежедневно совершает выбор разного уровня, так или иначе влияющий на формирование личности персонажа. Подобная череда выбора встаёт перед каждым, и Пётр Гринёв здесь не исключение.

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку —

каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты.

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже — как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

(Ю. Левитанский)

Вы прочитали первые пять глав повести, скажите, перед каким выбором, влияющим на его судьбу Петра Гринёва? Какие выборы были сделаны за него?

  1. Беседа по тексту 2–5 глав.

Какие факторы влияют на становление личности персонажа?

—Семья-Общество-Личная работа над собой.

Работа в парах по рядам, сначала ученики определять персонажей, с которыми им необходимо будет работать, а после определения оных работа над вторым вопросом.

1 ряд Кто из персонажей мог бы олицетворять собой семью? (Отец, мать, Савелич) Нужно определить в каких условиях рос Пётр Гринёв, доказать текстом.

2 ряд Кто из персонажей мог бы олицетворять собой общество? (Зуров) Какую часть общества олицетворяет Зуров, как можно охарактеризовать это общество? Доказать текстом.

3 ряд В каких эпизодах Петя принимает своё первое собственное решение? (проигрыш ста рублей и решение отдать долг). Какой выбор делает Петя и почему?

На этом же этапе, после озвучивания и обсуждения ответов следует задать «интересные вопросы». Ответом на «и.в». не может быть односложное высказывание, «и.в». заставляют задуматься учеников. Обязательно необходимо дать пример подобным вопросам:

—Почему умерли 9 братьев и сестёр Пети? Медицина была на низком уровне и финансовые возможности Гринёвых были невысоки.

Почему отец Пети вышел в отставку в невысоком чине? Справка: Миних Бурхард Кристоф (1683–1767) — граф, русский военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал, до 1721 служил инженером в разных армиях Западной Европы. В 1721 перешёл на русскую службу в должности инженер-генерала. В 1742 вступившая на престол императрица Елизавета Петровна отправила Миниха в ссылку, где он пробыл 20 лет. По возвращении в1762 из ссылки Петром III Миних политическим влиянием не пользовался.

Таким образом, получается, что отец Петра Гринева, вышел в отставку, попав в опалу после ссылки графа Миниха.

Семья Гринёва

Андрей Петрович Гринев — отставной майор, служивший «при графе Минихе».

Андрею Петровичу Гриневу присущи высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, которое отмечало «людей старого века». Он «не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение». Отец считал, что дворянину не пристало «мотать да повесничать». Поэтому он не послал Петрушу служить в Петербург: «Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».

Мать Петруши происходила из семьи бедного дворянина. У нее был добрый, мягкий характер, привычка во всем слушаться своего мужа, поддерживать его. Она знала «наизусть все его свычаи и обычаи». Андрей Петрович Гринёв назвал сына в честь своего отца. О чём это говорит? (Об уважении ксемейным традициям).

Зачитайте заветы отца.

– Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.

– Служи верно, кому присягнёшь.

– Береги платье снову, а честь смолоду.

— Что мы узнали о родителях Гринёва? О его воспитании?

  1. Общество

1) Встреча сЗуриным.

С момента отъезда из родного дома начинается второй этап формирования личности героя.

— Как Петруша относится к отправке на службу?

— Как начинается самостоятельная жизнь Петруши?

(«Встреча сЗуриным»)

Какое решение принимает Пётр по отношению к своему долгу и почему?

— О чём говорит примирение Гринева с Савеличем?

— Какие черты характера молодого героя раскрываются в этом эпизоде?

— Какой вывод из этого мы можем сделать?

Вывод. Начинается самостоятельная жизнь героя — это путь самостоятельных ошибок, неудач, а вместе с тем обогащение его личного опыта. Встреча с Зуриным открывает глаза Пете на ссвою пока ещ несостоятельность, неразборчивость в современном мире. Гринёв ругает Савельича не со зла, а скорее от слабости. Пётр понимает, что поступил неправильно, но пока ему не хватает сил сразу признаться в этом Савеличу, но Петрушу мучает совесть. А пока у человека есть совесть, это позволяет ему становиться лучше. Наутро он просит прощения у Савельича, раскаивается.

2) Встреча сВожатым.

Встреча с вожатым пробуждает в душе Гринёва то хорошее, то светлое, что вынес герой из родительского дома. Почему?

— Каково отношение Савельича к вожатому? Найдите слова, выражающие это отношение.

— Почему Савельич так относится к незнакомцу?

— Как реагирует бродяга на «барский подарок»?

Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?

— Что такое милосердие? Кто его проявляет в этой главе?

