Встатье рассматриваются теоритические основы понятия социально-психологический климат, дается характеристика благоприятного психологического климата, а так же указываются факторы, влияющие на психологический климат в коллективе.
Ключевые слова: социально-психологический климат, совместная деятельность, благоприятный психологический климат, педагогический коллектив.
В современных условиях среди тех факторов, которые влияют на эффективную совместную работу трудового коллектива, немаловажное место занимает социально-психологический климат.
Проведем теоретический анализ литературы по понятию социально-психологический климат. Одним из первых его раскрыл В. М. Шепель. Ученый считал, что «психологический климат — это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникшая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, а так же их склонностей» [2].
Исследователь считает, что климат отношений между членами одного коллектива состоит из трех климатических зон. Первая зона – социальный климат. Она определяется тем, насколько работниками в данной трудовой группе хорошо осознаются цели и задачи общества. Вторая зона — моральный климат. В данной зоне определяется, какие моральные ценности приняты в этом коллективе. Третья зона- это зона психологического климата. Ее определяют те неофициальные отношения, которые складываются между членами трудовой группы.
Опираясь на высказывания множества ученых, можно полагать, что психологический климат коллектива может быть как благоприятным, так и неблагоприятным [3].
К благоприятному психологическому климату в коллективе относятся: доверительные отношения членов коллектива; доброжелательность; четкая информированность о предстоящих задачах и результатах их исполнения; отсутствие осуждений различных мнений, свободное выражение слова при обсуждении общих вопросов и т. д. [1].
Стоит отметить, что сложившийся благоприятный социально-психологический климат в коллективе способствует повышению производительности труда организации. Хороший климат представляет собой итог сложной воспитательной работы с членами коллектива, осуществление системы мероприятий, формирующих отношения между руководителем и подчиненными.
Б. Д. Парыгин отмечает, что психологический климат коллектива в первую очередь зависит от отношения людей к труду и в тоже время отношения людей друг к другу, то есть их межличностные отношения [1].
По мнению Б. Д. Парыгина социально-психологический климат коллектива отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, стилем и уровнем управления и другими факторами.
Рассмотрим факторы, влияющие на психологический климат в коллективе:
- Совместимость членов коллектива. Фактор понимается, как наиболее благоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворённость каждого.
- Вторым не менее важным фактором является обстановка в обществе, политическая и экономическая стабильность жизни общества.
- Размер организации, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, участие сотрудников в планировании и распределение ресурсов, а также централизация власти.
- Наиболее важными факторами являются соблюдение условий труда, правильное и целостное оснащение рабочего места, режимом работы и т. п. — все эти составляющие формируют благоприятный психологический климат в коллективе и, напротив, из-за не соблюдения тех или иных условий будет повышаться раздражительность, что повлияет на формирование отрицательного психологического климата в коллективе.
- Удовлетворённость сотрудниками работой. Привлекательность работы повышает удовлетворенность условиями труда, оплатой, системой материального стимулирования, социальное обеспечение, перспектива карьерного роста, возможность самосовершенствования и т. п.
- Организация совместной деятельности. Формально структура образовательной организации должна быть построена так, чтобы способствовать делегированию полномочий, у сотрудников должно быть наличие и понимание единой цели и взаимосвязь задач, должны проводиться совместные мероприятия, а так же выделяться время и место для обсуждения тех или иных проблем или успехов.
- Сработанность обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных усилиях.
- Негативными факторами социально-психологического климата в являются: характер выполняемой деятельности, монотонность или высокая ответственность, наличие риска для жизни и здоровья сотрудника, эмоциональная насыщенность, периодические конфликты и др. Отсутствие полной и точной информации по важному для сотрудников вопросу создает благоприятную почву для возникновения и распространения слухов, что в свою очередь может также привести к конфликтной ситуации.
Положительный психологический климат не может быть достигнут сам собой. Это награда за упорный, целенаправленный и длительный труд всего коллектива, результат хорошо спланированной и организованной деятельности, при этом важнейшая роль в формировании положительного климата отводится руководителю.
Таким образом, социально-психологический климат — это в большей мере внутренний личностный настрой, который отражает уровень взаимопонимания в группе людей, условия и индивидуальные механизмы их деятельности. Чтобы добиться эффективной деятельности в организации, следует рационально распределять требуемую работу между сотрудниками в соответствии с их личными и коллективными возможностями. А благоприятная обстановка внутри коллектива окажет только положительное влияние на его совместную деятельность и развитие.
Литература:
- Парыгин, Б. Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. — М.: МГУ, 2001. 414 с.
- Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 298 стр.
- Ремезова О. Р. Психологический климат коллектива. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/17/psikhologicheskiy-klimat-kollektiva. (дата обращения: 13.11.2019)