Статья посвящена анализу и определению критериев для систематизации групп общественных отношений в области антимонопольного регулирования, в целях исследования административно наказуемых посягательств на честную конкурентную среду.
Ключевые слова: антимонопольное регулирование, защита конкуренции, административная ответственность, классификация административных правонарушений.
Научный подход к определению составов в сфере антимонопольного регулирования и их квалификации остается неоднозначным продолжительное время. Исследователи с различием ограничивая круг административных правонарушений в сфере зашиты конкуренции, не дают соответствующей квалификации и рассматривают ответственность либо исключительно в широком смысле, либо путем анализа конкретных составов.
«Объективные причины правонарушений — это определенные противоречия в общественной жизни, характеризующиеся экономическими, политическими, социальными и духовными факторами» [1, с. 69].
Так, С. А. Карлов в качестве основополагающего критерия классификации выделяет объективную сторону правонарушения, разграничивая нарушение антимонопольных условий и требований на две отличные друг от друга группы. В качестве первой определены административные правонарушения, которые так или иначе имеют отношение к неисполнению или ненадлежащему исполнению условий и требований, установленных антимонопольным законодательством, в качестве второй группы выступают правонарушения, которые связаны с невыполнением и/или ненадлежащим исполнением законных требований антимонопольных органов или их должностных лиц. Автором разграничены административные правонарушения на нарушающие нормативно установленный антимонопольный запрет и на связанные с неисполнением/ненадлежащим исполнением установленной законодательством антимонопольной обязанности [2].
А. Н. Варламова в рамках изучения конкурентного права выделяет две группы административных правонарушений в сфере защиты конкуренции: непосредственно антимонопольные нарушения и правонарушения, посредством которых оказывается влияние на конкуренцию [3].
Справедливо подчеркнуть, что в соответствии с общепринятым пониманием видов объекта административного правонарушения общий объект соответствует группе общественных отношений — области защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, закрепленной в ст. 1.2 КоАП. Вместе с тем, автор ограничивает данную область до более узких сфер административно-правового регулирования исключительно в рамках антимонопольного законодательства, что представляется целесообразным и методологически верным.
Е. Е. Титовым предлагается схожее понимание группы составов административных правонарушений, однако руководствуется он несколько иным пониманием видов объекта правонарушения. В качестве родового объекта правонарушений в сфере антимонопольного регулирования определяются отношения в сфере конкуренции и в сфере антимонопольного управления. Автор подразумевает под ограничением конкуренции: «наиболее распространенное последствие, являющееся конструктивным признаком большинства составов административных правонарушений в антимонопольной сфере» [4].
Таким образом, справедливо стоит отметить, что рассмотренные точки зрения заслуживают внимания и представляют теоретический интерес. Однако, концепции авторов не в полной мере учитывают динамично возрастающий объем рассматриваемой группы отношений, что фактически не позволяет выработать систему оптимальной степени детализации — достаточно определённую, но, при этом, не слишком узкую.
Более того, необходимым представляется понимание административной ответственности в данной сфере, основанного на действующем законодательстве, ввиду того, что экономические отношения отличаются высоким уровнем развития, в связи с чем теория и правовые нормы нуждаются в своевременной актуализации [5].
С учетом вышесказанного, предлагается выделение обособленного подхода к классификации административных правонарушений в сфере защиты конкуренции, который основан на определении понятия защиты конкуренции и более детальном разветвлении групп составов административных правонарушений.
Исходя из определения сферы защиты конкуренции, а также анализа классификации составов нарушений в сфере антимонопольного регулирования представляется возможным выделить две группы составов административных правонарушений., нацеленных на пресечение и недопущение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции.
К первой группе можно отнести: ст. 14.6 КоАП РФ «Нарушение порядка ценообразования», ст. 14.9 КоАП РФ «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления»; ст. 14.24 КоАП РФ «Нарушение законодательства об организованных торгах»; ст. 14.31 КоАП РФ «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке»; ст. 14.31.2 КоАП РФ «Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности)»; ст. 14.32 КоАП РФ «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности»; ст. 14.40 КоАП РФ «Нарушение антимонопольных правил, установленных федеральным законом, при осуществлении торговой деятельности».
Важно подчеркнуть, что в результате совершения каждого из перечисленных административных нарушений создаются условия для установления монополии, где непосредственным объектом посягательства выступают конкуренция и, как следствие, потребитель и (или) конкурент.
Вторая группа составов, направлена на недопущение недобросовестной конкуренции: ст.14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе»; ст. 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей»; ст. 14.8 КоАП РФ «Нарушение иных прав потребителей»; ст. 14.10 КоАП РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)»; ст. 14.33 КоАП РФ «Недобросовестная конкуренция»; ст. 14.44 КоАП РФ «Недостоверное декларирование соответствия продукции».
В данном случае, последствием перечисленных нарушений является незаконное получение преимуществ в конкурентной борьбе, которое является результатом недобросовестных деяний в форме действия или бездействия. Непосредственный объект посягательства в данном случае — конкурент и (или) потребитель и, как следствие, конкуренция в целом.
Подводя итог, стоит отметить что предложенное понимание сферы защиты конкуренции и систематизации административных составов делает возможным формирование целостного представления об административной ответственности в области защиты конкуренции и рассмотреть классификацию составов на основе выделения подвидового объекта правонарушения, что положительно отражается на правоприменительной практике антимонопольных органов и развитии правовой базы в данной сфере общественных отношений в последующем.
Литература:
- Костылев А. К. Процессуальное обеспечение административной ответственности: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. — С. 272.
- Карлов С. А. Административно-правовые методы антимонопольного регулирования в России: дис.... канд. юрид. наук. — Москва, 2012. — 235 с.
- Варламова А. Н. Правовое обеспечение развития конкуренции: учебное пособие. — М.: Статут, 2010. — 301 с.
- Титов Е. Е. Административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства РФ: дис.... канд. юрид. наук. — Москва, 2015. — 250 с.
- Кротов К. С. Классификация составов административных правонарушений в сфере защиты конкуренции // Административное право и процесс, 2018. — С. 70–74.