— Почему Гринева застал буран в степи?

— Итак, мы с вами на материале 1, 2 главы проследили начало становления характера Гринева и убедились, как важны в жизни человека такие нравственные ориентиры.

  1. Обобщение. Итог урока.

Образ Гринева на протяжении всего произведения изменяется, если говорить точнее — развивается. Черты характера меняются и постепенно раскрываются перед читателем. В каждой главе Пётр становится перед выбором, формирующим и развивающим его личность и за всё произведение Пётр ни разу не занимает пассивную позицию, выбор всегда за ним.

Основные термины (генерируются автоматически): III, встреча, какой выбор, отец, персонаж, слово, текст, формирование личности.


Ключевые слова

Капитанская дочка», Пётр Гринёв, план-конспект урока

Похожие статьи

Образ осени в поэзии для детей (по учебникам УМК «Школа России»)

В данной статье рассматривается образ осени в стихотворениях для младших школьников, включенных в учебники по литературному чтению для 2 - 4 классов. Дается анализ нескольких стихотворений данной тематики. Кроме того, представлен фрагмент урока по ли...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок». Лексическая тема: «Будь природе другом»

В статье автор делится опытом по формированию у дошкольников умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок.

Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при изучении сказок А. С. Пушкина в школе

В статье представлены примеры заданий (приемов РКМЧП) к урокам литературы о сказках А. С. Пушкина.

Конспект внеурочного занятия «Мастерская творческого письма ко Дню матери»

В статье представлен опыт построения мастерской творческого письма.

Квест-игра «По страницам рассказов Николая Носова» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР

В данной квест-игре дети в занимательной форме закрепляют знания о творчестве Н.Носова.

Разработка урока по математике в 6 классе на тему «Масштаб»

В данной статье предлагается разработка урока математики 6 класса по учебнику Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Предлагается разработка урока в виде лабораторно-практической работы, используя карты с разным масштабом, где после выполнения обучающийс...

Патриотическое воспитание на уроках внеклассного чтения в 10-м классе (на примере романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»)

В статье автор рассматривает возможность патриотического воспитания школьников при изучении романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Изучение произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» на уроках литературы в 10-м классе

В статье рассматривается специфика изучения творчества А. С. Пушкина в старших классах на примере произведения «Евгений Онегин», предлагаются методы обучения, направленные на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческ...

Изучение личности нации — Александра Невского на уроках русского языка в 6-м классе

В статье автор подобрал тексты для обучающихся 6 класса, которые можно использовать на уроках русского языка. Через них ученики знакомятся с личностью Александра Невского.

Конспект занятия в старшей группе по сказке В. Г. Сутеева «Мешок яблок»

Похожие статьи

Образ осени в поэзии для детей (по учебникам УМК «Школа России»)

В данной статье рассматривается образ осени в стихотворениях для младших школьников, включенных в учебники по литературному чтению для 2 - 4 классов. Дается анализ нескольких стихотворений данной тематики. Кроме того, представлен фрагмент урока по ли...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок». Лексическая тема: «Будь природе другом»

В статье автор делится опытом по формированию у дошкольников умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок.

Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при изучении сказок А. С. Пушкина в школе

В статье представлены примеры заданий (приемов РКМЧП) к урокам литературы о сказках А. С. Пушкина.

Конспект внеурочного занятия «Мастерская творческого письма ко Дню матери»

В статье представлен опыт построения мастерской творческого письма.

Квест-игра «По страницам рассказов Николая Носова» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР

В данной квест-игре дети в занимательной форме закрепляют знания о творчестве Н.Носова.

Разработка урока по математике в 6 классе на тему «Масштаб»

В данной статье предлагается разработка урока математики 6 класса по учебнику Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Предлагается разработка урока в виде лабораторно-практической работы, используя карты с разным масштабом, где после выполнения обучающийс...

Патриотическое воспитание на уроках внеклассного чтения в 10-м классе (на примере романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»)

В статье автор рассматривает возможность патриотического воспитания школьников при изучении романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Изучение произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» на уроках литературы в 10-м классе

В статье рассматривается специфика изучения творчества А. С. Пушкина в старших классах на примере произведения «Евгений Онегин», предлагаются методы обучения, направленные на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческ...

Изучение личности нации — Александра Невского на уроках русского языка в 6-м классе

В статье автор подобрал тексты для обучающихся 6 класса, которые можно использовать на уроках русского языка. Через них ученики знакомятся с личностью Александра Невского.

Конспект занятия в старшей группе по сказке В. Г. Сутеева «Мешок яблок»

Задать вопрос