В июне этого года Правительством РФ была опубликована концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также — Концепция) [2], который, как предполагается, должен вступить в силу с 1 января 2021 года.
Работа над Концепцией Кодекса началась еще в марте текущего года и была связана с тем, что ныне действующий КоАП РФ претерпел множество изменений и дополнений — если быть точным около пяти тысяч за последние семнадцать лет и, по мнению ряда исследователей, стал практически неприменимым [1, с. 1].
Концепция нового КоАП РФ несет в себе новый вектор развития и реформирования законодательства в данной области, акцентирует внимание на наиболее проблемных моментах, требующих немедленного решения в рамках проводимой модернизации. В числе ключевых моментов выделяются такие направления как вычленение в качестве самостоятельного субъекта административных правонарушений индивидуальных предпринимателей, установление административной ответственности, соразмерной характеру и степени общественной опасности совершенного деяния и применении мер административного принуждения, их категоризация, установление наряду с крайней необходимостью в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния, физическое или психическое принуждение, недопущение одновременного привлечения юридического лица и его сотрудника к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение, уточнение конфискации имущества как вида административного наказания, установление возможности замены одного вида наказания на другой без нового рассмотрения дела по существу в случаях, когда исполнение назначенного наказания невозможно по объективным причинам и др.
Кроме этого, в Концепции особо оговаривается необходимость обеспечения участникам производства по делу возможности получения информации о стадии производства по делу, о времени и месте составления протокола, рассмотрения и пересмотра дела или совершения отдельного действия по делу с использованием сети «Интернет».
Также в документе содержатся концептуальные положения, касающиеся разграничения полномочий в области законодательства об административных правонарушениях, действия закона во времени, уточнения понятийного аппарата, расширения принципов административной ответственности и т. п.
Реформу административного законодательства решено проводить параллельно с реформой контрольно-надзорной деятельности.
Таким образом, перед законодателями больше не будет стоять задача наказать и оштрафовать. Приоритетное значение будет отведено профилактике нарушений, в том числе и принудительной. Наказание предполагается установить для случаев, когда она не подействует. При этом будет применяться риск-ориентированный подход.
В новом Кодексе планируют сохранить положения о подведомственности, а нормы, регулирующие судопроизводство, перенесут в процессуальное законодательство.
Делить на категории будут исходя из характера и степени общественного вреда (наступили ли негативные последствия, есть ли угроза таких последствий). Например, правонарушения повышенной вредности могут быть отнесены к категории грубых. В зависимости от категории установят виды и размеры наказаний.
Предлагается сократить количество составов административных правонарушений, по которым к ответственности будет привлекать суд.
Ограничатся только составами повышенной общественной опасности и по которым назначать наказания вправе только суд.
Для каждой категории административного правонарушения будет свой срок давности. При этом будет учитываться характер и степень общественной опасности правонарушений той или иной категории.
Проекты федеральных законов о внесении изменений в новый КоАП РФ могут быть внесены в Госдуму только при наличии официального отзыва Правительства РФ. Правило о том, что любые изменения в Кодекс вносятся только отдельными федеральными законами, сохранится.
Все изменения в КоАП РФ будут вступать в силу не ранее чем по истечении трех месяцев со дня официального опубликования. Другой срок может быть установлен только федеральным законом.
И в заключение нельзя не сказать о роли научных трудов профессора Н. Г. Салищевой в формировании концепции проекта нового Кодекса.
Заслуженный юрист Российской Федерации Надежда Георгиевна Салищева была идеологом и принимала самое активное участие в кодификации института административной ответственности в союзных республиках СССР на базе Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. В постсоветской России именно Надежда Георгиевна способствовала как разработке и принятию, так и совершенствованию Кодекса РФ об административных правонарушениях в его существующем виде [3, с. 27].
Именно под ее редакцией получил свет наиболее адекватно отражающий волю законодателя и правоприменительную практику комментарий к КоАП РФ.
Ученый в своих трудах нередко обращала внимание на необходимость разработки и принятия нового Кодекса, отмечая, что негативные тенденции постоянного внесения изменений и дополнений в ныне существующий Кодекс, обусловленные ведомственными и региональными интересами, привели к разрушению изначально заложенной в данный Кодекс концепции, нивелировали принципы административной ответственности [4, с. 17].
По сложившейся в науке административного права традиции меры административного принуждения всегда носили и носят карательный характер, применяемые за совершение административных правонарушений, состав которого должен быть установлен как основание для привлечения к административной ответственности.
Традиционно целью применения административного наказания является именно предотвратить совершение новых административных правонарушений как виновным лицом, так и другими лицами (частная и общая превенция).
Думается, что в проекте нового Кодекса нашли свое прямое отражение результаты научных исследований института административной ответственности.
Между тем, как отмечается в документе, в ходе работы над текстом нового Кодекса обозначенные подходы могут быть изменены.
Литература:
- Ключевская Н. Опубликована концепция нового КоАП РФ // СПС «Гарант».
- Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // URL: http://static.government.ru (дата обращения: 10.06.2019 г).
- Овчарова Е. В. Роль научных трудов профессора Н. Г. Салищевой в формировании концепции проекта нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Административное право и процесс. — 2017. — № 6. — С. 25–29.
- Салищева Н. Г. Проблемы правового регулирования института административной ответственности в Российской Федерации // Административное право и процесс. — 2014. — № 9. — С. 16–18.